Светлана Басова
Проект «Культурные традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?
Публикация «Проект „Культурные традиции на Руси“» размещена в разделах
Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Культура и традиции на Руси».
Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.
Паспорт проекта
Проблема: Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа. Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаи.
Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.
Задачи:
1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к Родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.
2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.
3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.
Продолжительность проекта : краткосрочный (9 января - 1 марта)
Руководитель проекта : Басова С. Б.
Участники проекта : дети старшей группы «Смешарики», музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта : творческий проект.
Гипотеза проекта :
Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.
Основные методы, приемы.
Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.
Методы и приемы:
метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)
словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)
практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)
проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)
сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).
Метод трех вопросов:
Что знаем?
Русский народ.
Что хотим узнать?
Историю, культуру русского народа.
Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.
Где и как найдем ответы на вопросы?
Будем спрашивать у взрослых.
Будем рассматривать фотографии, читать литературу.
Форма взаимодействия с родителями.
1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традициями и обычаями русского народа»;
2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации
«Как зарождалась Русь».
3. Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».
4. Лэпбук «Русские народные традиции».
5. Оформление папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»
6. Русские народные праздники: «Масленица»
Этапы работы над проектом
Этап Основные направления реализации проекта (мероприятия)
I этап Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.
Информирование родителей о теме данного проекта.
Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников
II этап Беседы по теме.
Создание подборки стихов по теме;
Экскурсия в библиотеку.
Занятия познавательного цикла.
Продуктивная деятельность.
Создание папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Оформление рекомендаций для родителей
Акция «Помни русские народные праздники»
III этап Презентация.
Лэпбук «Русские народные традиции»,
Праздник «Масленица»
Реализация проекта
Направления
работы Виды деятельности
Социально- коммуникативное развитие Просмотр электронной презентации:
«Как зарождалась Русь»,
«История русского платка»,
«Городецкая роспись,
«Дымковская игрушка»;
Беседа: «Путешествие по русским народным сказкам».
Беседа: «Знакомство с народными игрушками»
Экскурсия в библиотеку.
Экскурсия в мини-музей: «Русская изба»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Я фотограф»
Познавательное
развитие Дидактические игры:
«Что спрятано в сундуке».
«Чей костюм»,
«Укрась кокошник»,
«Составь узор»,
«Угадай роспись».
Просмотр мультфильмов о русских традициях для детей «Дудочка и кувшинчик», «Молодильные яблоки», «Три мешка храбрости» Союзмультфильм.
НОД «Русская народная игрушка (матрешка)»
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);
- чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,
- чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».
Художественно- эстетическое развитие Продуктивная деятельность:
Декоративное рисование «Русский народный костюм – «Рубаха». Аппликация «Матрешка»
Пластилинография – «Жостовские подносы»
Физическое
развитие Физкультминутка
«За землю русскую»,
«Каштаны»
Русские народные игры.
Дыхательная гимнастика
«Качели»,
«Бегемотик».
Пальчиковая гимнастика.
«Вышел дождик на прогулку»,
«Корзина с овощами»,
«Я перчатку одеваю»,
«У Матрешиной сестрицы»,
«Жил да был один налим».
Музыкальный фольклор. Русская народная музыка.
Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:
Былины, Хороводные, Плясовые, Частушки, Игровые.
Песни о природе и родном крае.
Предполагаемые итоги реализации проекта.
Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.
Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.
Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.
Развивать познавательную активность,понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.
Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.
Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.
Выставка работ (рисунки, аппликации, пластилинография).
Список литературы
• Под редакцией Т. С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, Москва 2016.
• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.
• Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
• Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст] : нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.
• Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О. И. Конькова, Л. С. Лавреньтьева, Л. А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочноиформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.
• «Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,
• «Природа России» Москва РОСМЭН 2016,
• Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.