Ольга Яковлева
Проект-игра «Деловые и успешные» по курсу «финансовая грамотность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему «Развитие финансовой грамотности у детей 6-7 лет»
Тема: «Деловые и успешные!» Проводиться в форме работы «игра по станциям». Здесь представлено итоговое занятие, которое проводиться в завершении учебного года (после прохождения детьми обучения в течение всего учебного года)
Публикация «Проект-игра „Деловые и успешные“ по курсу „финансовая грамотность дошкольников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Цель: 1. Итоговая диагностика развития детей, подведение результатов работы. 2. На перспективу: мотивация детей на дальнейшее развитие в сфере «финансовая грамотность» через интересный и запоминающийся детьми финал занятий по программе «финансовая грамотность».
Педагогические задачи: (общие для всех станций) :
- закрепление полученных ранее знаний
- закрепление представлений о времени и пространстве (дни, месяц, часы, право/лево)
- развитие математических представлений через навыки счёта
- развитие внимания при получении (прослушивании) задания
- развитие связной речи (сформулировать и выразить своё мнение при выполнении заданий в команде)
- развитие основ логического мышления
- развитие находчивости, сообразительности
- развитие творческого подхода и детской инициативы
- развитие решительности и ответственности (в ситуации разногласия ответов в команде, командиру необходимо выбрать один ответ и аргументировать его)
- развитие коммуникативных навыков
Ход занятия:
Игра проводиться в командах в помещении группы, с группой детей из 20 человек: дети делятся на 4 команды по 4 человека (педагог, работающий на группе, заранее формирует команды «равные по силам») и ещё 4 человека – дети ведущие станций. Педагог с детьми обсуждает название команд. Возможные варианты: «Стратеги», «Математики», «Логисты», «Финансисты»
Педагог готовит 4 общих задания, их будут выполнять все команды.
Оборудование: столики с заданиями и атрибутами к выполнению задания. Столики - это «станции» и обозначены как: красный, синий, жёлтый и зелёный.
Инвентарь для выполнения задания:
Пластиковые кружочки - монетки (по функционалу «Счётные палочки», купюры бумажные разного номинала, фигурки персонажей историй, предметы к сюжету задания, картинки с продуктами питания/пластиковые муляжи продуктов питания (подходящими и «лишними» для задания «купи продукты для приготовления борща», календарь одного месяца года (30 дней – клеточек, набор «последовательные картинки» для «визита в магазин», песочные часы на 3 минуты.
Ведущие станций - дети: 4 ребёнка группы (по одному ребёнку на каждую станцию, предварительно обученные к объяснению задания другим. А так же на каждой станции есть педагог-наставник ( педагог-специалист: учитель-логопед/педагог-психолог/музыкальный руководитель/руководитель по физической культуре/другой специалист, который контролирует: 1. правильность объяснения задания ведущим станции, 2. ответы детей и дисциплину в команде, 3. оценку результатов прохождения станции. Педагог-наставник проявляет минимум инициативы (только в случае затруднений, возникающих у детей с выполнением задания, а также грубых нарушений дисциплины)
В течение игры дети зарабатывают баллы – «деньги» (условные купюры и монеты)
Критерии оценки работы команды детей при выполнении задания:
- 1. верность ответа, 2. сплочённая и дружная командная работа, 3. скорость понимания сути вопроса.
Переход от станции к станции происходит по звуковому сигналу педагога ведущего игры.
У каждой команды есть «маршрутный лист» следования по станциям.
В течение года педагог проводил с детьми занятия: рассматривались и решались аналогичные по сути «итоговым» задания (только были другие персонажи и сюжет).
В начале игры по станциям дети получают общее задание для «разминки».
Каждая команда стоит у столика – «стартовой станции». На столике картинки, соответствующие сюжету задания. Педагог напоминает правила работы в группе: совещаемся внутри команды тихо, не выкрикиваем ответ, поднимаем руки в момент окончания выполнения задания командой. Отвечает командир команды (заранее выбранный методом голосования детей).
