Ольга Кокорева
Проект «Маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Кокорева Ольга Васильевна,
воспитатель I квалификационной категории
СП «Детский сад «Сказка»
МБОУ «Красноборская СОШ»
Проект «Маленькие исследователи»
Актуальность темы:
Маленькие дети по своей природе уже исследователи. Им хочется испытывать все самим, пробовать неизведанное. Очень важно желание ребенка познать новое сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.
Публикация «Проект „Маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Почему так важно уже в раннем возрасте проводить с детьми опыты и эксперименты? Возраст с 1,5 до 3 лет – это возраст, когда ребёнок уже может действовать самостоятельно, активно проявляет любознательность. Кроме того, во время исследовательской деятельности мы пополняем активный и пассивный запас детей, проговаривая все действия, вызывая детей на диалог. Также в ходе опытов дети учатся делать первые выводы, умозаключения – если в холодную воду добавить горячую - получается тёплая. Малышу с помощью экспериментирования легче понять и установить связи, закономерности в окружающем мире. Проблемная ситуация, неуспех в деятельности, замена материала и его сенсорное обследование приводит к осознанию свойств материала (из влажного песка можно лепить) дети знакомятся со способами обследования для выявления свойств (сжать, надавить ладошкой)
Участники проекта: дети от 1,5 до 3-х лет, воспитатель, младший воспитатель.
Цель проекта: В процессе знакомства со свойствами песка и воды развивать любознательность, наблюдательность детей.
Задачи проекта: 1. Дать детям знания о свойствах песка и воды в процессе разных видов деятельности.
2. Развивать речь детей, пополняя активный словарь доступными к проговариванию словами – горячая, тёплая, холодная, сырой, влажный, сухой, лепится, названиями основных цветов.
3. Воспитывать желание и умение играть рядом друг с другом.
Содержание проекта:
1. Дидактическая игра «Купаем куклу»
Цель: Учить детей в процессе игры делать простые выводы: водичка льётся, вода бывает холодной и горячей, а если её смешать – получится тёплая водичка; в тёплой воде приятно купаться кукле Кате.
Оборудование: 2 ведёрка с холодной и горячей (t +500) водой, тазик, кукла, мочалка, мыло, полотенце.
2. Экспериментирование с песком и водой (на прогулке)
Цель: С помощью экспериментирования помочь детям осознать свойства песка: сухой песок рассыпается, куличики получаются некрасивые, а если песок полить водичкой он становится влажным и с помощью формочек можно «испечь» ровные, красивые пирожки.
Оборудование: лопатки, 2 ведёрка, формочки, кувшинчик с водой.
3. Исследовательская деятельность «Маленькие песчинки»
Цель: Показать детям способы выявления свойств песка: с помощью мелких ситечек показать, что песок состоит из камушков и маленьких песчинок, похожих на камушки.
Оборудование: ситечки по количеству детей, сухой песок, совочки.
4. Проведение опыта «Тонет – не тонет»
Цель: В процессе игры с водой дать детям знания, что тяжёлые предметы тонут, а лёгкие плавают.
Оборудование: тазики с водой, лёгкие (поролон, пёрышки, деревянные предметы) и тяжёлые (камушки, металлическая машинка) предметы.
5. Дидактическая игра «Разноцветная водичка»
Цель: В процессе игры продолжать знакомить детей со свойствами воды: водичка льётся - у неё есть своя «песенка», она прозрачная, её можно «окрасить» в разные цвета.
Оборудование: баночки с водой, гуашь, кисточки.
6. Образовательная деятельность «Рисуем палочкой на песке»
Цель: Продолжать знакомить детей с разными способами игры с песком – на песке можно рисовать палочкой или пальчиком, «стирать» рисунок и рисовать снова.
Оборудование: мелкие ёмкости с песком и палочки по количеству детей.
7. Дидактическое упражнение «Узнай на ощупь»
Цель: развивать осязание детей через игру, активизировать в речи детей слова «сухой, сырой, влажный».
Оборудование: косыночка для завязывания глаз, низкие ёмкости с сухим и влажным песком.
8. Дидактическое упражнение «Чьи следы» (проводится на прогулке)
Цель: развивать наблюдательность, любознательность детей; умение различать и называть большие и маленькие следы, соотносить с тем, кому они принадлежат – взрослые большие, значит и следы у них большие, а дети маленькие, значит их следы меньше.
9. Заключительное мероприятие «В гостях у маленькой капельки»
Цель: закрепить знания детей о простейших свойствах воды и песка; с помощью иллюстраций, наглядности, общения с капелькой дать знания о том, что когда очень холодно, водичка может превратиться в лед, а вернуться назад, ей поможет солнышко.
Для того чтобы игры-эксперименты осуществлялись успешно стараюсь включать их в разные виды деятельности: в игру, на занятие, прогулку.
В процессе работы, играя с детьми, стараюсь создавать проблемные ситуации, позволяющие ребенку делать какие-то самостоятельные выводы. Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаю слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации предлагаю детям намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось. Так они закрепляют знания, полученные в процессе организованной деятельности.
На информационном стенде выкладываю информацию для родителей об особенностях данного возрастного периода детей. Нацеливаю родителей на то, что любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.
Результаты работы: дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.