Снежана Гичка
Проект «Комнатные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
Продолжительность: март - май
Участники проекта : Дети группы №4 «Колокольчик», воспитатели, родители.
Актуальность темы: Дети - активные помощники. Они всегда с интересом спрашивают о том, как называется цветок, почему листья разной формы, почему не все цветы цветут. В связи с тем, что знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними недостаточны, мы выбрали тему проектной деятельности «Комнатные растения».
Публикация «Проект „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Почему в группе детского сада желтеют некоторые комнатные растения? Что нужно сделать, чтобы растения радовали всех своим цветением?» - так сформулировали проблему дети.
Экспериментирование: «Что нужно растению». Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге, свете, тепле.
Цель: Способствовать формированию представлений детей о комнатных растениях, как живых организмах, способах ухода за ними, о значимости комнатных растений, используя игры экологической направленности.
Задачи:
Познавательное развитие: Способствовать развитию у детей представлений об основных потребностях растений (свет, тепло, влага). Знакомить детей с видами цветущих растений (герань, бегония, фиалка, особенностями их строения. Развивать первичные умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки, обобщать, на основе обобщений делать выводы.
Речевое развитие: Побуждать детей к активной речевой деятельности, внимательно слушать рассказы товарищей, дополнять ответы. Пополнять и активировать словарь детей на основе углубления знаний о комнатных растениях. Формировать умение описывать растение, отмечая при этом его характерные признаки. Развивать умение поддерживать беседу. Развивать слуховое внимание, восприятие, мышление, память; воспитывать любовь к чтению.
Социально - коммуникативное развитие: Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности. Поощрять желание выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями в уголке природы (поливать комнатные растения, рыхлить почву и т. д.). Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку вместе заниматься общим интересным делом, трудиться.
Физическая культура: Продолжать учить детей самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры, проявляя инициативу, творчество.
Художественно - эстетическое развитие: Развивать эстетическое восприятие, учить видеть красоту комнатных растений. Обращать внимание детей на сходство и отличие растений по форме, величине, цвету; побуждать передавать эти отличия в рисунках. Развивать умение рисовать, лепить с натуры. Закреплять умение детей создавать изображения цветов (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие, создавать из этих фигур изображения цветов. Учить вырезать одинаковые детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения - из бумаги, сложенной пополам (ваза, цветок и др.). Формировать аккуратное и бережное отношение к деталям. Развивать творческие способности детей, на основе полученных знаний создавать свои произведения: рисунки, аппликации, коллажи и т. д.
Ожидаемые результаты: Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности; умеет поддерживать беседу, высказать свою точку зрения, делится с педагогом и детьми разнообразными впечатлениями, ссылается на источник полученной информации; отвечает на вопросы полными предложениями; может описывать комнатные растения, сравнивать их между собой, ухаживать за ними, знает способы вегетативного размножения растений; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении познавательных задач.
Ресурсное (материально-техническое) обеспечение проекта :
Мультимедиа презентация «Комнатные растения», художественная
литература: стихи, загадки о комнатных растениях, «Сказки о комнатных растениях» О. Яралек, «Рассказы, притчи и сказки о комнатных цветах» JI. В. Скребцова, журналы о комнатных растениях, Энциклопедия «Комнатные растения», открытки, фотографии цветов; семена герани, отроски и черенки цветов, комнатные растения (алоэ, герань, каланхое, традесканция, фиалка, кактус, фикус); палочки для рыхления почвы, кисточки, тряпочки; разрезные картинки, цветная бумага, бумага для рисования, акварель, цветные карандаши, пластилин.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1. Подготовительный
• Создание инициативной группы среди родителей для реализации проекта.
• Определение целей и задач проекта.
• Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала по теме проекта.
• Подбор материала для продуктивной деятельности.
• Составление плана работы.
2. Основной этап:
Планирование образовательной деятельности.