Педагог зачитывает задание «По какой тропинке идти детям?». Цель: формирование ценности безопасности жизни
Мальчик Лёша и его сестра Наташа - школьники. Они пошли гулять в лес, совсем недалеко от дома. При входе в лес на их пути стоит камень / большие ворота с надписью:
Направо пойдёшь – проездной на транспорт потеряешь (в сказках это «конь»)
Налево пойдёшь – кошелек с деньгами потеряешь (в сказках это «добро»)
Прямо пойдёшь – телефон мобильный потеряешь (в сказках это «жизнь», телефон, как атрибут безопасности: связи с близкими людьми в дали от дома)
Куда пойти детям, чтобы, находясь в лесу, они чувствовали себя в безопасности?
Дети приступают к выполнению задания. На выполнение задания даётся 3 минуты (песочные часы).
После выполнения каждая команда (без комментариев) говорит только ответ. После всех ответов происходит обсуждение, даётся правильный ответ. Это задание не оценивается.
Верный ответ: идти надо направо или налево. Прямо нельзя! Так как, если пойти прямо, то лишишься телефона, а телефон нужен для связи с родителями. В лесу можно обойтись без проездного и кошелька. Вывод: Ценность безопасности жизни превыше денег!
После выполнения задания - «разминки» и подведения его итогов, каждой команде выдаётся маршрутный лист. Дети изучают последовательность переходов на станции. Психологически готовятся к большой игре (команда берётся за руки и говорит свой девиз, придуманный заранее и выученный с детьми при помощи педагогов-наставников). Например, «мы крутые финансисты, смело мы танцуем твисты!», «В математике сильны, очень людям мы нужны!», «стратеги» : «мы продумаем вперё д: поступить как, что нас ждёт», «нас логистами зовут, мы построим верный путь»
Задания игры по станциям:
1. Проблемная ситуация «на ферме»
2. Математическая задача «кто заработал больше?»
3. Последовательные картинки «что сначала происходит, что потом?»
4. Составляющие части кулинарного блюда «Купи нужные продукты для приготовления борща»
Описание заданий:
1.«На ферме». Цель: развитие элементов стратегического мышления.
На ферме дядюшки Феофана есть хозяйство.
У него живёт 1 корова, 5 куриц и 1 петух, 10 кроликов.
Фермеру требуется ремонт крыши дома (в дождливую погоду протекает). Через 20 дней придут рабочие. После выполнения работ им надо будет заплатить 40 000 рублей. Денег у фермера сразу столько нет, недавно заработанные потратил на покупку кроликов. Фермеру надо 40 000 рублей. А у него только 20 000.
Вопрос к детям: Сколько нужно заработать фермеру? ( ответ: 20 000 рублей)
Фермер Феофан может продать животных, или то, что они дают.
Корова стоит 30 000, она сразу окупит ремонт крыши, и останется сдача, но если её продать, то не будет молока, которое можно ежедневно продавать и иметь ежедневный доход 1000 рублей.
Курица стоит 1000 рублей, у Феофана 5 куриц, это 5 000 рублей. Каждая курица несёт яйца.
Ежедневно можно продавать куриные яйца и выручить/заработать с 5 куриц 1000 рублей.
Петух стоит 2000 рублей, но если его продать, то курицы не будут нести яйца.
Один кролик стоит 1000 рублей, но они ещё совсем малыши и для продажи не годятся.
Как фермеру починить крышу и сохранить на ферме всех животных?
Ответ: в течение 20 дней (до прихода рабочих) от продажи молока и яиц фермер выручит 40 000 рублей: 20 000+20 000. А ему надо только 20 000, так что ещё и сдача останется.
Дети на занятиях по математике обучены пониманию «тысячных нулей». Они знают, как работать с большими числами (просто отбрасывать нули, считать единицы, а потом нули возвращать)
2. «Кто заработал больше?» цель: закрепление навыков счёта, развитие находчивости через простое внимание к тексту задания.
Мальчик Лёша и девочка Наташа брат с сестрой, они школьники. Дети на каникулах трудились летом на даче. Они помогали своей бабушке по огороду, бесплатно! : носили воду из колодца, поливали огурцы, собирали ягоды, иногда пропалывали грядки.
А также работали по 2 часа в день за деньги у соседей: собирали ягоды, сортировали их по размеру и складывали в корзины.
За каждый килограмм собранных и отсортированных ягод они зарабатывали по 100 рублей каждый.
