МААМ-картинки

Проект «Я живу в Югре»

Базалаева Зюльмира Биймурадовна
Проект «Я живу в Югре»
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г. НЯГАНЬ

«Детский сад№ 10 «ДУБРАВУШКА»

Проект «Я живу в Югре»

Воспитатель:

Базалаева З. Б.

Проект к 90-летию образования ХМАО-Югра

«Я живу в Югре»

Тип проекта : практико-ориентированный, совместный, познавательно-творческий.

Вид проекта : долгосрочный

Срок реализации проекта : октябрь-декабрь

Участники проекта :

• Воспитанники подготовительной группы

Публикация «Проект „Я живу в Югре“» размещена в разделах

• Родители воспитанников

• Воспитатели группы

Охватываемые образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа, написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции как своих предков, так и современные. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Большое значение для развития детей старшего дошкольного возраста имеет знакомство с родным краем. Родители имеют недостаточно знаний о своём крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном крае. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, данная проблема актуальна, социально значима не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своего края, своей страны.

Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – ЮГРЫ ДО 2020 года определяет, что одной из проблем развития образования является, малоэффективна работа по организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы, недостаточно используются ресурсы социума с целью сохранение культурного наследия и формирования толерантной личности.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, районе, округе приобщение к миру его культуры.

2020 год является юбилейным для нашего края-Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Этот факт подтверждает актуальность проекта в год 90 летия образования ХМАО-Югры и делает его очевидным и своевременным.

Цель проекта : Формирование нравственно-патриотического представления о малой Родине на основе исторических, национальных, природных особенностей родного округа и толерантного отношения к представителям других национальностей, проживающих в округе Югра.

Задачи проекта :

1. Сформировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному дому, семье, селу, культурному наследию своего округа.

2. Развивать социально-коммуникативные навыки, поисковую деятельность, познавательную активность в изучении мира природы и образа жизни коренного населения севера.

3. Расширить знания дошкольников через изучение истории малой Родины, истории народных промыслов, социально-экономической значимости округа.

4. Воспитывать интерес и уважения к национальной культуре народов ханты, манси, самобытности языка и традиционным ценностям.

5. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и воспитателями в вопросах формирования толерантной культуры. Развитие взаимного сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи.

Первый этап – организационно-подготовительный

1. Разработка тематического планирования проекта.

2. Подбор методического материала к проекту.

3. Обогащение предметно-развивающей среды группы дидактическим и наглядным материалом с учётом возрастных особенностей.

4. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.

Второй этап, практический заключался в построении образовательной деятельности на основе предлагаемого проекта :

• через реализацию целей и задач, разработку общих дидактических основ регионального образования.

• в определении состава и структуры регионального компонента образования, выстроенных с учетом возрастных особенностей детей, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей.

Реализация проекта обусловлена совместной познавательной и творческой деятельностью взрослых и детей. Воспитателями группы создаются условия, которые позволяют детям совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его, анализировать его и преобразовывать. Организация проектной деятельности позволяет педагогу осуществлять интеграцию всех образовательных областей.

1. «Познавательное развитие» - тематические занятия «Моя земля – моя Югра», «Культуры, обычаи, обряды народа ханты» и пр. На данном этапе формирования толерантности ребенок получает необходимую информацию о многообразии окружающего его мира, о самом себе, об окружающих его людях.

Познавательные минутки: «Природные богатства нашего края», «Рыболовство», «Медведь - священное животное ханты и манси», «Растительный мир тайги», «Природа и мы», «Древние орудия рыбной ловли», «Ханты и манси - таёжные жители», «Рыболовство - один из главных промыслов - ханты и манси», «Хантыйский орнамент - как элемент декоративно-прикладного искусства», «Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО»;

Рассматривание иллюстраций: «Пушные звери нашего края», «Северные олени», рассматривание иллюстраций, фотографий ХМАО и тд;

• Онлайн-викторина для детей и родителей «Знаешь ли ты свой край?» (

Просмотр презентаций: «Моя Югра», «Красная книга ХМАО», «Человек и северный олень».

2. «Речевое развитие» - беседы по ознакомлению с историей родного города, оставление мини-рассказов, этюдов о родном городе, семье, детском саде, о природе края, чтение произведений поэтов и авторов Югры, устного народного творчества народов севера, экологических сказок, разучивание стихотворных произведений о родном крае, городе.

