Ольга Арапова
Проект «Я играю, я познаю»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Младший дошкольный возраст - особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Младший дошкольный возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире распознавания творческих способностей.
Публикация «Проект „Я играю, я познаю“» размещена в разделах
Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и т. д.
Проблема повышения уровня познавательной деятельности дошкольников, которая базируется на сенсорном развитии, на всех этапах развития образования, была одной из актуальных, так как это является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Сенсорное развитие у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:
1. Социально-коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.
2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.
3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.
4. Художественно-эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.
5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.
Сенсорный, чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы.
Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие, одно из важнейших направлений в раннем возрасте. Сенсорное восприятие направлено на то, чтобы научить детей полно, точно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное воспитание у детей раннего возраста наиболее успешно осуществляется в условиях различных дидактических игр. Осваивая сенсорный опыт стихийно, без систематического руководства со стороны взрослых, ребенок длительно идет путем проб и ошибок. И только посредством различных дидактических игр ребенку наиболее легко усвоить признаки предметов.
Под сенсорным воспитанием в педагогике понимается система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятий.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики. Однако, при этом из поля зрения теоретиков и практиков дошкольного воспитания выпадают ценные идеи, опыт, накопленный во второй половине 20-го века в отечественной дошкольной педагогике по вопросам сенсорного воспитания детей раннего возраста и роли сенсорного воспитания в процессе формирования и всестороннего развития личности ребенка.
Информационная справка проекта
Тип проекта:
познавательно-игровой.
По количеству участников:
групповой.
Продолжительность
: 3месяца
Участники проекта:
педагоги, психолог, дети раннего возраста, родители.
Интеграция образовательных областей:
речевое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Методы
:
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический - показ способов действия с предметами, эксперимент.
Формы работы с детьми:
совместная работа с детьми;
индивидуальная работа с детьми;
подгрупповая работа с детьми.
Планируемые результаты:
Для детей:
Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.
Группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.
Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски - «кирпичики» или кубики определённого цвета).
Для педагогов:
Конспекты занятий.
Сценарии досугов.
Изготовление дидактических игр и пособий.
Консультации для родителей и педагогов.
Для родителей
: родители - заинтересованные и активные участники в сенсорном развитии детей.
Актуальность проекта
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка в раннем возрасте выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.
Считаю, что этот проект актуален, так как процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимый для социальной адаптации в детском коллективе и дальнейшей учебной деятельности.
Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. В играх решаются задачи формирования у детей умственных действий, сравнение, классификация, установление последовательности.
Формирование представлений детей о сенсорных эталонах, осуществляется в дидактических играх.
Цель проекта:
формирование познавательно-сенсорной активности детей младшего дошкольного возраста, через активизацию дидактических игр по сенсорному развитию.
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу и интернет ресурсы по проблеме сенсорного развития детей дошкольного возраста.
2. Создать условия в группе, обеспечивающие разнообразное использование дидактических игр для сенсорного развития и познавательной активности детей в ходе проектной деятельности через дополнение предметно-пространственной среды.
3. Познакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
4. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
5. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
6. Развивать мелкую моторику рук, концентрации внимания, усидчивости, обследовательских умений и навыков;
7. Формировать активную родительскую позицию на основе продуктивного сотрудничества ДОО и семьи в вопросах сенсорного развития детей дошкольного возраста.
Презентация проекта
Выставка игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
:
Изучение литературы для постановки проблемы и актуальности.
Анкетирование педагогов «Выявление готовности педагогов к сенсорному воспитанию детей».
Диагностика сенсорного развития детей в группе.
Анкетирование родителей.
Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Основной этап:
Работа с детьми.
Социально-коммуникативное развитие:
Игра «Передай мяч (большой, средний, маленький; красный)» учить взаимодействовать со сверстниками, закреплять величину, цвет.
«Разноцветные клубочки» развивать умение выполнять одновременно одинаковые действия и достигать общего результата.
Развитие ориентировки в частях собственного тела: игра «Водичка- водичка», «Ладушки», «Где же, где же наши ручки?», «Маленькие ножки бежали по дорожке»…
Познавательное развитие:
Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок». Экспериментирование «Окраска воды» и т. д.
