Арина Фатеева
Проект «Ладушки-ладушки» по развитию речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм
Проект «Ладушки-ладушки».
Тема проекта: «Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
Тип проекта: информационно – творческий, игровой.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (ноябрь 2022 - май 2023 г.)
Возрастная группа: группа раннего возраста №3 «Кузнечики» (от 1,5 до 2лет)
Участники: воспитатели, воспитанники, родители
Публикация «Проект „Ладушки-ладушки“ по развитию речи детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Проекты
- Темочки
Введение
Фольклор - это народное творчество, душа русского искусства, музыки. Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог- народ,- создал также произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, считалок, колыбельных, сказок, стихи их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребенка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).
Если в первый и второй годы дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на третьем году их увлекает содержание художественного произведения, ход разворачивания событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования.
Актуальность:
Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.
Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет
художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.
Проблема:
В современном мире все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью.
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Поскольку программа, используемая в ДОУ, не раскрывает в должной мере важности использования фольклора в развитии речи детей раннего дошкольного возраста. Изучив актуальность проблемы, разработала проект по теме: «Использование фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Цель проекта: развитие речи детей раннего возраста средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
• Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
• Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
• Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
• Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
• Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:
на занятиях, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
Методы и приёмы, используемые в проекте:
Наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
Словесный метод: коллективное чтение, прослушивание песен, сказок; Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:
ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;
в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;
содержание материала должно соответствовать детскому опыту;
необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;
необходимо контролировать длительность занятий.
Ожидаемый результат:
Словарь детей к концу года обогатился новыми словами, оборотами, выражениями.
Сформировался первоначальный интерес к устному народному творчеству, художественной литературе;
Дети владеют бесконфликтными навыками общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировано положительное отношение к режимным моментам;
У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
Анализ предметной среды группы.
Изучение методической литературы по проблеме.
Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
Организация диагностического исследования речи детей.
Организация адаптационного периода с использованием различных формфольклора.
Организация игрового взаимодействия.
Выставка книг с различными жанрами фольклора.
Рассматривание иллюстраций.
Инсценирование произведений фольклора.
Организация режимных моментов с использованием фольклорныхпроизведений.
Создание игровой среды в группе ДОУ на основе фольклорных произведений.
Деятельность в соответствии с тематическим планированием.
Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций.
Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
Итоговый этап:
Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация статей, разработка методических рекомендаций и пр.
План работы с родителями по теме
«Развитие речи детей раннего возраста через малые фольклорные формы»
на 2022-2023 учебный год
Мероприятие Сроки
1. Анкетирование родителей (Октябрь)
2. Выступление на родительском собрании «Художественная литература, как средство развития речи». «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста» (Октябрь)
3. Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи (Сентябрь)
4. Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе. (Ноябрь)
5. Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома. (Ноябрь)
6. Составление папок-передвижек. (В течение года)
7. Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений. (Январь)
8. Консультация для родителей «Проблемы развития речи у детей дошкольного возраста». «Артикуляционная, пальчиковая, дыхательная гимнастика с ребенком» (Февраль)
9. Совместное создание аппликаций и семейных рисунков по фольклорным произведениям. (Март)
10. Индивидуальные беседы и консультации с родителями. (В течение года)
Перспективный план
по ознакомлению с фольклорными произведениями
в группе раннего возраста «Солнечные зайчики»
на 2022-2023 учебный год.
I квартал
Задачи:
1. Приобщать детей к устному народному творчеству
2. Познакомить детей с потешками, колыбельными песнями, закличками, их содержанием
3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.
Октябрь
Потешки: «Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»
Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.
Дидактические упражнения «Кто что ест?», «Скажи «а»».
Игра –инсценировка «Уложим Таню спать».
Беседа о колыбельной песне.
Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.
Дидактическая игра «Уложим куклу Катю спать».
Ноябрь
Заклички: «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик, кап- кап-кап…».
1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички
2. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.
Беседа о закличках «Нарисуй дождик»
Подвижные игры «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».
Дидактическая игра «Кто пришел? Кто ушел?».
Чтение потешки «Наша уточка с утра…»
Дидактическая игра «Это я придумал».
Чтение детям русской народной потешки «Пошел котик на торжок…»
1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.
2. Игра «Солнечный зайчик».
3. Рисование на песке дождика.
II квартал
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями.
2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.
3. Воспитывать любовь к художественной литературе.
Декабрь
Русские народные сказки: «Теремок», «Репка»
1. Познакомить детей с героями фольклорных сказок
Чтение сказок
Январь
Потешки: «Ай,качи,качи, качи…», «Наша Маша маленька…», «Огуречик, огуречик…»
1. Познакомить детей с новыми потешками.
2. Вызывать желание слушать потешки
1. Лепка баранок-калачей из соленого теста.
2. Повторение знакомых сказок.
3. Чтение потешки «Огуречик, огуречик…»
1. Рассматривание картинок к потешкам.
2. Использование потешки в подвижной игре «Огуречик, огуречик…»
Февраль
Пальчиковые игры: «Пальчик – мальчик…», «Моя семья», «Капуста».
1. Познакомить детей с пальчиковыми играми.
2. Обогащать словарный запас: папенька, щи, маменька.
3. Развивать мелкую моторику пальцев
1. Выполнение действий согласно тексту.
2. Игры – инсценировки по сюжету игр с использованием персонажей пальчикового театра
3. Рассказывание сказки «Теремок».
4. Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду- ду.»
5. Чтение потешки «Наша Маша маленька…», стихотворения С. Капутикян «Маша обедает».
5. Инсценирование сказки «Теремок».
1. Рассматривание картинок с изображением персонажей «Моя семья».
III квартал
Задачи:
1. Формировать понимание назначения и основного содержания
поговорок, потешек.
2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.
3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной жизни в соответствующих ситуациях.
4. Приобщение к театрализованной игре.
Март
Поговорки: «Где цветы, там и бабочки», «Солнце пригреет — все поспеет».
1. Познакомить детей с поговорками.
2. Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.
3. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.
Апрель
Потешки «Ой, весна- красна», «Божья коровка», «Дождик, дождик», «Весна, весна красивая…», «Солнышко-ведрышко»
1. Познакомить с новыми потешками.
2. Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.
3. Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.
1. Интеграция образовательных областей «Художественно - эстетическая» и «Речевая»
2. Рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись».
3. Рисование «Колобок катится по дорожке»
4. Лепка Колобок».
5. Лепка «Миски для трех медведей».
6. Рисование «Светит солнышко».
1. Исполнение потешек на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций по теме «Весна –красна!».
Май
Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь»
1. Повторение старых сказок, знакомство с новыми.
2. Прививать интерес к драматизации.
1. Драматизация сказки «Репка».
2. Показ сказок с помощью пальчикового театра.
Используемая литература:
1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
2. Аникин В. П. Русский фольклор. М., 1986.
3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
5. Галанова Т. В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я. ; «Академия развития», 2002г.
6. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
7. Киселева Л. С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М. : АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» младшая группа.
9. Использование интернет-ресурсов.
10. Психолого-педагогическая диагностика развития детей младшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие/ Под научной редакцией Л. А. Федорович. Составители О. В. Гнета, И. В. Макаренко, Л. А. Федорович –Кременчуг: Христианская Заря, 2008.
11. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.