Получи документы

Проект «Культурные традиции на Руси» (8 фото)

Светлана Басова
Проект «Культурные традиции на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, поверхностно знакомо с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники?

Темочки:

Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан проект «Культура и традиции на Руси».

Ведущей идеей данного проекта является воспитание дошкольников средствами народной культуры, развитие у детей интереса к народной культуре, потребности приобщения к народным традициям, формирование интересов и вкусов детей, воспитание личности дошкольника средствами народного творчества.

В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я убедилась, что положительные качества личности ребенка можно развивать с помощью ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, с обычаями и традициями русского народа. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Особенно активен и заинтересован ребенок будет, если изучать историю, традиции, обычаи и культуру он будет вместе с родителями. Которые в свою очередь должны быть активными помощниками и наставниками для своих детей на протяжении всего проекта.

Паспорт проекта

Проблема: Незнание детьми истории, культуры, традиций и обычаев русского народа. Родители не рассказывают и не передают историю русских. Углубить и расширить знания детей 5-6 лет о русских: истории, традиции, праздники и обычаи.

Цель: сформировать понятие о русском народном творчестве; создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов.

Задачи:

1. Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к Родине, уважения к традициям народной культуры и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества.

2. Знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.

3. Создать условия для активации творческого мышления детей посредствам народных игр, которые призваны развивать память, внимание, сообразительность, дружелюбие.

Продолжительность проекта : краткосрочный (9 января - 1 марта)

Руководитель проекта : Басова С. Б.

Участники проекта : дети старшей группы «Смешарики», музыкальный руководитель, родители.

Вид проекта : творческий проект.

Гипотеза проекта :

Чем больше дети будут вовлечены в процесс самостоятельной исследовательской, познавательной и продуктивной деятельности (по познанию истории и культуры русского народа, при постоянном сотрудничестве с родителями, тем бережнее будут относиться к своей Родине. Будут чтить, и знать историю, культуру, традиции и обычаи своей страны.

Основные методы, приемы.

Наглядные материалы: плакаты, иллюстрации; информация из интернета, литература. Чтобы помочь ребенку сориентироваться в огромном потоке информации, использую в своей работе средства ИКТ (проектор, экран) так как они позволяют воспитателю значительно расширить возможности предъявления разного рода информации. Сбор информации с непосредственным участием родителей и воспитанников.

Методы и приемы:

метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов, презентаций и т. д.)

словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения)

практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных инструментов и материалов для изображения)

проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия)

сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка, родителя и ребенка в едином творческом процессе).

Метод трех вопросов:

Что знаем?

Русский народ.

Что хотим узнать?

Историю, культуру русского народа.

Прикоснуться и окунуться в традиции и обычаи русского народа.

Где и как найдем ответы на вопросы?

Будем спрашивать у взрослых.

Будем рассматривать фотографии, читать литературу.

Форма взаимодействия с родителями.

1. Беседа: «Какие формы работы можно использовать при знакомстве детей с историей, культурой, традициями и обычаями русского народа»;

2. Родительское собрание «Как рассказать детям о русских» показ презентации

«Как зарождалась Русь».

3. Памятка для родителей «Как зарождалась Русь».

4. Лэпбук «Русские народные традиции».

5. Оформление папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»

6. Русские народные праздники: «Масленица»

Этапы работы над проектом

Этап Основные направления реализации проекта (мероприятия)

I этап Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме. Приготовить наглядные и демонстрационные материалы.

Информирование родителей о теме данного проекта.

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта Диагностика воспитанников

II этап Беседы по теме.

Создание подборки стихов по теме;

Экскурсия в библиотеку.

Занятия познавательного цикла.

Продуктивная деятельность.

Создание папки-передвижки «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Оформление рекомендаций для родителей

Акция «Помни русские народные праздники»

III этап Презентация.

Лэпбук «Русские народные традиции»,

Праздник «Масленица»

Реализация проекта

Направления

работы Виды деятельности

Социально- коммуникативное развитие Просмотр электронной презентации:

«Как зарождалась Русь»,

«История русского платка»,

«Городецкая роспись,

«Дымковская игрушка»;

Беседа: «Путешествие по русским народным сказкам».

Беседа: «Знакомство с народными игрушками»

Экскурсия в библиотеку.

Экскурсия в мини-музей: «Русская изба»

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Я фотограф»

Познавательное

развитие Дидактические игры:

«Что спрятано в сундуке».

«Чей костюм»,

«Укрась кокошник»,

«Составь узор»,

«Угадай роспись».

