Елена Николаевна Алехина
Проект «Кузбасс» — территория одаренных дошколят
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 94»
Специализированная выставка-ярмарка
«Образование. Карьера»
(г. Новокузнецк, 28–30 марта 2018 г.)
Выполнили:
Алехина Е. Н., воспитатель
Ивлева О. Н., заведующий
Логинова Е. А., воспитатель
Байкалова Е. В., муз. руководитель
г. Новокузнецк, 2017 год
Содержание.
1. Введение 3
2. Описание проекта : цель, задачи, сроки реализации, участники, этапы реализации, ожидаемые результаты. 4
3. Список используемой литературы 22
4. Приложение 23
Публикация «Проект „Кузбасс“ — территория одаренных дошколят» размещена в разделах
- Кемеровская область. Кузбасс
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1. Введение
Приоритетной задачей государства и общества в целом становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.
Актуальность проблемы выявления и развития одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности потенциала его граждан. Поэтому мы решили разработать проект «Кузбасс – территория одаренных дошколят».
При разработке проекта учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2016 г. № 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2016 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2017 г. № 30384);
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2017 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2017г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2016 г. № 28564);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2016 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2016 № 30038);
- Устав МБ ДОУ «Детский сад № 94» г. Новокузнецк, Кемеровской области.
Проект создан для целенаправленного выявления, поддержки и развития одарённых детей; обеспечение каждому ребёнку равных возможностей в реализации своих интересов; стимулировании мотивации развития способностей; создание индивидуального «образовательного маршрута».
В проекте созданы условия для выявления одаренных дошкольников, для развития их театрально-музыкальной направленности.
Творческая группа в своей работе с одаренными дошкольниками остановились на выборе мини-проекта «Кузбасс – территория одаренных дошколят».
2. Описание проекта
Цель проекта - создания условий, обеспечивающих максимальное раскрытие потенциальных возможностей дошкольников средствами создания в образовательной среде театрально-музыкального кружка для одаренных дошкольников.
Задачи проекта :
1. Разработать оптимальный механизм выявления одаренных детей путем внедрения новых образовательных технологий, направленных на удовлетворения их запросов.
2. Расширять возможности для участия одарённых и способных дошкольников в конкурсах, выставках, соревнованиях разного уровня.
3. Систематизировать методы работы с семьями одаренных детей по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Проект - долгосрочный.
Сроки реализации проекта : Сентябрь 2016 г - август 2018 года
Участники проекта : воспитанники детского сада, педагоги и родители или их законные представители.
Возраст участников: 4 - 7 лет.
Ожидаемые результаты проекта
1. Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в музыкально-театрализованной деятельности.
3. Увеличение количества одаренных детей, занявших призовые места на конкурсах, других мероприятиях.
4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
5. Расширение и систематизация методов работы с семьями по оказанию психолого-педагогической помощи в воспитании и развитии одаренного ребенка.
Этапы реализации проекта
I этап – Подготовительный.
1. Создание инициативной группы.
2. Распределение обязанностей.
3. Проведение мониторинга по выявлению одаренности у дошкольников в музыкально театрализованной деятельности на протяжении всех мероприятий. Ответственный: Алехина Е. Н.
Автор методики по музыкальному развитию для одаренных дошкольников от 4 до 8 лет. О. П. Радынова.
Цель: Выявить и создать условия для реализации и развития творческого потенциала музыкально-одаренных дошкольников.
Мониторинг по выявлению одаренности дошкольников в театральной деятельности Т. С Комарова.
Цель: определить уровень способностей, необходимых для становления будущего актера.
Ответственный воспитатель: Алехина Е. Н.
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей. А. А. Лосева.
Цель: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ответственный воспитатель: Алехина Е. Н.
II этап - организационный.
Организация деятельности музыкально-театрализованного кружка «Музыкальная фантазия». Ответственный воспитатель: Алехина Н. Н.
III этап (январь -август) - основной.
1. Всероссийский конкурс тесто пластика «Поляна сказок». Ответственный - воспитатель Алехина Е. Н.
2. Участие в районном конкурсе чтецов.
Ответственный - музыкальный руководитель Байкалова Е. В.
3. Подготовка воспитанников к участию во Всероссийском конкурсе «Одаренные дети России». Номинация: «Театр - не мода, театр жизнь!»
4. Праздник, посвященный юбилею Кузбасса.
Ответственный - музыкальный руководитель Байкалова Е. В.
5. Придумай и нарисуй продолжение сказки на песке.