Занятия Мероприятие: тема, Взаимодействие с
Дата: программное
содержание,
оборудование педагогами, родителями
1. Март 3-я неделя Коллекция «Цветущие
Тема: «Растения в растения» - внесение в
нашем уголке уголок природы
природы» комнатных растений из
1. Беседа с элементами дома родителями
труда «Они живые» воспитанников.
Цель: Способствовать
развитию
представлений о
комнатных растениях, о
необходимых для них
условиях жизни (вода,
почва, тепло, свет).
2. Игра: «Кому что
нужно?»
Детям предлагаются
карточки, необходимо
выбрать, что нужно для
роста и развития
растений (вода, воздух,
свет, тепло)
3. Экскурсия «Юные
цветоводы»
Цель: Наблюдение за
работой детей в уголке
природы по уходу за
комнатными
растениями.
4-я неделя
Тема: «Комнатные
растения украшают
наш дом».
1. НОД «Растения в
нашем доме»
Цель: Формировать
понятия «комнатные
растения», выделяя
основные признаки:
растут дома, в
горшочках, за ними
ухаживают люди. Эти
цветы не могут жить на
улице.
2. Беседа-рассуждение:
«Если б не было цветов»
Цель: Формировать
представления об одном
из назначений
комнатных растений :
они украшают комнату,
они красивые.
2. Апрель 1-ая неделя Анкетирование
Тема: Растения - родителей с целью
живые существа. выяснить, что родители
1. НОД «Мы такие знают об экологии, есть
разные» ли у них дома
Цель: способствовать комнатные растения,
формированию что они знают о них.
обобщенных
представлений о
дифференцированных
потребностях
комнатных растений во
влаге: одним растениям
- с мягкими, тонкими
листьями - требуется
много влаги - они
родом из влажных мест, Предложить родителям
их надо часто поливать, совместно провести
другие - с плотными, опыты и зафиксировать
толстыми листьями, в виде схем, что
стеблями - происходит с
засухоустойчивые, они растениями при
родом из засушливых отсутствии света, тепла,
мест, поэтому их воды.
следует поливать реже,
чем остальные растения
(толстые стебли, листья,
иногда колючки вместо
листьев - это
приспособленность
засухоустойчивых
растений к запасанию
воды и малому ее
расходованию);
формировать умения в
овладении разными
способами полива в
соответствии с
потребностями во влаге
(используя схему).
2. Беседа о растении :
Отгадывание загадок.
Игра «Живое -
неживое»
3. Дидактические игры:
«Магазин цветов»,
«Найди растение по
описанию», «Что
изменилось», «Узнай
растение».
Дидактическая задача:
Описать, найти и
назвать по характерным
признакам. Найти
растение по описанию,
по названию.
2-я неделя
Тема: «Дыхание
растений»
1 .Игра «Как выросла
фиалка».
2. Наблюдение. Тема:
«Полив комнатных
растений».
Цель: Знакомство со
способом ухода за
комнатными
растениями, предметами
для полива.
3-я неделя
Тема: «Опрыскивание
растений».
1. Наблюдение:
Цель: Закрепить
представление о новом
способе мытья
комнатных растений -
опрыскивании.
2. Наблюдение -
исследование.
«Надо ли поливать
растение?»
Цель: Формировать у
детей избирательного
подхода к поливу
растений одним из
способов: по осязанию
(сырая земля липкая,
сухая - сыпучая).
4-я неделя
Тема: «Зачем нужно
рыхлить почву?»
1. НОД «Растения
дышат»
Цель: Познакомить
детей с потребность
корней растений в
кислороде.
2. Опыты: «В почве
тоже есть воздух», «Через какую почву влага проходит лучше»
3. Дидактические игры: «Опиши, я отгадаю», «Что сначала, что потом?»
4. Подвижные игры: «Собери цветок из лепестков» «Мы- цветы». Слушание «Вальс цветов» танец «Любимый цветок»
З. Май 1-я неделя Занимательные опыты Тема: «Семена. Отростки. Черенки»
1. Беседа: «Способы размножения цветов» Цель: формирование представлений о способах размножения растений.
Рассматривание листа растения через лупу.
