Котельникова Ирина Вячеславовна
Проект «Любят сказки все на свете»
Паспорт проекта
Проектный метод, используемый в работе с детьми среднего дошкольного возраста, предполагает развитие у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать продуктивную деятельность. Проектный метод помогает детям овладеть разными средствами речевой выразительности, и использовать приобретенные знания в самостоятельной деятельности. Тема проекта выбрана в соответствии с календарным планированием: январь – «В мире сказок».
Публикация «Проект „Любят сказки все на свете“» размещена в разделах
Название проекта : «Любят сказки все на свете».
Тема проекта : русские народные сказки.
Тип проекта : познавательно-информационный, творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный.
Проблема. Чтение перестало удовлетворять потребность детей в воображении, фантазировании. Телевидение, интернет, компьютерные игры привлекают детей все больше, все неохотнее они слушают «живое» чтение, не ждут ничего интересного от текстов литературных произведений, поэтому у детей наблюдается снижение читательского интереса. Дети плохо воспринимают на слух сказки, не чувствуют красоту литературной речи, не могут отличить авторскую сказку от народной, не могут объяснить и выразить смысл произведения и свое отношение к нему, не умеют пересказывать.
Актуальность. Сказка – это один из основных жанров фольклора, средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Любая сказка представляет собой прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным сюжетом. В сказках дети получают образцы нравственности и морали, понятие добра и зла. Сказки учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. «Цель сказочника, и в первую очередь народного – воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». (К. И. Чуковский)
Проект «Любят сказки все на свете» ориентирован на взаимодействие воспитателей, детей и родителей. В проекте рассматривается фольклорный жанр – русские народные сказки.
Цель проекта : приобщение детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной сказки.
Задачи
Для детей:
- развитие познавательных способностей, любознательности, творческого воображения, памяти;
- развитие речи (словарного запаса, звукопроизношения, грамматического строя, связности, выразительности);
- формирование умения пересказывать;
- развитие умения анализировать, сравнивать, отличать сказочные ситуации от реальных;
-воспитание интереса к фольклору.
Для педагогов:
- создание необходимых условий для знакомства с русскими народными сказками;
- содействовать формированию гуманных качеств личности у детей;
создать условия для развития творческих способностей детей;
- реализация обучающих, развивающих, воспитательных задач через освоение детьми образовательных областей;
- пополнение предметно-развивающей среды в группе;
- привлечение родителей к совместной работе.
Для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка;
- участие в проектной деятельности для совместного творчества с детьми.
Возраст детей: дети 4-5 лет.
Направленность: организация разных видов детской деятельности (познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической, физической).
Участники проекта : дети средней группы №1 «Огонек», воспитатели, родители.
Формы проведения проекта : беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, выставки книг, продуктивные виды деятельности, просмотр мультфильмов, работа с родителями.
Продолжительность проекта : краткосрочный с 9 по 31 января 2019 года.
Предполагаемый результат.
- получение знаний о русских народных сказках;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- развитие коммуникативных навыков, познавательной активности, творческих способностей;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи;
- развитие интереса к фольклору.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап:
- выявление проблемы по теме проекта;
- постановка цели, задач проекта;
- планирование деятельности с участниками проекта (разработка конспектов занятий, сценария викторины по теме «Русские народные сказки», сценария развлечения «В гостях у русской сказки».
- подбор материалов для работы (методических, дидактических, наглядных);
- подбор художественной литературы (русские народные сказки);
- организация предметно-развивающей среды в группе (выставка книг, подбор игр разной направленности);
- организация условий для самостоятельной деятельности детей;
- организация работы с родителями (информация о проекте, постановка задач, подбор тем консультаций);
- анкетирование детей, родителей (начальное, итоговое).
Приложение №1
2. Основной этап
Обогащение развивающей среды:
- книжный уголок (внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения);
- речевая зона – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; использование разных видов театра, масок (для театрализации);
– зона изобразительной деятельности (раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции). Приложение№2
Образовательная деятельность в режимных моментах
Реализация проекта по образовательным областям в ходе индивидуальной, совместной, самостоятельной и дополнительной деятельности.
Утро (до прогулки) :
- индивидуальная работа с детьми – анкетирование, продуктивная, речевая деятельность;
- групповая работа – рассматривание иллюстративного материала, ситуативные разговоры, беседы, чтение художественной литературы, игры (настольные, дидактические, словесные, театрализованные, хороводные, малой подвижности, сюжетно-ролевые, коммуникативные и т. д.).
Прогулка:
- групповая работа – игры разной подвижности.
Вторая половина дня:
- групповая работа – чтение художественной литературы, загадывание загадок, викторины, экскурсии, игры (настольные, дидактические, словесные, театрализованные, хороводные, малой подвижности, сюжетно-ролевые);
- индивидуальная работа – речевая, продуктивная деятельность.
Познавательное развитие
Цель: ознакомление с окружающим социальным миром, с окружающим природным, с окружающим предметным миром, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование и исследовательская деятельность, сенсорное развитие.
Социально-коммуникативное развитие
Цель: нравственное развитие, патриотическое воспитание, правовое воспитание, гендерное воспитание, коммуникативное развитие, трудовое воспитание, формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Речевое развитие
Цель: формирование речи (звуковой культуры, словаря, грамматического строя, развитие (связной речи, речевого творчества, ознакомление с художественной литературой.
Художественно - эстетическое развитие
Цель: развитие восприятия произведений искусства и литературы, музыкальное развитие, рисование, лепка, конструирование, аппликация.
Физическое развитие
Цель: охрана и укрепление здоровья, развитие физических качеств, формирование представлений о здоровом образе жизни.
Формы и содержание работы
С детьми:
1. Организованная образовательная деятельность:
• Беседа: «Сказка – ложь, да в ней намек…»
• Рисование «Разные теремки» (по русским народным сказкам «Теремок», «Зимовье зверей»)
• Лепка сюжетная (коллективная) «Колобок в лесу» (по русской народной сказке «Колобок»)
• Аппликация «Избушка ледяная и лубяная» (по русской народной сказке «Заюшкина избушка»)
• Конструирование «Домик для друзей» (по сказке «Крылатый, мохнатый, да масляный») Приложение№3
• Развитие речи - словесные игры по мотивам русских сказок :
- формирование словаря («Угадай по описанию» - прилагательные, «Скажи наоборот» - антонимы, «Про кого рассказ» -глаголы);
- звуковая культура речи («Кто рычит, а кто кричит?», «Летела муха» - звукоподражание, «Узнай слова» -фонематический слух);
- грамматический строй речи («Кто здесь, а кого нет?»)
- связная речь («Давай поговорим» - диалоги, «У меня лес. В нем живут…» - составление рассказа, «Опиши героя» - по картинкам)
2. Ситуативные разговоры:
- «Добрые поступки героев»
- «Повторы в сказках»
- «Добрые и злые герои сказок»
- «Как бы ты поступил…»
3. Игровая деятельность:
• Подвижные игры
- игры с бегом («У медведя во бору», «Бездомный заяц»);
- с прыжками («Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»);
- с ползанием и лазаньем («Перелет птиц»).
• Игры малой подвижности («Мы на луг ходили…», «Ай, ребята, та-ра-ра…»);
• Игры - драматизации:
- этюды («Веселая прогулка» П. Чайковский, «Бегал заяц по болоту» В. Герчик, «Теремок».
• Дидактические- лото домино
4. Чтение художественной литературы (русские народные сказки) :
- «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь», «Баба-яга», «Терешечка», «Жихарка», «Репка», «Курочка -Ряба», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса», «Петушок – золотой гребешок», «Черный бычок-смоляной бочок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Три медведя», «Зимовье зверей», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Петушок-золотой гребешок и чудо-меленка», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Заюшкина избушка», «Лиса и заяц».
5. Рассматривание репродукций, иллюстраций разных художников
(В. Васнецов, Ю. Васнецов, Б. Зворыкин, Е. Рачев, В. Конашевич, И. Билибин). Приложение №4
6. Просмотр мультипликационных фильмов по русским народным сказкам.
7. Самостоятельная деятельность (раскрашивание готовых раскрасок по сказкам).
С родителями:
• Консультации Приложение №5
• Помощь в организация выставки книг по теме «Русские сказки»
Приложение №6
3. Заключительный этап
Продукты реализации проекта :
• Проведение образовательной деятельности
• Составление с детьми мнемотаблицы «Знакомые сказки»
Приложение №7
• Развлечение – викторина «Знатоки народных сказок»
Приложение №8
• Выставки детских работ по продуктивным видам деятельности
• Презентация «Знатоки народных сказок» Приложение №9