Папки-передвижки

Проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания»

Верушкина Светлана
Проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект : «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Модуль «Моя Родина –Россия»

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом».

С. Михалков

Модульный принцип педагогического процесса дает возможность реализовать современные требования к организации работы в дошкольном учреждении, опираясь на положения дошкольной педагогики и психологии.

Публикация «Проект „Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания“» размещена в разделах

Структурной единицей педагогического процесса становится модуль занятий, т. е. логическая нить, объединяющих группу занятий по разным видам деятельности.

Отличительной особенностью модуля является наличие сюжета, который объединяет все занятия в единое целое.

Сюжет ведет к конкретной цели, придает их деятельности определенный смысл и положительную эмоциональную окраску. В методическом смысле он интегрирует все виды деятельности и подчиняет решению дидактических целей и задач.

Проблемное поле: К сожалению, в последние годы в умах молодого поколения утрачивается традиционное патриотическое сознание. Для возрождения новой России должно быть воспитано поколение с устойчивыми чертами гражданина и патриота. Бесспорно, что воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе и высока восприимчивость к слову и действиям, поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, семья, детский сад, город, родной край, труд людей, традиции, общественные события и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении многих десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» В. А. Сухомлинский. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, чтобы дать новый импульс духовному возрождению народа, поэтому сейчас так важно формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ведь становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, селу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.

Важное значение в эффективности воспитания имеет правильный выбор методов и приемов, форм работы с дошкольниками. Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Проектная деятельность как никакая другая помогает ребенку проявить творческие способности, учит видеть перспективу своей умственной деятельности, планировать свои действия для достижения определенной цели. В то же время работа над проектом помогает усилить воспитательные воздействия, так как воспитание личности происходит в комплексе, во взаимодействии объектов социального окружения, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и граж

данском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопримечательностями и известными людьми. Родители имеют недостаточно знаний о своем крае, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном посёлке. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.

Цели, задачи, сроки проекта.

Цель: воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю;

Задачи:

Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.

Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.

Воспитывать уважение к труду, русским промыслам.

Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

• Формировать чувство уважения к другим народам и их традициям.

Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.

Сроки реализации проекта : долгосрочный (декабрь 2022 года-май 2023 года).

Целевая группа: дети 5-6 лет, родители.

Условия реализации проекта : Патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника осуществляться в повседневной жизни, на непосредственно – образовательной деятельности по познанию окружающего мира. Наличие таких деятельностей является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывчатыми, неполными.

Опыт, на который опирались, при разработке проекта :

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Дошкольный возраст – лучший период для формирования любви к семье, детскому саду, малой Родине, родному краю, своей страны.

Каждому человеку нужно знать, кто он и откуда. Память о своих корнях, любовь к своему народу, к родной земле делает человека достойнее и сильнее. Чтобы наши дети росли успешными, деятельными, уверенными в себе людьми. В рамках ФГОС ДО у детей старшего дошкольного возраста направление гражданско-патриотическое воспитание входит в образовательную область «Познавательное развитие». Старший дошкольник должен быть сориентирован на:

• Патриотизм - любовь к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

• Социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода

совести и вероисповедания.

Таким образом, применительно к ребенку 5-6 лет, патриотизм определяется, как потребность, участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного села, Родины, чувствовать себя одним из представителей живой природы, иметь таких качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознавать себя частью окружающего мира.

Содержание проекта.

Этап Мероприятия Сроки Задачи

Подготовительный Анкетирование детей старшей группы по вопросам: «Моя страна, мой город», «Природа нашей родины», «Достопримечательности Родины» декабрь -Определить уровень осознания понятия патриотизма,

-определить уровень знаний о родном городе,

-определить уровень сформированности характерных знаний о Родине.

Создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию в старшей группе декабрь -Воспитать нравственно-патриотические качества детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к народной культуре, природе родного края.

Практический Беседа «Моя Родина- Россия» январь -Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, уважение, интерес к традициям и культуре.

Музыкально-развлекательное мероприятие «Святочные игры на Руси» январь -Знакомить детей с народными праздниками, которые отмечают в зимний период, с народным фольклором, традициями во время колядок.

«Наша Армия сильна» физкультурное мероприятие февраль - Закрепить и расширить знания о людях, защищающих свое Отечество;

- знать песни и стихи о солдатах;

- развивать ловкость, смекалку, основные виды движений при выполнении эстафет и конкурсов.

Оформление уголка «Боевой Славы».Создание презентации «Юность в сапогах» февраль -Формирование знаний об историческом и военном прошлом России, о героизме солдат и тружеников тыла.

«Весёлая Масленица». Работа с солёным тестом. февраль -Воспитывать интерес к обрядам русского народа,

знакомить с атрибутами данного праздника

«Праздник весны»

Беседа о весне.

Разучивание стихов о весне

Рисование «Вестники весны» март - Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни растений и животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Беседа «Флаг у нас прекрасный: бело-сине-красный» март -Закреплять знания детей о символическом значении цветов государственного флага России. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Вызвать желание участвовать в празднике, стремиться к победе.

«Просмотр открыток, чтение книг о городах России.»

март -Рассказать о разных регионах и народах России; познакомить с национальными традициями, историческими событиями, великими людьми из разных городов;

«Национальные игрушки русского народа»

апрель - Познакомить дошкольников с историей возникновения игрушки матрешки.

Игры «Моя семья» апрель -Расширение представления о членах семьи;

формирование представления о профессиях родителей, о трудовых и бытовых обязанностях;

воспитание доброжелательного и уважительного отношения к родственникам.

Посещение музея «Мордовская изба»

апрель -Знакомить детей с особенностями мордовской избы, с предметами старинного быта.