Лёша собрал 5 кг. Наташа – 7 кг.
Кто из детей больше заработал денег? Сколько они заработали вместе?
Ответ: 7 больше, чем 5, и, сообразительные дети, поймут это без подсчёта. Но надо всё же сосчитать: сколько дети вместе заработали денег?
3. «Последовательные картинки» цель: развитие элементов логического мышления
Задание: из предложенных картинок составить сюжет: пришли в магазин, набрали товары в покупательскую корзину, оплатили через кассу, вышли из магазина.
Представлены картинки: 1. человек, открывающий дверь и заходящий в магазин, 2. корзина покупателя при заходе в магазин. 3. Витрина с товарами, выбор покупателем товара и наполнение корзины, 4. банковская карта, предъявляемая покупателем на кассе, 5. человек, открывающий дверь и выходящий из магазина.
Так как задание требует меньшей затраты времени, чем задания на других станций, то требуется в этом же задании каждому ребёнку собрать разрезную картинку - пазл (покупательская корзина, витрина магазина, банковская карта, дверь в магазин)
4. «Купи продукты для приготовления борща» цель: развитие элементов логического мышления
Задание: Мама попросила вас сходить в магазин и купить продукты необходимые для приготовления обеда.
Ведущий станции «Мама будет готовить «борщ». Внимательно подумайте: какие продукты нужны для приготовления этого блюда? Обсудите список продуктов внутри команды. Кладите в продовольственную корзину только те продукты, которые необходимы именно для приготовления борща.
На столике представлены картинки/упаковки специй/пластиковые муляжи продуктов для приготовления борща. Помимо «верных продуктов» (мясо, овощи, соль, лавровый лист, перец горошком, на столике лежат «неподходящие» к выполнению задания продукты: кондитерские изделия, молочные продукты, крупы, рыба, мука, яйца.
Дети должны сделать верный рецепту выбор.
Приготовление – творческий процесс. Возможно, дети возьмут к борщу сметану из молочного отдела. Но ведущему важно сделать акцент на процессе приготовления: что будет лежать в кастрюле, стоящей на плите? Оценивается: 1. Наличие/отсутствие «лишних продуктов».
Подведение итогов
После прохождения всех станций звучит сигнал завершения игры. Ведущий собирает маршрутные листы, на которых выставлены балы за каждую станцию. Ведущий считает баллы, подводит общий итог работы в каждой команде. В ожидании подсчёта ведущим заработанных денег, с детьми проводиться небольшая подвижная игра, которую проводят педагоги-специалисты.
Ведущий объявляет итоги: сколько денег заработала каждая команда. Командам выдаются заработанные в игре «деньги».
Устраивается Ярмарка по продаже сладостей к чаю: печенья, пряников, конфеток. Роль продавцов играют педагоги-специалисты.
Организуется реальное совместное чаепитие в честь дня «деловых и успешных».
Дети, под фоновую торжественную музыку, отдыхают: пьют чай со сладостями, общаются.
Рекомендации для родителей воспитанников «Продолжаем развивать ребёнка дома по курсу «финансовая грамотность».
1. Детям, совместно с родителями, играть в настольные игры, перечисленные ниже:
• экономическую игру «Миллиардер» бренда «умные игры» и другие
• стратегические игры: шашки, шахматы, реверси, «морской бой», «крестики-нолики», «четыре в ряд» и другие
• в математические игры с пособиями ООО «Корвет» и другие
• другие настольные карточные игры: на развитие внимания и мышления.
2. Ребёнку активно участвовать в жизни семьи. Помогать родителям в продуктовом магазине при выборе продуктов: согласно списку и запланированному меню.
3. Ребёнку чё тко планировать дела своего вечера: учиться «жить по часам». - Знать последовательность заданий вечера: выполнить домашнее задание воспитателей (поделка, задание от учителя-логопеда; выполнять поручения родителей; готовиться ко сну (гигиенические процедуры, своевременно лечь спать. - Знать и старательно выполнять свои обязанности по дому.
Автором методической разработки «Деловые и успешные!» является Яковлева Ольга Николаевна,
Педагог-психолог ГБДОУ № 69, детский сад комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.