Ответственный - воспитатель Алехина Е. Н.
6. Музыкальный спектакль «Репка» для родителей.
Ответственный - воспитатель Логинова Е. А.
7. Музыкальное развлечение, посвященное празднованию 75-летию Кузбасса совместно с другими детским садами (районное мероприятие).
8. Музыкально-драматический спектакль для родителей «Зайкина избушка.
Ответственный - воспитатель Алехина Н. Н.
Разработка дидактической игры «Музыкальные инструменты своими руками».
Ответственный - музыкальный руководитель Байкалова Е. В.
IV. Заключительный этап
1. Методическая разработка по работе с одаренными воспитанниками для педагогов и родителей по теме: «Музыкально-театральный сундучок»
I этап - подготовительный.
Распределение обязанностей
Алехина Елена Николаевна
воспитатель 1. Разработка проекта «Кузбасс-территория одаренных дошколят»
2. Подготовка одаренных дошкольников к участию Всероссийском конкурсе : «Тесто пластики Поляна сказок».
3. Составление методической разработки «Музыкально-театральный сундучок»
4. Подготовка дошкольников к участию во Всероссийском конкурсе «Одаренные дети России».
Номинация «Театр – не мода, театр жизнь!
Байкалова Елена Викторовна
Музыкальный руководитель 1. Подготовка участников к районному конкурсу чтецов «Я люблю тебя Кузбасс».
2. Организация и проведение праздника, посвященного юбилею Кузбасса.
3. Разработка дидактической игры «Музыкальные инструменты своими руками».
Логина Елена Анатольевна
Воспитатель 1. Подготовка одаренных дошкольников к показу русских народных сказок.
2. Развивающее занятие «Русские народные сказки»
II этап - организационный.
Проведение игр, направленных на поддержку интереса к музыкально-театральной деятельности, развитие актерских способностей, побуждение к инициативе, самостоятельности и творчеству. Постановка музыкально-театрализованных представлений и развлечений. Выступления перед зрителем.
III этап (январь- август) – основной этап.
Провести музыкальное развлечение, посвященное празднованию 75-летию Кузбасса совместно с другими детским садами (районное мероприятие). Принять участие во Всероссийском конкурсе поделок «Тесто пластика Поляна сказок». А также принять участия во Всероссийском конкурсе «Одаренные дети России»
Номинация «Театр – не мода, театр жизнь!
Изготовление музыкальных инструментов для музыкального развлечения. Показ русской народной сказки для воспитанников младших групп и для родителей «Зайкина избушка». Рисуем и придумываем продолжение сказки на песке.
Изготовления для конкурса тесто пластика героев из сказки «Колобок».
IV. Заключительный этап (рефлексивный).
В ходе всего проекта с воспитанниками кружка проводили мониторинг по выявлению одаренности воспитанников к разным видам деятельности.
В своей работе мы использовали методики:
Методика экспертных оценок по определению одарённых детей. А. А. Лосева.
По выявлению одаренности у дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности. Автор методики по музыкальному развитию - О. П. Радынова.
Мониторинг по выявлению одаренности дошкольников в театральной деятельности - Т. С. Комарова.
Для воспитанников создали условия для развития и поддержки одаренных детей.
В ходе проекта повысился уровень индивидуальных достижений детей в музыкально-театрализованной деятельности.
Увеличилось количества одаренных детей, занявшие призовые места на конкурсах, других мероприятиях.
В Мониторинге по выявлению одаренности приняло участие 15 воспитанников «театрально-музыкального кружка».
Воспитанники проявили себя на высоком уровне одаренности по разным видам деятельности.
Так, у двух воспитанниц кружка Салматовой Карины (5 лет, Журба Маргариты (6лет, развито на высоком уровне умения выразительно рассказывать стихи, петь песни. Детей пригласили принять участие в районном конкурсе военно-патриотической песни «Я служу России». Дошкольницы стали победительницами, им присвоено второе место.
В ходе мониторинга было установлено, что 5 детей имеют высокий уровень одаренности это : Витте Даша (4 года, Федоров Петр (4 года, Байкалов Дмитрий (5 лет, Грачева Анна (4года, Колесникова Евгения (7 лет, Пригородов Алексей (7 лет). У этих детей на высоком уровне развито хореографические способности, а также музыкальный слух. Эти воспитанники очень хорошо играют на флейте и их пригласили принять участие в музыкальном развлечении, посвящённое 75-летию Кузбасса. Также эти воспитанники проявили себя, на высоком уровне в изготовление музыкальных инструментов своими руками. В Международном конкурсе “Играем в театр” воспитанница Витте Даша заняла 3 место.
Кроме того в ходе мониторинга было установлено, что 8 одаренных дошколят от 4 до 7 лет обладают способностью разыгрывать смешные мини-сценки, инсценировать персонажей из разных сказок. Так, Печенкин Артем (4 года) принял участие во Всероссийском конкурсе «Одаренные дети России» номинация: «Театр не мода, театр жизнь!». Воспитаннику нашего детского сада № 94 присвоено первое место.
Также воспитанники кружка приняли активное участие в международном конкурсе «Тесто пластики Поляна сказок», Булавина Елизавета (4 года) заняла первое место.
Одаренных воспитанников пригласили показать воспитанникам детского сада сказку «Зайкина избушка». Совместно с родителями воспитанники показали сказку «Репка» для детей младших групп.
Воспитанники показали высокий уровень развития, рисуя на песке, придумывая продолжение сказки рукавичка. Все рисунки детей на песке были отправлены на Всероссийский конкурс «Придумай продолжение сказки». Чупраковой Наташе (4 года, Бобков Алексей (4 года) присвоено первое место. Во Всероссийском конкурсе «Тесто пластики Поляна сказок» наши воспитанники заняли первое место. Победителями стали: Чешуина Полина (4 года, Чупракова Наталья (4 года, Федоров Петр (4 года)
Данные статистики участия одаренных детей в конкурсах и соревнованиях разного уровня до момента начала и в процессе реализации проекта приведены в таблице :
Учебный год Количество участников конкурсов. Доля призовых мест
2015-2016 10 21%
2016-2017 13 75%
2017-2018 15 23%
В музыкально-театральном кружке были созданы все условия для адаптации детей социуму в настоящем времени и будущем. Для успешной социальной адаптации воспитанники принимали активное участие в праздниках, развлечения, в театрализованных выступлениях, а также принимали участия в районных и городских конкурсах, где проявляли себя на высоком уровне.
Была разработана методичка по работе с одаренными воспитанниками в помощь педагогам и родителям, которые работают с одаренными дошкольниками «Музыкально-театральный сундучок». Методичка помогла родителям и педагогом в работе с одаренными дошкольниками, так как в методички даны рекомендации в какие игры можно играть с одаренными воспитанниками дома и в детском саду.
Кроме того, наша творческая группа представляет материалы из опыта работы с одаренными дошкольниками на муниципальных методических мероприятиях, а также в сети Интернет. Так, доклад из опыта работы коллектива детского сада по теме «Развитие одаренности в дошкольном возрасте» был представлен на международной научно-практической конференции Психолого-педагогические аспекты одаренности : проблемы, перспективы, развитие; видеоотчет об организации опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие творческих способностей ребенка в процессе использования нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе» был представлен в мае 2016 года на калейдоскопе педагогического мастерства «Использование нетрадиционных художественных техник в образовательном процессе» (активное участие коллектива МБДОУ детский сад №94. Статья «Роль и место исследовательской деятельности в работе с одаренным ребенком дошкольного возраста» представлена на персональном сайте воспитателя Алехина Елена Николаевна в социальной сети педагогов nsportal/ru.
Продукт проекта :
Поделки героев русских народных сказок из теста.
Составлена методическая рекомендация по работе с одаренными воспитанниками для педагогов и воспитателей.
«Музыкально-театральный сундучок».
3. Список используемой литературы:
1. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.
2. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.
3. Одаренные дети. Под редакцией Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. — М., 1991.
4. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. М. ,1992 .
5. Лейтес Н. С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст]Н. С. Лейтес-М. :Издательский центр «Академия», 2015-320 с.
6. Ю. П. Семянникова «Выявление и развитиеодаренных детей» [текст] Ю. П. Семянникова. -М. :Педагогика 2003,-115 с.
7. Ковалькова О. Н. «Одаренность» :проблемы, испытания[текст]М. академия,2017.
8. Ю. П. Семянникова «Выявление и развитие одарённых детей»[текст]Ю. П. Семянникова. -М:Педагогика2016,115 с.
9. АвдееваН. И. «Одарённые дети» [Текст] Н. И. Авдеева -М. издательский центр «Академия»2008.-176 с.
10. В. В. Чурсина «Одарённые дети в детском саду и в семье» [текст] В. В. Чурсина. -М. Издательство «Преент»,2016.-176с