1. Познавательные беседы:
«Комнатные растения - друзья или враги?» «Лекарственные комнатные растения»
1. Беседы - обсуждения: Консультация для родителей: «О пользе комнатных растений»
Привлечь родителей к сбору материала по теме проекта : книги, открытки, журналы.
«Что необходимо растениям для жизни?» «Как поливать комнатные растения?» 4. Аппликация «Цветок»
2-ая неделя
Тема: «Семена. Отростки. Черенки» 1 .Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий с
изображением
комнатных растений.
2. Рисование: «Наши
комнатные цветы» -
рисование маркеров
3. Работа в уголке
природы по уходу за Выставка детских
комнатными рисунков.
растениями в
соответствии со
схемами: полив,
освещение, рыхление,
протирание листьев,
опрыскивание.
4. Дидактическая игра:
«Собери цветок из Выставка детских
лепестков» рисунков
5. Работа в уголке «Наши комнатные
природы. цветы»
«Посадим новые
растения» - герань из
семян; «Мы умеем
ухаживать за
комнатными
растениями».
3-я неделя
Тема: «Лечебные
свойства цветов».
1. Беседа : «Мы не
только красивые»
Цель: Формировать
представления об одном
из назначений «Лекарственные растения
комнатных растений : в нашем доме»
они могут быть взаимодействие
лечебными. родителей и детей.
2. Заучивание и чтение
стихотворений о
комнатных растениях,
чтение рассказов.
З. НОД, Рисование
«Герань».
Цель: Развивать умение
рисовать фигурные листья герани и соцветие цветка, передавать характерные особенности. 4. Серия опытов по выявлению
потребностей растений во влаге, свете, тепле
4-ая неделя
Тема: «Осторожно,
опасно!»
1 .Беседа о том, что
среди красивых и
безобидных растений на
подоконнике могут
расти те, с которыми
нужно обращаться с Пособие «Комнатные
осторожностью. растения нашей
2. Чтение стихов, группы» - совместная
загадывание загадок о работа воспитателей и
комнатных растениях. родителей.
Чтение: А. Аксаков
«Аленький цветочек»
Е. Благинина «Цветок -
огонёк»
3. Рисование комнатных
растений по желанию
детей.
4. Дидактические игры:
«Цветочный магазин»,
«Кто посадил цветы».
5. Подвижные игры:
«Живая клумба»,
«Укрась цветами
ковёр».
6. НОД, Лепка «Мой
любимый цветок»
Итоговое
мероприятие:
КВН. Тема: «В мире
комнатных растений»
Цель: Закрепить знания детей о комнатных растениях и приёмах ухода за ними. Углубить знания о лекарственных свойствах растений. Воспитывать умение работать сообща.
Что мы узнали:
• Забота о комнатных растениях делает человека добрее.
• Комнатные растения это источник - красоты, веселого настроения, доброты, чистого воздуха, здоровья.
• Оформили схему-памятку по уходу за комнатными растениями.
-Поливай растения водой комнатной температуры. Кроме того вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой-утром.
-Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен - не повреди корни растений.
-Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями и листьями опушенными, очищают от пыли мягкой кисточкой.
-Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
• Оформили выставки
• рисунков «Наши комнатные растения»,
• поделок «Цветок»
Экологическую книгу «Лекарственные растения в нашем доме».
В ходе работы над проектом дети научились :
• Вести наблюдения
• Проводить опыты
• Различать растения по виду и происхождению
• Правильно ухаживать за комнатными растениями.
З. Заключительный этап
• Оформление альбома с детскими рисунками по теме проекта
• Итоговое мероприятие «Путешествие в мир комнатных растений»
Выводы: В ходе проектной деятельности у детей повысился уровень знаний о комнатных растениях. Сформированы представления о значимости комнатных растений. 75% родителей проявили заинтересованность по данной теме. У детей были выявлены трудности при составлении описательных рассказов.
Литература:
• Журнал для детей «Свирелька»
• Энциклопедии серии «Обо всем на свете: растения; комнатные растения.
• В. А. Степанова. Листок на ладони.
• В. А. Смирнова. Тропинка в природу.