Ольга Гришина
Проект «Люблю березку русскую» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Фокино «Детский сад комбинированного вида,Теремок’’»
ПРОЕКТ
«Люблю березку русскую»
для детей старшей группы
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Подготовила: Гришина Ольга Стефановна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория
2020 – 2021 учебный год
Тип проекта : познавательно – исследовательский, творческий.
Публикация «Проект „Люблю березку русскую“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: сентябрь 2020 года - май 2021 года.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта : дети старшей группы №1,
Гришина Ольга Стефановна,
родители воспитанников.
музыкальный руководитель.
Руководитель проекта : воспитатель Гришина Ольга Стефановна.
Характер участия: сотрудничество.
Березка белая, березка чистая,
Всегда веселая, всегда лучистая.
К теплу и свету ветвями тянется,
Весне и лету все улыбается.
Станислав Брандис
Актуальность
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Экологическое образование ребенка необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. И этим объектом может быть — береза.
Белая березка – дерево России, символ красоты русской природы, символ России. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг нее хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы посвятили березке свои лучшие песни.
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что они интересуются деревом, выделяют его по характерным признакам, рассматривают иллюстрации, но имеют поверхностные знания о пользе дерева, о взаимосвязях с живой и неживой природой. Дети не знают, почему береза - самое почитаемое дерево в России, а самое главное им интересна эта тема и они хотят знать о березе больше.
Мы решили разработать проект «Люблю березу русскую». Проект позволит нам больше узнать о берёзе как о растении, понять, почему она является символом России. А также узнать, для чего нужно охранять и беречь природу.
Проблема:
Недостаточные знания у детей о самом почитаемом дереве в России – берёзе, о ее оздоровительном, хозяйственном и эстетическом значении в жизни человека. Несоблюдение правил экологически грамотного поведения.
Цель: создать условия для формирования экологической культуры дошкольников, содействовать воспитанию патриотизма через углубление знаний о березе – символе Родины.
Задачи:
- Формировать представления о жизни растения, его развитии;
- познакомить детей с березой, как символом страны;
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
- раскрыть значение народных, обрядовых действий, красоту березы через художественное слово, иллюстрации, приобщая детей к культуре русского народа;
- воспитывать любовь к русской культуре, природе, бережное отношение к ней.
Предполагаемые результаты
В результате реализации проекта дети
- Расширят представления о березе, её значении в жизни человека;
- сформируются такие нравственные понятия, как любовь к Родине, гордость за её природные богатства;
- у детей появится инициатива, сообразительность, потребность общаться с природой;
- научатся сравнивать, анализировать, делать выводы;
- разовьется творческое и интеллектуальное мышление, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения;
- приобретут новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Формы работы:
* Беседы с детьми, познавательные рассказы воспитателя.
* Наблюдение за берёзой.
* Совместная деятельность воспитателя с детьми через организованную
образовательную деятельность.
* Чтение художественной литературы.
* Художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд).
*Рассматривание репродукций картин русских художников, иллюстраций.
*Экспериментирование.
*Речевые игры, описательные рассказы.
*Дидактические игры.
*Подвижные игры.
Содержание деятельности в ходе реализации проекта :
Подготовительный этап: (сентябрь 2020 г.)
• Определение цели и задач проекта, разработка содержания
учебно – воспитательного процесса;
• Подбор литературы: сказки, загадки, стихотворения, пословицы,
поговорки, легенды, приметы о березе;
• Подбор подвижных, дидактических игр;
• Подбор иллюстраций, картин;
• Подготовка материала для изобразительной деятельности, музыкальной деятельности.
•
Практический этап: (октябрь 2020 – май 2021 года)
Работа с детьми:
Познавательное развитие
• Беседа «Русская береза – символ Родины моей»
• Беседа «Русская береза»
• Беседа «Целебные свойства березы»
• Наблюдения за березой во время прогулок.
Опытно – экспериментальная деятельность:
• Исследование «Что будет с ветками березы (зимой) если их поставить в воду в группе».
• «Запаривание березового веника»
• Рассматривание бересты.
• Рассматривание семян березы.
• Рассматривание изделий из бересты.
Социально – коммуникативное развитие
• Дидактическая игра «Сложи картинку»
Речевое развитие
• Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». (с помощью мнемотаблицы)
• Разучивание стихотворения П. Воронько «Береза».
• Словесная игра «Бусы для березки»
• Словесная игра «Волшебная палочка»
• Разгадывание загадок о березе.
• Чтение сказок, стихов, легенд.
• Знакомство с пословицами и приметами.
Художественно – эстетическое развитие
• Занятия по изобразительной деятельности: рисование смятой бумагой «Осенняя березка», аппликация листьями «Березка осенняя», аппликация ватными дисками «Березка в зимней шубке», рисование ватными палочками «Весенняя березка»; конструирование из бумаги «Во поле березка стояла».
• Пение «Во поле береза стояла»(русская народная мелодия).
• Прослушивание аудиозаписи Е. Дрейзин старинный вальс «Березка»,
Г. Вихарева «В золоте березонька».
• Разучивание хоровода «Ай, да березка» (муз. Т. Попатенко)
• Знакомство с работами художников «Образ березы в русской живописи».
Физическое развитие
• Подвижные игры «Беги к березе», «Во поле береза стояла»,
хороводная игра «Березка».
• Динамические паузы «Березка», «Станем мы березками».
Работа с родителями:
- Совместное творчество с детьми «Люблю березку русскую»
- Подбор фотографий по теме проекта
- Доставка посадочного материала для акции «Посадим березку на участке детского сада»
Заключительный этап: (май 2021г.)
- Акция «Посадим березку на участке детского сада»
- Изготовление лэпбука «Люблю березку русскую»
- оформление материалов проекта
- презентация проекта.
Выводы:
В результате проведенной работы дети стали понимать значение березы в жизнедеятельности человека.
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к деревьям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую».
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
5. Большая поисковая работа педагога по данной теме и наработка педагогических материалов.
Заключение:
Реализация данного проекта научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России – березе, потому что она красива и целебна.
Обработка материала по данной теме позволила изготовить лепбук «Люблю березку русскую». Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке.
Перспективы работы:
Педагогический коллектив нашей группы и дальше будет проводить проекты экологической направленности.