• Беседы с детьми «Кто заботится о нашей природе?» «Здравствуй, Югра, я твой житель», «Жизнь и быт коренных народов», «Это интересно», «Ханты и манси –коренные жители ХМАО», «Я - житель севера», «Природа родного края»;

• Чтение и заучивание потешек;

• Составление рассказов из личного опыта на тему «Мой родной край»;

• Знакомство с русскими народными сказками и сказками народов Югры.

• Составление описательных загадок о лесе, ягодах и грибах.

• Творческое семейное задание «Продолжи рифму» о родном крае

Ознакомление с художественной литературой:

• Сказки «Айога», «Серебряное копытце»

• В. Бианки «Купание медвежат»

• Стихотворения поэтов Югры

• Сказки народов Севера

«Стихи и песни» В. Калинушкина.

Обогащение представлений детей о быте, культуре, труде коренного народа, его нравственных качествах, сближает, роднит, становится понятным дошкольнику, способствует развитию социальных эмоций, чувств, воспитывает уважение к людям разных национальностей.

3. «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность по мотивам устного народного творчества северных народов, онлайн-фотовыставка-видеоролик, коллажи, выставки детских рисунков, поделок, знакомство с одеждой ханты, изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Рисование: «Октябрь в нашем краю», «Северный олень», «Животные Югры»; «Роспись олешка»

• Рисование животных, ягод, грибов по трафарету; раскраски «Национальные костюмы наших народов»;

• Аппликация «Дары Югры», «Где-то на белом свете», «Медведь-хозяин тайги»;

• Лепка «Дары родной природы», «Животные нашего края», «Птицы Югры», «Растения округа».

• Конструирование чума из счётных палочек.

4. «Физическое развитие» - разучивание подвижных игр народов ханты и манси и виды спортивных состязаний коренных народов Севера.

Подвижные игры: «Важенка и оленята», «Перетяни канат», «Рыбаки и рыбки», «Олени и оленеводы», «Стрельба»; народные игры: «Хейро», «Полярная сова», «Волк и олени», «Ручейки и озера»;

5. «Социально-коммуникативное развитие» - правила поведения в природе, быту, улице и ближайшей местности, сюжетно-ролевые игры, целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия.

Игровая деятельность:

• Дидактические, словесные, настольно-печатные игры: «Мир растений», «Мир животных», «Кто где обитает», «Установи чум», «Выложи герб», «Собери флаг» «Собери карту», «Загадай, мы отгадаем», «Найди животное по следу», «Путешествие по Югре», «Назови ягоды (грибы, деревья)», «Собери грибы в корзинку», «Лиственное или хвойное», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Слушай, не зевай», «Кто, как кричит?».

Сюжетно-ролевые игры: «Чум», «На рыбалке» «Стойбище оленеводов», «Путешествие в лес».

Формы и методы работы с родителями:

• Создание видеоролика «Я живу в Югре»

• художественно-творческая продуктивная деятельность в семье на различные темы;

консультации: «Мы живем в Югре», «Поможем детям узнать о родном крае»;

3 этап. Презентация проекта

Реализация проекта будет осуществляться через:

• построение развивающей предметно-пространственной среды;

• обеспечение разнообразия дидактического материала и условий для ознакомления детей с коренными народами Севера;

• повышение уровня познавательной деятельности детей, родителей;

• проведение занятий и других направлений воспитательно-образовательной деятельности по реализации задач проекта;

• вовлечение в процесс воспитания родителей;

Механизм оценки и ожидаемые результаты.

Критериями оценки результатов проекта будут приобретенные конкретные знания педагогов, детей и их родителей.

Ожидаемые результаты

Ожидаемый результат Индикаторы оценки результатов

Образовательные результаты:

• рост уровня профессиональной компетентности педагогов по овладению методами и приёмами в воспитании нравственно-патриотических чувств у детей дошкольников

• повышение уровня становления начальных ключевых компетентностей детей на данную тему проекта

• дети приобретут социальные навыки общения с работниками культуры, навыки культурного поведения в общественных местах (музеи, библиотеки, музыкальной школы).

