Чепикова Светлана
Проект «Открытые сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Открытые сердца»
(волонтерское движение в детском саду как средство формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников).
1) Направление реализации проекта :
Повышение качества образовательного процесса в ДОУ в условиях реализации федерального государственного стандарта дошкольного образования.
2) Новизна состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях ДОУ.
3) Вид проекта : долгосрочный.
4) Актуальность:
Публикация «Проект „Открытые сердца“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2023
В наше время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения - выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребенка к школе, в частности.
Существует много форм работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников. Наш детский сад выбрал – волонтерское движение, которое предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Одна из современных форм построения тесного взаимодействия с социумом – «Акция» с успехом применяется нашими волонтёрами. Тематика их самая разнообразна, но необходимо соблюдать правило – она должна быть актуальна в данный момент как для самих детей, их родителей, социума.
Таким образом, волонтерство - это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности им помогать.
Волонтерство - это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату» в качестве внутреннего удовлетворения.
Волонтерство - это проявление инициативы в чистом виде, поэтому принцип добровольной безвозмездной помощи: сам захотел, и сам выбрал что делать. Волонтер - это тот, кто действует добровольно, т. е. по своей инициативе.
Поэтому среди образовательных практик нас заинтересовало волонтерство - это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
5) Цель проекта - это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
6) Задачи следующие:
- Развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе.
- Создание такой ситуации в развитии, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде от старших к младшим.
-Возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности.
7) Ожидаемые результаты проекта :
- Расширить представление о волонтерском движении у детей 5-7 лет, педагогов детского сада.
- Приобщить детей к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям.
- Сформировать у детей предпосылки толерантного отношения к другим людям независимо от культурной среды и этнической принадлежности.
8) Мероприятия, проведенные в рамках проекта :
В детском саду используется технология «волонтерское движение», предполагающая разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. На первом этапе педагоги знакомят добровольцев из числа воспитанников как обучить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение взрослости, возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Волонтерский отряд детского сад участвует в различных акциях, устраивает недели и дни помощи. Помогать можно всем и во всем. На языке детей все это означает «делать добрые дела» и «помогать другим». Отличным местом для их реализации стала «Неделя добра», в ходе которой волонтеры учили малышей навыкам самообслуживания. Также были проведены акции «Водитель! Сохрани мне жизнь!», «Живи, живи, елочка!», «Подари улыбку», «Помним, гордимся!», «Покормим птиц зимой», «Памятник».
Мы с ребятами придумали некий ритуал, который проводим после каждого мероприятия. Это маленькое бьющееся сердце, которое с каждым добрым делом становится все больше и больше.
Инклюзивное волонтерство – привлечение к оказанию помощи людей с ограниченными возможностями, которые через деятельность подобного рода могут почувствовать себя полноправными членами в общества.
Инклюзивное добровольчество – «волонтеры завтрашнего дня».
Главная цель – вовлечь особенных детей (детей с ОВЗ) в добровольческий процесс.
Инклюзивное волонтерство базируется на следующих принципах:
1. Ценность человека с ОВЗ не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек с ОВЗ способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек с ОВЗ имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
С чего начинается инклюзивное волонтерство?
Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что ты сегодня нужен.
Анализируя опыт образовательной практики – волонтерское движение, планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением и тиражированием опыта, отслеживанием промежуточных результатов работы отряда.
Волонтёрское движение – гарантия того, что дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.