Татьяна Асташова
Проект «История денег» для старших групп детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей об истории денег, приобщение к творчеству.
Задачи педагогической деятельности:
-дать представление об истории возникновения денег, о банках;
-развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в сюжетно-ролевой игре.
Вид проекта: познавательный.
Срок реализации: среднесрочный.
Состав участников: групповой.
Публикация «Проект „История денег“ для старших групп детского сада» размещена в разделах
Данный проект был создан по инициативе детей. Дети стали проявлять интерес к играм связанными с деньгами, задавать вопросы "Где берутся деньги", "Для чего нужен банк". В связи с этим, было принято решение разработать проект на эту тему.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста
Факторы риска:
• Отсутствие детей задействованных в выступлении перед родителями.
• Нехватка монет или купюр для полной коллекции.
Ожидаемые результаты:
Познавательное развитие – основная образовательная область
Знают историю возникновения денег, какие бывают деньги, что такое банк, примеры банковских операций, виды денег, названия денег некоторых стран, в том числе России. Рассматривают российские деньги разных периодов, сравнивают их.
Речевое развитие
С удовольствием слушают художественное произведение в исполнении взрослого.
Умеют ответить на вопрос взрослого по содержанию произведения
Социально-коммуникативное развитие
Свободно и с интересом играют в разные игры: сюжетно-ролевые «Менялы», «Магазин», игру-развлечение «Волшебная монетка».
Согласуют творческие индивидуальные замыслы с партнерами-сверстниками, продолжают свои игровые действия, включая в них события, предложенные партнером.
Проявляют доброту, внимание, заботу; умеют попросить о помощи и оказать ее, сдерживать себя и заявлять о своих потребностях в приемлемой форме.
Могут включаться в совместную деятельность со взрослыми и сверстниками, не мешая своим поведением другим;
Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве и т. п., правильно произносят слова, грамотно строят предложения, используют средства интонационной выразительности
в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Ход проекта
I. Чтение и обсуждение рассказов.
Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей». (Проводится в течение нескольких занятий.)
Занятие 1. Чтение глав «Что такое деньги?», «Первые деньги», «Какие еще были деньги» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Что делали люди, когда у них не было денег, но им хотелось приобрести какой-то товар?
– Были ли какие-то правила обмена?
– Что люди могли обменять?
– Какие товары ценились дороже, а какие – дешевле?
Занятие 2. Чтение глав «Что такое банк?», «Бумажные деньги», «Первые металлические деньги» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Что люди могут сделать, когда придут в банк?
– Какие были деньги?
– Из каких металлов делали деньги?
– Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?
Занятие 3. Чтение глав «Первые монеты на Руси», «Русский рубль», «Пятак-самозванец», «Первые монеты» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Почему русские деньги называли именно «рублем»? Откуда пошло такое название?
– Всегда ли монеты были круглыми?
Занятие 4. Чтение глав «Монеты раньше и теперь», «Фальшивые монеты», «Что такое инфляция?» или пересказ их воспитателем.
Вопросы по содержанию:
– Какие названия иностранных денег вы запомнили или знаете?
– Кто такие фальшивомонетчики?
– Как наказывали фальшивомонетчиков раньше?
– Как вы думаете, сегодня существуют фальшивомонетчики?
– А как их сейчас наказывают?
II. Беседа «Дети и деньги».
– Ребята, скажите, у кого из вас есть свои деньги? Кто их вам дает? Для чего?
– Кто из вас копит деньги? Где вы их копите?
– Что вы можете купить за деньги?
– Как нужно обращаться с деньгами?
– Где ваши родители берут деньги?
– Ребята, я предлагаю вам спросить ваших мам, пап, бабушек и дедушек, есть ли у них образцы старых российских денег, тех, которые сейчас уже не используются. Если вы принесете такие деньги, мы составим с вами коллекцию.
Аналогичное предложение необходимо озвучить родителям для поиска и подбора старых российских денег разных времен. Цель – создание коллекции монет и купюр «Российские деньги».