• в процессе проживания этих событий дети получат конкретные знания о коренных народах Севера

Положительная динамика

Социальные результаты:

• взаимодействие образовательного учреждения с семьёй, учреждениями культуры, что приведёт к консолидации ДОУ, родителей и общественных организаций;

Активное участие родителей, общественных организаций в мероприятиях ДОУ

В результате проведённой работы можно сделать вывод об эффективности использования педагогической технологии «Метод проектов» в формировании толерантной культуры у дошкольников, воспитании интереса, любви к малой родине и повышении краеведческих знаний у детей дошкольного возраста с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса.

Наблюдается заинтересованность родителей, проявление активности и собственной инициативы в формировании у детей интереса к традициям и обычаям северных народов ХМАО - Югры.

Только совместное сотрудничество и заинтересованность педагогов, детей и родителей способствует зарождению основ толерантности и обеспечению подрастающему поколению возможности сохранить и приумножить ценности предыдущего поколения.

Литература

1. От рождения до школы: Примерная образовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой- М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

2. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - М. : ЦГЛ, 2005.

3. Кудрявцев В. Т., Решетникова Р. Г. «Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров» - М. : Издательство ИКАР, 2003

4. Ладнушкина Н. М. «Я и мир вокруг меня: учебное пособие/Н. М. Ладнушкина - М. : Мнемозина, 2013

5. Лебедева О. В. «Буровичок Югорка: Сказка/Ил. М. Водопьяновой; Идея П. А. Манченко - Екатеринбург: Сред. - Урал. кн. изд-во, 2008

6. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста: Методическое пособие/Палаткина С. П. - Ханты-Мансийск: Полиграфист

7. Ромбандеева Е. И. «Мансийские загадки», 1996

8. Соловар В. Н., Морокко С. Д. «Хантыйские народные загадки», Ханты-Мансийск, 1997

9. Шешкин П. Е., Шабалина И. Д. «Мансийские орнаменты/ Е. И. Ромбандеева - отв. редактор. - 2-е изд. - СПб. : филиал изд-ва «Просвещение», 2001.

Публикации по теме:

«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром«Город, в котором я живу». ООД по ознакомлению с окружающим миром Программное содержание Учить детей называть город, в котором они живут. Дать первоначальные знания об истории города Краснодара. Подвести.

«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект«Город, в котором я живу». Познавательно-творческий проект Участники проекта: - воспитанники группы; - воспитатели группы; - родители воспитанников. Срок реализации: краткосрочный (2 недели).

Фотоотчёт о конкурсе фотографий «Край, в котором я живу»Фотоотчёт о конкурсе фотографий «Край, в котором я живу» Неотъемлемая часть любой системы образования - воспитание патриотизма. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка)Янтарный… Край, в котором я живу (фотозарисовка) Янтарный -небольшой уютный посёлок городского типа на Северо-западе Калининградской области. До 1946 года он носил название Пальмникен.

Мастер-класс. Коллекция костюмов «Я живу в России»Мастер-класс. Коллекция костюмов «Я живу в России» В год экологии позвольте мне поделиться с вами опытом по созданию костюмов из бросового материала. У нас в Иванове несколько лет подряд.

Мероприятия, посвященные юбилею «Югре — 900»Мероприятия, посвященные юбилею «Югре — 900» В нашей дошкольной организации, к знаменательной дате Югре - 900, посвящено много мероприятий. Оформлена выставка «Многовековая Югра»..

Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург»Образовательно-исследовательский проект «Город, в котором я живу. Оренбург» Актуальность: У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился.

Проект «Я живу в Подольске»Проект «Я живу в Подольске» ПРОЕКТ «Я ЖИВУ В ПОДОЛЬСКЕ»[/b] Описание проекта: Проект разработан для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, и представляет.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы «Село, в котором я живу» Проект: долгосрочный, групповой, творческий, исследовательский. Составила Черная Светлана Анатольевна, воспитатель: МБ ДОУ Детский сад.

Проект в подготовительной группе «Город, в котором я живу» Проект «Город, в котором я живу!»По доминирующей деятельности: познавательно-творческий По количеству участников: групповой Характер контактов:.

Автор публикации:
Проект «Я живу в Югре»
Опубликовано: 13 января 2021 в 14:24
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Я живу в Югре»» (включая файлы) размещена пользователем Базалаева Зюльмира Биймурадовна (УИ 847244) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД