Тамара Галкина
Проект «Лесной Айболит»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Лесной Айболит».
Актуальность:
Индустриальное сердце Сибири- Кузбасс- занимает относительно набольшую площадь по сравнению с другими регионами России. Более чем на половине территории имеет значительные биологические ресурсы в виде леса, лекарственных, технических и пищевых растений, расположенных в зоне таёжных равнинных лесов и поясах черневой и высокогорной тайги, в лесостепи, а также на субальпийских ландшафтах.
Публикация «Проект „Лесной Айболит“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты. Проектная деятельность
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Лес- не только древесное сырьё для промышленности и строительства: деревья вместе с листьями, хвоёй, семенами, корой, а также многочисленные виды кустарниковых и травянистых растений являются сырьём для медицинских препаратов, значение которого с каждым годом возрастает.
Флористический состав растительного мира Западной Сибири, куда входит и Кемеровская область, богат и разнообразен. В различных источниках указаны разные цифры изученных растений, их ценности и медикаментозная полезность. Ценность каждого отдельного растения зависит от содержания и характера действующих веществ и их сочетания. К самому полезному компоненту, извлекаемому из растительного сырья в нашем регионе, относится кедровое масло, которое в старые времена ценилось на вес золота. А также пихтовая живица, имеющая мощное заживляю.
В нашем проекте мы предлагаем несколько самых доступных и легко распознаваемых,для детей старшего дошкольного возраста, видов.
Растения, которые нас окружают, с древних времён использовались людьми для лечения и профилактики различных, часто тяжелых заболеваний, для придания коже и волосам здорового сияющего вида, для поддержания сил в организме и поддержания хорошего иммунитета. Это и кипрей узколистны, ромашка аптечная, календула.
Проект проводится с целью : раннего ознакомления воспитанников детского сада с лекарственными растениями. Изучения их строения и применения. Знакомство с полезными свойствами растений.
Коммуникативно- личностное развитие
• Экспериментальная творческая деятельность с растениями- барометрами. Изготовление фито- чаев.
• Развитие навыков ресурсосбережения в трудовой деятельности (ручной труд, вторичное использование).
• Воспитание бережного отношения к природе. Привитие любви к природной окружающей среде.
Художественно- эстетическое развитие
• Воспитание креативности и интереса к творческой деятельности.
• Знакомство со строением растений путём использования нетрадиционных методов изо деятельности (отпечатывание силуэтов).
Познавательное развитие
• Знакомство детей с лекарственными растениями «экологической тропы» участка детского сада (внешний вид, места произрастания, целебные свойства, строение листа, стебля, цветка, корня.
• Знакомство со стихотворениями и описанием используемых растений.
• Знакомство с народными традициями исцеления, с рецептами древних знахарей изготовления чаёв- травяников.
Речевое развитие
• Чётко проговаривать название растений, их частей.
• Разучить четверостишья о растениях.
• Рассказывать о лекарственном значении растений.
Физическое развитие
• Развивать физические способности, ловкость, быстроту, выносливость во время прохождения «Экологической тропы»и участия в ролевых играх. Совершенствовать навык правильного дыхания, вдыхая ароматы лекарственных растений.
План поэтапного осуществления проекта
№ Название мероприятия
Форма Месяц
1 «Знакомимся с весенними лекарственными растениями»
Беседа май
2 «Цветики- семицветики»
игра май
3 «Ладошки- цветоножки» Занятие с использованием нетрадиционных методов рисования май
4 «Лекарственная грядка»
Трудовое развлечение июнь
5 «Маленькие искатели» Игра-путешествие по территории ДОУ июнь
6 «За листочками цветочки»
Беседа июнь
7 «Лесные чудеса»
Экскурсия июль
8 «Цветочная капелька» Занятие с использованием нетрадиционных методов рисования июль
9 «Самые лекарственные»
Беседа август
10 «Паутинка у листочков» Занятие с использованием нетрадиционных методов рисования август
11 «Осеннее разноцветье»
Экскурсия
сентябрь
12 «Затейливый гербарий»
Итоговое мероприятие сентябрь
Краткое описание проекта
Летом обилие растений. Ранней весной они выходят из под снега и уже начинают проявлять себя обильным цветением и каждое несёт свою ценность. Каждое умеет лечить различные хвори и болезни.
Ребята из нашей группы, благодаря этому небольшому проекту, не только познакомятся с представителями лекарственной флоры, но и изучат их строение, что в дальнейшем поможет в основных познаниях ботаники в школе.
В течение нескольких месяцев дети ухаживаю за своим огородом и цветником, где посажены, своими руками лекарственные растения. (пункт проекта 1). Рыхлят землю между рядами. Рассматривая растения в цветнике, убеждаются, как из бутонов появляются цветы.
Во время прогулок в лес, под руководством педагога, ребята занимаются сбором лекарственных растений. Знакомятся с условиями их произрастания в местности (пункт проекта 2).
Ребята собирают гербарий (пункт проекта 3, в который входят такие растения как:
Мать и мачеха, подорожник, герань лесная, манжетка, тысячелистник, календула, кипрей узколистный (иван- чай, душица. Какая- то часть этих растений растёт на территории детского сада. Что упрощает наблюдения за ними.
Для подробного изучения строения растений ребята используют нетрадиционные метода рисования (пункт проекта4). Каждая работа тщательно рассматривается и вносится в общий каталог гербария. Также ребята знакомятся со стихотворениями о лекарственных растениях.
Итоговым мероприятием будет являться выставка работ воспитанников и готовый собранный гербарий с подробным описанием всех лекарственных свойств. Также запланирована фотовыставка.