Беседа «Светлый праздник Пасхи»

апрель -Ознакомить детей с обычаями, традициями празднования праздника Пасхи. Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи. Развивать интерес к русской национальной культуре. Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Аналитический Музыкальное мероприятие «День Победы» май -Закрепить представления детей о Великой Отечественной войне, о защитниках Отечества. Развивать поисковую деятельность детей в рамках исторического прошлого семьи и Родины.

Консультация для родителей по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» май -Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества

«Посткроссинг» — знакомим детей с Россией и ищем друзей в других городах

-Развивать познавательную активность дошкольников; познакомить с понятиями «география», «карта», графическими обозначениями на карте морей, рек, озер, городов, областей; рассказать о разных регионах и народах России.

«Наша Родина – Россия»

Оформление уголка. май -Обобщить и систематизировать знания детей о Родине, воспитывать патриотические чувства.

План реализации проекта :

«Святочные игры на Руси»

Цель: Познакомить детей с традициями и обрядами святочных праздников. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях и праздниках совместно с родителями, закреплять умения и навыки в творческом проявлении и импровизациях через народные игры, песни и танцы.

Физкультурное мероприятие «Наша Армия сильна»

Цель :знакомить детей с традицией празднования Дня защитника Отечества.

Закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники.

Оформление уголка «Боевой Славы», создание презентации «Юность в сапогах».

Цель: пропагандирование боевой славы русского народа и воспитание патриотизма в ДОУ

«Веселая Масленица»

Цель: сформировать любовь к культуре и традициям своего народа. Знать и чтить традиции и фольклор русского народа.

«Праздник весны» Беседа о весне. Рисование «Вестники весны»

Цель: создание условия для закрепления знания представлений детей о весне: весенние месяцы, приметы весны, изменения в природе, животном мире, в жизни людей.

Беседа «Флаг у нас прекрасный: бело-сине-красный»

Цель: формировать основы патриотизма, воспитывать любовь и уважение к своей Родине, гордость за свою страну, свой народ. Вызвать у детей положительные эмоции.

«Просмотр открыток, чтение книг о городах России.»

Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свою страну.

«Национальные игрушки русского народа»

Цель: приобщать детей к русской национальной культуре, народному творчеству, через знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой.

Игры «Моя семья»

Цель: способствование запоминанию домочадцев и их имен, воспитание любви и уважения к родным людям, формирование представления о себе, как о части ячейки общества.

Посещение музея «Мордовская изба»

Цель: познакомить детей с историей и бытом мордовского народа с его праздниками, обычаями и традициями; приобщить детей к русской народной культуре, что является средством формирования у воспитанников патриотических чувств и развития духовности.

Беседа «Светлый праздник Пасхи»

Цель: приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.

Музыкально –патриотическое мероприятие «День Победы»

Цель: создание условий для развития у дошкольников патриотических чувств.

«Посткроссинг» — знакомим детей с Россией и ищем друзей в других городах

Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свою страну.

«Наша родина –Россия». Оформление уголка.

Цель: воспитание и формирование нравственной личности.

Планируемые результаты:

Для детей

-сформировать представление о своей Родине, желание быть патриотом родной страны;

-дети имеют представление о своей малой родине, ее достопримечательностях;

-воспитание нравственных качеств личности : уважение к старшим, доброты, отзывчивости

Для родителей:

Родители стали понимать важность воспитания патриотических качеств в дошкольном возрасте

Для педагогов :

Повышение уровня педагогического мастерства.

Способы их проверки:

Я считаю, что оценка результативности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными, количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры :

Сформированность гражданских навыков:

умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

умение принимать и защищать свои решения;

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

патриотизм и любовь к Родине;

права и свобода человека и гражданина;

символика Российской Федерации;

Количественные параметры:

включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

участие в викторине по гражданско-патриотической тематике;

проведение мероприятий.

Перспектива развития проекта :

-разнообразить формы проведения занятий и мероприятий;

-осуществление творческого подхода к патриотическому воспитанию учащихся;

-накопленный материал позволит создать банк детский проектов по патриотическому воспитанию;

-к перспективам проекта можно отнести и возможность распространение опыта на другие образовательные учреждения.

Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты.

Регулярно пополнять развивающую среду : дидактическими играми, художественной литературой и т. д

Список литературы

1. Н. Г. Зеленова, Л. И. Осипова «Мы живём в России»

2. Зимина А. Н. Государственные праздники для дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

3. Маханева М. Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М, АРКТИ, 2004

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304с. ил.

5. Ривина Е. К. «Герб и флаг России: Знакомим дошкольников и младших школьников с Государственными символами». – М: АРКТИ, 2002г.

6. Л. Б. Дерягина «Моя Родина Россия: Рассказы о гимне, флаге, гербе, столице и Президенте» Издательство Литера, 2007

7. «С чего начинается Родина?» / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. М. : Сфера, 2003.

8. В. Степанов Учебник для малышей «Моя Родина – Россия» М, Фламинго, 2004 г.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Центр нравственно-патриотического воспитания в средней группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в средней группе Нравственно-патриотический уголок. В настоящее время важным направлением в воспитании подрастающего поколения является нравственно-патриотическое.

Дидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитанияДидактические игры как средство нравственно-патриотического воспитания Патриотическое воспитание через игру- наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя»Учебно-игровое пособие для нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Поле боя» Великая Отечественная война, это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Это была самая величайшая война за всю историю человечества,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольниковВзаимодействие педагогов и родителей в процессе нравственно-патриотического воспитания дошкольников Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания»
Опубликовано: 23 августа 2023 в 23:41
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Использование модульной технологии в педагогической деятельности по развитию нравственно-патриотического воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Верушкина Светлана (УИ 1985485) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД