Татьяна Мосеева
Проект «Методическая помощь педагогам, родителям по работе с одаренными детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Методическая помощь педагогам, родителям по работе
с одаренными детьми"
Автор:
Мосеева Татьяна Юрьевна, старший воспитатель
Цель Проекта Оказание методической помощи педагогам, работающим с одаренными детьми, родителям в создании единой системы выявления, эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с одаренными детьми
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Задачи Проекта 1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
2. Ознакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
3. Совершенствовать сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков дошкольников.
Сроки реализации Проекта 1 этап (подготовительный)
(сентябрь - декабрь 2016 г.)
2 этап (организационно-практический)
(2017 – 2018 г. г.)
3 этап (рефлексивно-аналитический)
(апрель - май 2018 г.)
Планируемые результаты реализации Проекта • создание устойчивой функциональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;
• положительная динамика участия воспитанников в конкурсах, конференциях разного уровня и результативности.
• повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
• обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций;
• повышение социального престижа ДОУ на муниципальном и республиканском уровне.
II. Актуальность Проекта
В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с талантливыми, одаренными и высокомотивированными детьми становится крайне необходимой. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. За неординарной творческой личностью – будущий расцвет государства.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Работа по выявлению одарённых и способных детей должна начинаться в дошкольном возрасте, конкретизироваться на начальной ступени и последовательно развиваться в основной и средней ступенях обучения и воспитания при непосредственном и активном участии воспитателей, педагогов, классных руководителей, психологов, родителей.
Каждый ребёнок талантлив по-своему. Задача каждого педагога – развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом человеке и дать им прорасти.
Заниматься с одарёнными детьми необходимо прежде всего и потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребёнка важно не только для него самого, но и для общества в целом для будущего нашего района и Республики. Создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений деятельности образовательных организаций нашего района.
Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Хотя, по моему мнению, если каждому ребенку с самого раннего детства предоставлять множество возможностей для саморазвития, он рано или поздно обнаружит свою одаренность.
Жизнь требует от детского сада подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного, любознательного, обладающего развитым воображением. Поэтому так важно:
- выявлять и развивать детскую одаренность, осуществлять поддержку детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;
- расширять возможности для участия способных и одарённых дошкольников в разных формах творческой деятельности.
III. Цель и задачи Проекта
Оказание методической помощи педагогам, работающим с одаренными детьми, родителям в создании единой системы выявления, эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей.
Задачи Проекта :
1. Обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта.
2. Ознакомить педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми.
3. Совершенствовать сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков дошкольников.
IV. Этапы реализации Проекта
1 этап (подготовительный)
(сентябрь - декабрь 2016 г.)
2 этап (организационно-практический)
(январь 2017 – май 2018 г. г.)
3 этап (рефлексивно-аналитический)
(апрель - май 2018 г.)
V. Система мероприятий с педагогами в рамках реализации проекта
№ Мероприятие
Срок реализации Ответственный Предполагаемый результат
1 этап (подготовительный)
1 Создание нормативно-правовой базы сопровождения проекта :
- сентябрь - декабрь 2016 г. Директор, старший воспитатель Пакет нормативных документов
2 Подготовка и издание методических рекомендаций по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных детей сентябрь - декабрь 2016 г. Старший воспитатель Методическая копилка
2 этап (организационно-практический)
3 Проблемный семинар
«Одаренные дети : выявление, обучение, развитие»
январь 2017 г. Старший воспитатель
Повышение профессиональной компетентности педагогов по актуальным вопросам педагогики одаренности
4 Консультации по модулям:
1. «Кто такой одаренный ребенок?»
2. «Понятие и виды одаренности»
3. «Одаренные дети : особенности психического развития»
4. «Особенности личности одаренного ребенка» февраль – март
2017 г. Педагог-психолог
5 Семинар-практикум «Разработка модели индивидуальной программы развития одаренного ребенка» апрель Старший воспитатель
Педагог-психолог Разработанные программы развития одаренного ребенка
6 Проведение тренингов с педагогами в течение года Педагог-психолог
7 Семинар-практикум «Разработка портфолио одаренного ребенка» апрель- май Старший воспитатель Создание портфолио дошкольников
8 Педгостиная «Эффективное использование изученных передовых технологий в работе с одаренными детьми» 1 раз в квартал Старший воспитатель Презентации проектов педагогов
9 Повышение квалификации педагогов по проблеме выявления, развития, поддержки талантливых, одаренных детей (проблемные семинары, краткосрочные курсы, обучающие семинары) в течение года Старший воспитатель Получение знаний об особенностях личности и психического развития одаренных детей
10 Круглый стол с педагогами по выявлению познавательной и творческой одаренности дошкольника, уточнение «банка данных» одаренных детей апрель,
октябрь 2017 г. Педагог-психолог
Старший воспитатель Создание «банка данных» одаренных детей
11 Консультация «Взаимодействие педагога и родителей по вопросам детской одаренности» сентябрь
2017 г. Старший воспитатель Презентация, памятки по работе с родителями
12 Организация, подготовка и проведение фестиваля «Все звезды» март
2018 г. Старший воспитатель, музыкальный руководитель Участие в фестивале, выявление одаренных детей
13 Участие педагогов в конкурсах, конференциях, фестивалях и т. п. в течение года Старший воспитатель Саморазвитие педагога
14 Создание сборника методических рекомендаций для работы с одаренными детьми. в течение года Педагог-психолог Сборник методических рекомендаций для работы с одаренными детьми.
15 Проект «Внедрение
профессионального стандарта в ДОУ» 2016-2020 г. Директор, старший воспитатель Повышение квалификации педагогов
3 этап (рефлексивно-аналитический)
16 Итоговый педагогический совет «Анализ результатов деятельности ДОУ за 2017-2018 учебный год» апрель - май 2018 г. Старший воспитатель Информирование всех участников образовательного процесса о результатах реализации проекта, определение перспективных направлений.
17 Обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций апрель - май 2018 г. Старший воспитатель Издание методических рекомендаций
VI. Профессионализм педагога – залог успешности ребенка
Наиболее важным условием развития ребёнка является профессионально-личностная квалификация педагогов, которые работают с ним. Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. И это не только прекрасный педагог, любящий свою профессию, детей. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые значимы в общении с любым одаренным дошкольником : психолого-педагогические знания, умения и навыки, профессионально значимые личностные качества, профессионально-личностная позиция.
Работа с одаренными детьми – это длительный, сложный процесс.
Специфика подготовки таких специалистов должна отвечать целому ряду требований:
• комплексный характер образования (психолого-педагогический и профессионально-личностный);
• создание системы консультаций, семинаров, тренингов;
• создание психолого-педагогический условий для развития профессионального мастерства;
• демократизация образовательной среды, создание благоприятной, творческой атмосферы;
• профессиональная подготовка.
Качества педагога для работы с талантливыми и одаренными детьми
Эмоциональная стабильность, целеустремленность, адекватная самооценка, умение объективно оценивать успехи одаренных детей
Стремление к самообразованию и самосовершенствованию
Высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность
Наличие организаторских способностей
Доброжелательность, чуткость, педагогический такт
Активная научно-методическая деятельность
Профессиональная компетентность
Высокая теоретическая подготовка
Знание детской психологии
VIII. Работа с родителями одаренных детей в процессе совместной деятельности
Организация психолого-педагогического просвещения родителей, должна существенно повысить роль семьи в воспитании и развитии детей, уровень социализации одаренных детей. В семье, несмотря на постоянно возрастающий культурный уровень людей, взрослые члены семьи не всегда имеют достаточные педагогические знания, не умеют установить правильные отношения между собой и с ребенком, не проявляют достаточной заботы о гармоничном развитии его личности. Именно поэтому родителям одарённых детей необходимо оказывать надлежащую научно-методическую и информационную поддержку, которая будет способствовать повышению культуры семейного воспитания, развитию способностей детей, сохранению их психологического и физического здоровья.
Отдельно следует остановиться на взаимодействии с родителями талантливых и одарённых детей.
Работа с родителями должна вестись в четырех направлениях:
1) психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2) создание информационной среды для родителей;
3) организация совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей;
4) поддержка и поощрение родителей на уровне детского сада.
