Ирина Амелькина
Проект «Мама, папа, я — читающая семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Папа, мама, я – читающая семья»
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге,
если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -
в годы отрочества душа подростка будет пустой…»
В. А. Сухомлинский
Паспорт проекта
Вид проекта: практико-ориентировочный
Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь 2015 – апрель 2016 г)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители, работники библиотеки
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Мама, папа, я — читающая семья“» размещена в разделах
Семья — основа формирования образа жизни, мировоззрения человека. Если семья читающая и книге уделяется важное место — это прекрасно! Психологи утверждают, что совместное чтение, разговор о прочитанном не только сближают родителей и детей, но и оказывают большое влияние на характер ребенка, его нравственные качества. Читающий ребенок быстрее развивается, легче устанавливает контакты, находит свое место в жизни.
Формирование духовной культуры личности всегда осуществляется через чтение. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души, сердца, средством общения с миром, с близкими людьми. Но чтение все больше утрачивает свою культурную и образовательную роль в обществе, превращаясь в источник получения информации и средство развлечения.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Цель проекта:
Помочь родителям осознать ценность семейного чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.
Задачи:
1. Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать
грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во
взаимодействии всех участников образовательного процесса:
педагогов, детей, родителей.
3. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
4. Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей.
5. Воспитывать бережное отношение к книге.
Ожидаемый результат :
1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.
2. Возрождение традиции домашнего чтения.
3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.
4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.
Презентация проекта:
Создание музея семейных рукописных книг.
Для успешной реализации проекта определенны задачи, которые необходимо решать в семье и детском саду.
В семье
- ежедневное чтение детям художественных произведений;
- использовать в процессе домашнего чтения рукописные книги и журналы созданные детьми;
- ввести в круг чтения детскую периодику;
- следить за подбором детской литературы, беседовать о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- заинтересовать детей чтением с продолжением, побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- учить ребенка правильному обращению с книгой, концентрировать его внимание на том, кем создана книга, как называется, кто ее иллюстрировал;
- создавать детскую домашнюю библиотеку, учить пользоваться книжным и журнальным фондом публичной детской библиотеки;
[b]В детском саду[/b]
- ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
- ввести в круг чтения детскую периодику;
- контролировать процесс семейного чтения., давать рекомендации родителям по организации семейного чтения;
- развивать у детей индивидуальные литературные предпочтения;
- привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;
- активизировать работу библиотеки детского сада (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);
- вырабатывать потребность ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;
Проект предусматривает введение классических и хрестоматийных произведений.
Круг чтения детей расширяется и усложняется, как постоянный вводится такой вид работы, как чтение «с продолжением», вводится периодика: детские журналы, детские страницы отдельных газет. Организовывается «издание» собственного журнала, группового или домашнего. В журнал помешаются детские стихи и рисунки, совместные произведения взрослых и детей, понравившиеся литературные произведения.
Проект предлагает разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми: подготовка к восприятию с помощью рассказа отдельных эпизодов из биографии писателя; пересказ занимательного эпизода, прерванного на самом интересном месте; выразительное чтение воспитателя (родителя); «письмо», якобы адресованное детям автором произведения; словесное рисование – цель которого: приблизить к ребенку образы произведения, включить детское воображение, сконструировать возникшие представления.
Детям предлагается широкий спектр игр:
- сюжетно – ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин», «Переплетная мастерская»;
- игры по прочитанным книгам, викторины, кроссворды;
- игры – драматизации - ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты;
- театрализованные игры – драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуется внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основа самостоятельности.
Кроме того, свои впечатления от прочитанных книг дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисованию.
Обоснованный отбор нужных приемов, методов, игр, во многом решает дело. Благодаря такому отбору происходит самое близкое общение воспитателя, родителя и ребенка, которого взрослые побуждают к речевому действию, а так же повышают интерес к художественной литературе.