Дидактические игры с малышами для зрительного восприятия:
Цвет: Д/и «Подбери такой же по цвету». Учить находить мячи определённого цвета по образцу (зрительное соотнесение); развивать внимание, закреплять названия цветов: красный, жёлтый, зелёный.
Д/и «Оденем кукол». Формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
Д/и «Разноцветные шары».
Форма: Д/и «Что бывает такой формы». Закрепление знания и названий геометрических фигур.
Д/ и «Что катится?». Знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
Д/и «Геометрическое лото». Формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
Д/и «Круг, квадрат».
Величина: Д/и «Пирамидка». Формирование понятий большой - маленький.
Д/и «Матрешка». Формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
Д/и «Большой – маленький». Формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
Д/и «Длинные и короткие ленточки». Формировать умение сравнивать предметы по размеру.
Д/и «Угости зайчика».
Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто, как кричит?» и т. д.
Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактическая черепаха.
Дидактические игры «Полянка», «Весёлые зайчата», «Собери дорожку», «Собери бусы».
Игры с бизибордом.
Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
Мозаика: настольная и напольная.
Игры с прищепками
Игры с блоками Дьенеша.
Настольно-печатные дидактические игры.
Речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Чтение художественной литературы: сказка «Три медведя».
Чтение стихов: «Красный», «Синий», «Жёлтый», «Зелёный», «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; Г. Балл «Желтячок».
Художественно-эстетическое развитие:
Музыкально-дидактические игры «Послушные погремушки», «Тихие и громкие звоночки».
Игра «Гром и дождик» Развивать тембровый и динамический слух, учить различать звук большого и малого бубнов.
Игра «Намотаем клубок ниток и подберем клубки по цвету» Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Игра «Украсим ковер для бабушки» Формировать умение рисовать ровными и слитными движениями (линиями); закреплять представления о форме.
Игра «Укрась варежки». Учить использовать разные техники нанесения краски в процессе оформления заготовки, закреплять представления о цвете.
Рисование «Разноцветные колёса». Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
Рисование разноцветных дорожек.
Рисование красками на тему «Листочки деревьев».
Рисование «Цветные мячики» Учить рисовать кистью предметы круглой формы, закреплять знание цветов.
Рисование «Светит солнышко». Учить сочетать округлую форму с прямыми линиями.
Рисование «Травка зелёная». Учить рисовать короткие прямые отрывистые линии, закреплять знание зелёного цвета.
Рисование красками на тему «Апельсин».
Лепка «Бусы». Учить скатывать пластилин в шарик, закреплять знание основных цветов.
Лепка «Палочки». Учить отщипывать небольшие комочки пластилина, раскатывать их между ладонями прямыми движениями.
Лепка «Шарики». Учить раскатывать между ладонями пластилин, делать шарики круговыми движениями.
Лепка «Мандарины». Продолжать учить лепить предметы круглой формы.
Физическое развитие:
Подвижная игра «Листопад». Закреплять знания о цвете, величине осенних листьев; учить передвигаться по площадке, следуя указаниям.
Подвижная игра «Поедем в лес». Уточнить названия растений; развивать ориентировку в пространстве.
Подвижная игра «Снег кружится». Научить соотносить собственные действия с действиями участников игры.
Подвижная игра «Ладушки оладушки». Учить детей по-разному хлопать в ладоши, вести счёт: «Раз-два».
Подвижная игра «Птички, раз! Птички, два!» Упражнять, детей в выполнении движений; учить счёту.
Подвижная игра «Солнечные зайчики». Уточнять направления: вверх, вниз, в сторону; учить выполнять разнообразные движения.
Подвижная игра «Найди свой домик» и т. д.
Работа с родителями.
Консультации для родителей: «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста», «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста», «Игры, развивающие познавательную активность детей раннего возраста», «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через разные виды деятельности».
Беседы о роли развивающих игр для малышей.
Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка»).
Мастер - класс по изготовлению дидактических игр своими руками.
Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап:
Анализ результатов проекта.
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр. У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации и мастер класс по изготовлению дидактических игр.
Список литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
2. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста Методическое пособие под ред. И. В. Петровой Москва 2012
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года) Москва Мозаика – Синтез 2011
4. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».
5. Алямовская В. Г. «Ясли – это серьезно». – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000 – 144 с.
6. Играем с малышами Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Груба Москва Просвещение 2007