Просмотр мультфильмов о русских традициях для детей «Дудочка и кувшинчик», «Молодильные яблоки», «Три мешка храбрости» Союзмультфильм.

НОД «Русская народная игрушка (матрешка)»

Речевое развитие Чтение художественной литературы:

- знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

- чтение русских народных сказок: «Гуси - лебеди»; «По щучьему велению», «Лисичка со скалочкой»,

- чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки»; «Христос и дети»; «Материнская любовь»; «Любовь к людям прогоняет скуку»; «Пасхальный звон колоколов».

Художественно- эстетическое развитие Продуктивная деятельность:

Декоративное рисование «Русский народный костюм – «Рубаха». Аппликация «Матрешка»

Пластилинография – «Жостовские подносы»

Физическое

развитие Физкультминутка

«За землю русскую»,

«Каштаны»

Русские народные игры.

Дыхательная гимнастика

«Качели»,

«Бегемотик».

Пальчиковая гимнастика.

«Вышел дождик на прогулку»,

«Корзина с овощами»,

«Я перчатку одеваю»,

«У Матрешиной сестрицы»,

«Жил да был один налим».

Музыкальный фольклор. Русская народная музыка.

Прослушивание и изучение русских народных песен разных жанров:

Былины, Хороводные, Плясовые, Частушки, Игровые.

Песни о природе и родном крае.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

Расширить и углубить знания и представления детей о русском народе.

Познакомились с историей русского народа, фольклором музыкальным, фольклором в устном народном творчестве, декаративно-прикладным искусством, национальной кухней, национальным костюмом, народными праздниками. Дети и родители испытывали гордость и проявляли интерес на протяжении всего проекта.

Сформировано уважительное отношение к русскому народу и народу населяющую Россию, к их культуре, традициям и обычаям.

Развивать познавательную активность,понимание важности русского народа, и знание о других народах проживающие на территории России.

Наладить активный контакт с родителями и детьми. Стать во время проекта одной дружной семьей.

Привлечение, интерес, участие, вовлеченность родителей и детей в образовательный процесс.

Выставка работ (рисунки, аппликации, пластилинография).

Список литературы

• Под редакцией Т. С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, Москва 2016.

• Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст] : методические рекомендации/ Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2005. – 205 с.

• Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.

• Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному [текст] : нейропедагогика - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В. Д. Еремеева. – Учебная литература, 2008. – 160 с.

• Российская академия наук. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Центр коренных народов Ленинградской области. О. И. Конькова, Л. С. Лавреньтьева, Л. А. Сакса «коренные народы Ленинградской области» справочноиформационное издание для детей Санкт-Петербург 2014год.

«Наша родина-Россия» Москва РОСМЭН 2016,

«Природа России» Москва РОСМЭН 2016,

• Из «Сказаний русского народа», собранных И. П. Сахаровым «Народные праздники и обычаи». Москва «Дружба народов» 1991г.

Проект «Культурные традиции на Руси»
Фото «Культурные традиции на Руси»
Проект - фото
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному многое для себя заново открываем и переоцениваем Это относится и к прошлому нашего народа С уверенностью можно сказать что большинство людей к сожалению поверхностно знакомо с народной культурой Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры истории Руси соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка началом порождающим личность Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта нравственного социального духовного
Публикации по теме:

Фоторепортаж о фестивале «Традиции Святой Руси» в Духовно-православном центре «Вятский Посад»Фоторепортаж о фестивале «Традиции Святой Руси» в Духовно-православном центре «Вятский Посад» С 19 по 21 мая в Духовно-православном центре "Вятский Посад" проходил VI Международный фестиваль православной культуры и народного искусства.

Фотоотчет о проведении недели русской культуры «Традиции Святой Руси» в начальной школеФотоотчет о проведении недели русской культуры «Традиции Святой Руси» в начальной школе С целью сохранения духовно-нравственного здоровья учащихся, приобщения их к нравственным и духовным ценностям, в нашей школе проводилась.

Фотоотчет о проведении выставки «Традиции Святой Руси» в начальной школеФотоотчет о проведении выставки «Традиции Святой Руси» в начальной школе В нашей школе прошла неделя русской культуры "Традиции Святой Руси". Учащиеся ближе познакомились с особенностями жизни и быта русского.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Культурные традиции на Руси»
Опубликовано: 4 ноября 2024 в 15:15
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Культурные традиции на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Басова (УИ 93850) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
30 декабря 2024 понедельник
31 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД