Надежда Орлова
Проект «Коррекция неречевых нарушений у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Обследование детей старшего и подготовительного к школе возраста показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у многих из них в той или иной степени нарушены познавательные процессы – восприятие, память, внимание, мышление.
Дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к – у», «в-на» (к дому – у дома, в столе – на столе). Нередко они смешивают предлоги «перед – после – за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»).
Темочки:
Достаточно распространены у дошкольников ошибки при определении и соотнесении возраста у разных членов семьи и других временных понятий.
Дошкольники испытывают трудности при использовании прилагательных «широкий – узкий», «толстый – тонкий». Они заменяются обозначениями «большой» или «маленький». В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два – три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом).
Цель проекта : коррекция неречевых нарушений у детей – внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственно-временных представлений.
Задачи:
- развитие внимания, памяти, мышления, восприятия;
- развитие пространственно-временных представлений;
- развитие мотивации к учебной деятельности.
Тип проекта : социально-личностный
Сроки подготовки и реализации проекта : сентябрь-апрель
Участники:
- учитель-логопед
- дети с нарушениями речевых и неречевых функций и их родители
- воспитатели детей 5-7лет
Формы работы: индивидуальная работа с детьми.
Новизна проекта : комплексный подход и психолого-педагогическая направленность коррекционной деятельности учителя-логопеда.
Планируемый результат: сформированность неречевых и речевых функций у детей в соответствии с возрастной нормой развития.
Целевые ориентиры:
Ребенок в 6-7 лет должен уметь:
1. Внимание
-выполнять задание, не отвлекаясь около 8-10 минут;
- находить 5-6 отличий между предметами;
- удерживать в поле зрения 8-10 предметов;
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение.
2. Память
- запоминать 8-10 картинок;
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;
- повторять в точности текст, состоящий из 3-4 предложений.
3. Мышление
- определять последовательность событий;
- складывать разрезную картинку из 9-10 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;
- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
4. Познавательные мотивы - принцип «хочу все знать обо всем»
- с удовольствием играет и учится читать;
- сочиняет сказки и рисует, считает, рассуждает о явлениях;
- жадно впитывает все новое, задает десятки вопросов и сам готов отвечать на них;
- пытливый, любознательный, активный ребенок.
5. Пространственные представления
- знать определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела;
- иметь представления о последовательности смены явлений и состояний материи;
- временные понятия (это смена времени суток, времен года, смен поколений)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (сбор информации по проблеме)
1. Подготовка теоретического и практического материала;
2. Сбор данных по проблеме и их анализ;
3. Поиск, изучение эффективных технологий и методик в данной области;
4. Планирование работы с воспитателями;
5. Планирование работы с родителями.
План взаимодействия с родителями:
• Ознакомление родителей с результатами диагностики развития речи и психических процессов у детей логопункта (начало года);
• Регулярное индивидуальное консультирование – в течение года;
• Подготовка и проведение анкетирования с родителями - Анкета для самооценки родителями поведения ребенка «Выявление двигательной активности, импульсивности, дефицита внимания»
• Советы логопеда – «Игры, которые помогают развить внимание, память, мышление и речь» (стенд в старшей и подготовительной группе) – март;
• «Играем дома» – подготовка и раздача игровых пособий для развития неречевых и речевых процессов для занятий дома - сентябрь-апрель
План взаимодействия с педагогами:
• мониторинг развития неречевых процессов у детей (воспитатели, учитель-логопед) – сентябрь;
• отбор детей с нарушениями неречевых процессов - составление списка (воспитатели, учитель-логопед)- сентябрь;
• подбор игр и дидактического материала – сентябрь;
• консультирование педагогов по работе с детьми – сентябрь-апрель;
• совместная работа по коррекции и развитию неречевых функций у детей.
2. Основной этап - коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с использованием дидактических игр и игровых приемов с детьми, реализация планов работы с педагогами и родителями.
Картотека игр по развитию неречевых функций у детей
№ Название игры (содержание) Цель игры
1 Найди все предметы и сосчитай их Развитие внимания и закрепление
математического счета
2 Найди пару каждому мячику Развитие внимания и зрительного восприятия
3 Найди такой же предмет Развитие внимания и зрительного восприятия
4 Повтори рисунок Развитие внимания, зрительного и пространственного восприятия
5 Найди отличия Развитие внимания и зрительного восприятия
6 Да и нет Развитие слухового внимания
7 Повтори движения Развитие зрительного внимания
8 Какое слово встречается чаще других? Развитие слухового внимания
9 Запомни-назови Развитие зрительной памяти
10 Какие игрушки на каких полках нарисованы? Запомни и назови. Развитие внимания и памяти
11 Запомни пары картинок Развитие зрительной памяти
12 Запомни и перескажи Развитие слухового внимания и памяти
13 Запомни и повтори слова, пары слов Развитие слухового внимания и памяти
14 Найди лишний предмет и объясни почему Развитие словесно-логического мышления
15 Найди заплатку для коврика Развитие мышления и зрительного восприятия
16 Что сначала? Что потом? Развитие словесно-логического мышления
17 Назови одним словом Развитие мышления
18 Назови слова- противоположности Развитие словесно-логического мышления
19 Логические задачки Развитие словесно-логического мышления
20 Что где находится? Развитие пространственной ориентации, закрепление предлогов
21 Чем похожи и чем отличаются предметы? Развитие словесно-логического мышления
22 Закончи предложение: После дождя бывает… Развитие словесно-логического мышления
23 Чего не стало? Развитие внимания, памяти
Игры проводятся в течение всей коррекционной работы на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели.
3. Этап - заключительный
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
Продукт проекта : аналитическая справка по итогам проекта - май
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (проведение оценки поведения ребенка)
Уважаемые родители, если утверждение подходит к вашему ребенку, то обведите цифру данного пункта в кружок.
Выявление двигательной активности:
1. ребенок постоянно ерзает, все время в движении, даже если устал;
2. он проявляет признаки внутреннего беспокойства, барабанит пальцами, стучит ногами, двигается в кресле, бегает;
3. все время отбегает, старается куда-нибудь залезть, забраться;
4. спит намного меньше, чем другие дети;
5. очень говорлив.
Выявление дефицита внимания:
1. ребенок не слушает, когда к нему обращаются (смотрит поверх головы блуждающим взглядом, без фокусировки слушания);
2. с энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его;
3. испытывает трудности в организации;
4. трудно удерживает внимание, непоследователен в действиях и размышлениях;
5. легко отвлекается на посторонние стимулы;
6. часто теряет вещи и забывает их;
7. избегает скучных или требующих умственных усилий заданий.
Выявление импульсивности:
1. ребенок не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается в разговоры, перебивает собеседника;
2. часто начинает отвечать, недослушав вопроса;
3. плохо сосредоточивает внимание на каком-либо деле;
4. не может дождаться вознаграждения, если между действием и вознаграждением есть пауза;
5. поведение слабо управляется правилами, ребенок не может регулировать и контролировать свои действия;
6. при выполнении заданий неодинаково ведет себя- то спокоен, то импульсивен;
7. успеваемость по разным предметам часто неравномерна, при этом его интеллектуальное развитие может быть высоким.
Спасибо за сотрудничество!