Реализация проекта предполагает:
- совместную деятельность родителей и детей;
- взаимодействия воспитателя с родителями;
- взаимодействие воспитателя с детьми;
- взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Участники:
Воспитанники, педагоги
Формы взаимодействия:
образовательная деятельность; организация книжного уголка в группе; утренние беседы о прочитанной дома книге; игры-драматизации, театрализованные игры-драматизации; дидактические игры; дневные литературные чтения; создание книг-самоделок, книжные выставки; тренинги, ситуативное обучение; мастерская по изготовлению творческих работ;
Участники:
Родители
Формы взаимодействия:
презентация опыта семейного воспитания; наглядное информирование, анкетирование, практические консультации, родительские встречи; традиция «Гость группы»
Участники:
Родители, воспитанники
Формы взаимодействия:
открытые мероприятия с участием родителей; конкурс семейной рукописной книги; арт-выставки «Вместе с книгой я расту»; выставки детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям; экскурсия в городскую детскую библиотеку; книжные выставки «Книжный парад для дошколят»; традиции группы: «Гость группы», «Книга напрокат», «Книжное дерево»; литературный КВН, конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»
[b]Методическое обеспечение:[/b]
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- тематические картотеки «стихи», «загадки», «сказки»;
- биографии детских писателей, портреты, методические рекомендации по организации различных форм работы с детьми по творчеству писателей;
- конспекты образовательной деятельности ;
- сценарии литературных праздников, викторин, КВН, турниров;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература.
[b]План мероприятий по реализации проекта. [/b]
Организационный этап.
(октябрь – ноябрь 2015 год)
1. Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
2. Составить конспекты образовательной деятельности, сценарии литературных праздников, викторин, турниров, КВН.
3. Разработать перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах.
4. Провести анкетирование родителей.
5. Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
6. Обновить предметно-развивающую среду.
Практический этап.
(декабрь 2015г. – апрель 2016г.)
1. Внедрить перспективное планирование по работе с детьми в образовательной деятельности и режимных моментах
2. Внедрить новые формы работы с детьми.
3. Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.
4. Провести семинары-практикумы, консультации для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в приобщении детей к художественной литературе.
5. Провести семинары-практикумы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции в воспитании грамотного читателя.
6. Осуществить контроль реализации проекта.
Заключительный этап.
(май 2016 года)
1. Обработать результаты реализации проекта.
2. Оформить методические рекомендации «Семейное чтение, как один из аспектов подготовки ребенка к школьному обучению».
3. Провести презентацию проекта в рамках внутри садовского конкурса «Лучший образовательный проект»
4. Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов.
Ожидаемые результаты проекта
Родители:
- Ежедневно поддерживают традиции семейного чтения;
- Повышают интерес ребенка к художественной литературе;
- Расширяют круг детского чтения за счет введения новых тематических рубрик;
- Проявляют уважение к чтению и относятся к нему, как к серьезному и очень важному и нужному занятию.
Воспитанники:
- Умеют самостоятельно подбирать художественные произведения для семейного чтения;
- Умеют правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне;
- Сформирован интерес к литературе как к виду искусства;
- Сформированы нравственные качества ребенка;
- Выработана потребность ежедневного общения с художественной литературой;
Литература
1. Алиева Т. Н., Антонова Т. В. Программа «Истоки» - М. : Просвещение, 2003 г.
2. Гриценко З. А. Положи твое сердце у чтения - М. : Просвещение, 2000г.
3. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.
4. Доронова Т. Н. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. «Из детства – в отрочество».- М. : Просвещение, 2002 г.
5. Жукова Г. Д Родительское собрание по детскому чтению. - М: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007 г.
6. Жукова Г. Д. Семейное чтение в год семьи. - М: Русская школьная ассоциация, 2007
7. Канавина Г. А. Особенности деятельности библиотеки в поддержку социальной «семьи» и в сохранении традиции семейного чтения в условиях детского дома, организованного по семейному типу. - М. : Просвещение, 2000г
8. Международный день детской книги. - Ж. : Дошкольное образование, 2010. - №6.
9. Нежданова Л. И., Киченко Е. А. Работа с семьей и продвижение семейного чтения – М. : Просвещение, 1996 г.
10. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека. -М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
11. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
12. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
13. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №1
14. Пушкин А. С. Сказки. -М. : Детская литература, 2007г.
15. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г