III. Игры и развлечения.
1. Сюжетно-ролевая игра «Менялы».
Дети перевоплощаются в жителей двух племен, которые приходят на поляну и обмениваются предметами мебели, продуктами, одеждой и т. д.
Беседа:
– Ребята, сегодня мы с вами попадем в прошлое, в далекие времена, когда еще совсем не было денег. Что тогда делали люди, когда им требовалась какая-то вещь? (Менялись с другими людьми.) Вот и вы будете меняться. Вы разделитесь на два племени, придумаете каждому название, выберете вожака. Вожак будет самым главным, он будет решать все ваши споры и конфликты (то есть если кто-то не может договориться, то идет к вожаку и делает так, как он скажет).
Дети делятся на два племени: «Чунга-чанга» и «Юка-кука», выбирают вожаков, после чего они определяют место для поляны (центр ковра).
Педагог раздает вожакам по мешку с предметами (в одном – тарелки, ложки, вилки, хлеб, фрукты, одеяло, штаны, шорты, панамка и т. п., в другом – бокалы, кастрюля, овощи, ножи, майки, футболки, подушка, простыни и т. п.). Задача каждой команды – организовать быт племени: питание (посуда и продукты, место для сна (на чем будут спать и чем укрываться, одежду. У каждой команды чего-то не хватает из предметов, и они приступают к обмену.
Педагог следит за ходом игры, помогает в сложных ситуациях. Игра заканчивается, когда обе команды организовывают быт племени и могут рассказать о том, как они сделали это и что у них получилось.
2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
Вечернее время можно посвятить игре в магазин; по выбору детей это может быть магазин «Продукты», «Одежда», «Игрушки». Выбирается продавец, остальные дети – покупатели.
3. Развлечение «Волшебная монетка».
В свободное время детям можно предложить данное развлечение.
Дети накрывают листом бумаги монету и закрашивают это место цветным или простым карандашом, получается отпечаток монеты.
IV. Демонстрация коллекции монет родителям.
Выступления детей об истории денег.
1-й ребенок. Представляем вашему вниманию проект нашей группы «История денег». Давным-давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет, и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.
А если чего-то нельзя было достать трудом, они это просто отнимали у других.
Какое-то племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. И начиналась война, тот, кто побеждал, становился хозяином соли. Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого – топоры, стрелы, горшки.
Демонстрационный материал: иллюстрации первобытных людей и орудий.
2-й ребенок. А больше всего любили первобытные люди меняться украшениями (раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи). Так украшения постепенно стали деньгами. Но меняться не всегда было удобно, тогда на свет появились бумажные и металлические деньги. С того времени, как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Они стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют. И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.
Демонстрационный материал: иллюстрации украшений, сундуков с золотом, банков.
3-й ребенок. Некоторые нечестные люди тоже тайком пытались делать монеты. Причем иные так наловчились, что их монеты трудно было отличить от настоящих.
Во многих странах фальшивомонетчиков даже казнили, в иных – отрубали одну, а то и обе руки, чтобы впредь они не могли подделывать деньги.
Но самым страшным наказанием было вливание в горло расплавленного металла, из которого фальшивомонетчики делали свои монеты.
Демонстрационный материал: заключенный в тюрьме.
4-й ребенок. Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке – центы, во Франции до недавнего времени были сантимы, в Германии – пфенниги и т. д. Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России – двуглавый орел.
Конечно, государству нужно много денег. У него большие расходы: на школы, больницы, на армию и на многое другое. Где же взять деньги на все это, если их не выпускать постоянно? Государство берет деньги в виде разных налогов, в виде доходов от работы заводов и фабрик, от продажи нефти и газа другим странам. Поэтому, чтобы деньги не дешевели, нужно каждому исправно платить государству налоги. Нужно, чтобы хорошо работали заводы и фабрики, выпуская много нужных нам предметов. Мы будем их покупать и тем самым как бы возвращать деньги государству.
V. Итог проекта.
Коллекция российских денег, созданная детьми с помощью родителей.