Цель данной работы с родителями направлена на :
- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;
-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком
Система мероприятий с родителями в рамках реализации проекта
№ Мероприятие
Срок реализации Ответственный
Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка
1 Консультация «Одаренный ребенок и как его воспитывать» январь 2017 г. Педагог-психолог
2 Индивидуальные консультации с педагогом - психологом февраль – март
2017 г. Педагог-психолог
Организация информационной среды для родителей
3 Памятки по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей май 2017 г. Воспитатели
4 Групповых родительских собраний с использованием разнообразных форм работы по вопросам детской одаренности «Творим вместе!» сентябрь – октябрь 2017 г. Воспитатели
5 Мастер-класс «Как создать уголок творчества дома» октябрь 2017 г. Воспитатели
6 Фотогалереи талантов, дипломы победителей в течение года Воспитатели
7 Работа с родителями с использованием ИКТ ресурсов: общение в соцсетях, электронная почта. в течение года Воспитатели
Совместная практическая деятельность
8 Создание портфолио дошкольника апрель – май 2017 г. Воспитатели
9 Выставки творческих работ в музыкальном зале «Осенний натюрморт», «Чудо-ладошки», «Моя любимая мама», «Семейная коллекция к Новому году», «С Днем защитника Отечества», «Пуговичный мир», «Нарисую солнышко».
в течение года Воспитатели
10 Фестиваль, посвященный дню матери ноябрь Воспитатели
11 Совместные театрализованные представления для детей в течение года Воспитатели
12 Клуб для родителей «Здоровая семья» на темы 1 раз в квартал Старший воспитатель, педагог-психолог
13 Участие в районных, республиканских, всероссийских конкурсах, фестивалях в течение года Воспитатели
Мы стараемся поддерживать и поощрять родителей, которые активно включаются в совместную работу. На день открытых дверей в детском саду на торжественной части праздника активные родители награждаются грамотами и Благодарственными письмами от дошкольного учреждения.
Опыт работы с родителями показывает, что только при слаженной совместной работе в семье, где воспитывается одаренный ребенок, в детском саду созданы, благоприятные условий, ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей и одаренности.
Такая система работы позволит повысить правовую и педагогическую культуру родителей, а также формировать практические умения и навыки в воспитании способных, талантливых детей, что приведёт к взаимопониманию между детьми, родителями и педагогом.
IX. Планируемые результаты реализации Проекта
Наша стратегия работы с талантливыми и одаренными детьми заключается в создании условий для их успешного развития, включая просто способных детей, а также детей, чья одаренность ещё не проявилась, но у них есть желание развить какие-то способности.
В работе с одаренными детьми мы, педагоги ставим цель создание оптимальных педагогических условий для гармоничного развития одарённых детей и их творческой самореализации.
• создание устойчивой функциональной системы выявления, поддержки и развития одаренных детей;
• положительная динамика участия воспитанников в конкурсах, конференциях разного уровня и результативности.
• повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
• обобщение и распространение инновационного опыта, подготовка и издание методических рекомендаций;
• повышение социального престижа ДОУ на муниципальном и республиканском уровне.
X. Список литературы
• Артемьева Т. И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.
• Бабаева Ю. Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
• Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В. И. Панова. - М., 1998.
• Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
• Бодалев А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
• Брюно Ж. и др. Одаренные дети : психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с. 73.
• Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.
• Венгер Л. А. Педагогика способностей. - М. : Знание, 1973. - 96 с.
• Вишнякова Н. Психологические особенности креативной одаренности женщин // Женщина, Образование. Демократия. - Минск: Энвила, 1999.
• Волкова М. Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха. - М. : НИИВШ, 1989. - 120 с.
• Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.
• Гильбух Ю. З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
• Гильбух Ю. З. и др. Феномен умственной одаренности // Вопросы психологии. - 1990. - №4.
• Глотова Г. А. Творческая одаренность личности. - Екатеринбург, 1992.
• Голубева Э. А. Комплексное исследование способностей // Вопросы психологии. - 1986. - № 5.
• Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
• Грязева В. Г., Петровский В. А. Одаренные дети : экология творчества. - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.
• Давлетшин М. Г. Психология технических способностей школьников. - Ташкент: Фан, 1971. - 176 с.
• Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт. -сост. Н. И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
• Одаренный ребенок : особенности обучения: пособие для учителя / Н. Б. Шумакова, Н. И. Авдеева, Л. Е. Журавлева и др. ; под ред. Н. Б. Шумаковой. – М. : Просвещение, 2006. – 239 с.
• Доржиева Т. В. Особенности работы с творчески одаренными детьми в учебных заведениях. - Улан-Удэ, 1999. - 61 с.
• Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
• Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб. : Питер, 1999.
• Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал - 1991. - № 2.
• Дьяченко О. М. Проблема развития способностей: до и после Л. С. Выготского // Вопросы психологии. - 1996. - №5.
• Ильин Е. П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. - 2003. - № 3.
• Как определить и развить способности ребенка / Сост. В. М. Воскобойников. - СПб. :-
• Кузьмина Н. В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. - 1984. - № 1.
• Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985.
• Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избр. тр. - М., Воронеж: МОДЭК, 1997. - 448 с.
• Лейтес Н. С. Возрастная одарённость школьников. - М., 2000.
• Лейтес Н. С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б. М. Теплова // Вопросы психологии. - 1976. - № 5.
• Лейтес Н. С. Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников // Вопросы психологии. - 1985. - № 1.
• Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. - М. : Педагогика, 1971.
• Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. - 1960. - № 1.
• Лосева А. А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста // Журнал практического психолога. - 1998. - №3. - С. 84.
• Матюшкин А. М. Загадки одаренности. - М. : Школа-пресс, 1993.
• Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - № 6. - с. 29-33.
• Мейснер Т. Вундеркинды. Реализованные и нереализованные способности. - М., 1998.
• Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. - М. : Просвещение, 1989. - 159 с.
• Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.
• Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. - М., 2001.
• Мясищев В. Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. - М., 1962.
• Одаренные дети / Пер. с англ. ; Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В. М. Слуцкого. - М. : Прогресс, 1991. - 376 с.
• Одаренные дети / Под ред. М. Карне. - М., 1991.
• Одаренные дети : выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 1996.
• Одаренные дети : проблемы и перспективы / Под ред. А. З. Иоглевич. - Челябинск, 1995.
• Одаренный ребенок / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1997.
• Панов В. И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.
• Педагогические способности // Педагогическая психология : Учеб. / Под ред. Н. В. Клюевой. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
• Полуянов Ю. А. Воображение и способности. - М. : Знание, 1982. - 96 с.
• Попова Л. В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.
• Проблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. А. Бодалев, А. М. Матюшкин. - М. : НИИОП, 1984. - 144 с.
• Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтеса. - М. : Академия, 1996. - 416 с.
• Психология одаренности : от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова. - М., 2000.
• Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. - М., 1998.
• Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова - М., 2003.
• Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.
• Учителю о одаренных детях / Под ред. В. П. Лебедевой и др. - М. : Молодая гвардия, 1997.
• Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
• Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М. : Молодая гвардия, 1997.
• Чистякова Г. Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур // Вопросы психологии. - 1991. - №6. - С. 103.
• Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии способностей // Вопросы психологии. - 1986. - № 3.
• Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М. : Знание, 1986. - 80 с.
• Чудновский В. Э. Одаренность : дар или испытание. - М., 1990.
• Шадриков В. Д. Способности человека. - М., 1998.
• Шадриков В. Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Психологический журнал. - 1983. - Т. 4. - № 5. - C.14-19.
• Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. : Учебное пособие. - М. : Логос, 1996. - 320 с.
• Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.
• Шумакова Н. Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С. 27.
• Шумакова Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С. 34.
• Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
• Юркевич В. С. Одаренный ребенок : иллюзии и реальность. - М. : Просвещение, 1996.
• Юркевич В. С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. - 1997. - №1. - С. 59.
• А. В. Яковина. Модель готовности учителя к работе с одаренными детьми. Научно-практический журнал «Одаренный ребенок», № 4, 2011г.
• Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С. 72-81.
I