ЕКАТЕРИНА ГАЛКИНА
Проект «Гжель» 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Тип проекта, время работы над поставленной темой
2. Состав участников
3. Актуальность
4. Цели и задачи
5. Ожидаемый результат
6. Поэтапная совместная деятельность для решения задач
7. Диагностика: Критерии диагностики
Диагностические карты
Диаграммы
Анализ диагностики
8. Планируемые работы детьми и родителями по проекту
9. Рефлексия
10. Приложения:
Первичная беседа «Гжель»
Дидактическая игра «Укрась поднос»
Публикация «Проект „Гжель“ 4–5 лет» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Конспект НОД по ФЦКМ: «Знакомство с гжелью»
Конспект НОД по рисованию: «Голубая гжель»
Конспект НОД «Гжельский сервиз» (пластилинография)
Итоговая беседа о гжельской росписи с детьми
Частушки и стихотворение о гжели
Информация: «Искусство гжели»
Выставка – конкурс: «Народные промыслы»
Актуальность:
Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.
Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.
Задачи:
• Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
• Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике, русской лирической музыкой;
• Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
Ожидаемые результаты. Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности.
Продукт деятельности:
Конспекты бесед
Подборка частушек про гжель
Выставка «Народное творчество»
Конспекты НОД
Дидактическая игра «Укрась поднос»
Вид презентации:
Выставка «Народное творчество» (совместно с детьми 6 – 7 лет; обмен опытом).
Этапы проекта
I Подготовительный этап
1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.
2) Диагностическое исследование детей.
3) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.
II Основной этап
1) Работа с детьми
Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.
Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Укрась поднос».
Познавательное развитие: беседы о гжели, ФЦКМ на тему: «Знакомство с гжелью»
Речевое развитие: чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихотворения про гжель; заучивание частушек о гжели.
Художественно – эстетическое развитие: рисование на тему «Голубая гжель»; пластилинография: «Гжельский сервиз»
2) Работа с родителями
Пополнение уголка народного творчества
III Заключительный этап:
Выставка - конкурс «Народное творчество»
Перспективный план работы
Дни недели Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Понедельник 20.03.17 -Диагностика детей
- Первичная беседа «Гжель»; рассматривание альбома «Гжель»
-ФЦКМ «Знакомство с гжелью» Пополнение уголка творчества Подбор методической литературы и дидактического материала
Вторник
21.03.17 - Дидактическая игра «Укрась поднос»
- пластилинография «гжельский сервиз» Обмен опытом по обустройству уголка народного творчества
Среда
22.03.17 -Рисование «Голубая гжель» Информация «Искусство Гжели»
Четверг
23.03.17 - Беседа о гжельской росписи
-Знакомство с частушками и стихотворением про гжель
-Диагностика детей
Беседа с детьми, закрепление поученных знаний Диагностика детей
Пятница
24.03.17 - Культурные практики. Выставка: «Народное творчество»
выставка – конкурс: «Народное творчество» Организация выставки – конкурса: «Народное творчество»
Рефлексия:
В целом мы считаем, что проект реализован, все поставленные задачи выполнены.
Критерии диагностического обследования
Выделяет характерные особенности гжельского промысла
1 балл – не ориентируется.
2 балла – выделяет с помощью воспитателя.
3 балла – выделяет особенности.
Создает декоративные композиции с элементами гжельской росписи
1 балл –ребенок затрудняется.
2 балла - создает с помощью воспитателя.
3 балла – создает самостоятельно, знает элементы.
Сформирован интерес к народной культуре
1 балл – ребенок не проявляет интереса
2 балла –ребенок проявляет выборочный интерес
3 балла – ребенок заинтересован.
Высокий уровень - 8-9 баллов.
Средний уровень - 5-7 баллов.
Ниже среднего уровня - 3-4 баллов.
Диагностическое обследование
Мониторинг знаний детей
№
Ф. И. ребенка
Особенности гжели
Создает композиции
Интерес к народной культуре
Итого
н к н к н к н к
1 Ева 1 2 1 2 2 3 4 7
2 Соня 1 2 2 2 2 3 5 7
3 Даниил 1 2 1 2 1 2 3 6
4 Миша 1 2 1 2 1 2 3 6
5 Ваня 2 3 2 3 3 3 7 9
6 Никита К. 1 2 1 2 1 2 3 6
7 Юля 2 3 2 3 2 3 6 9
8 Алина 2 3 2 3 3 3 7 9
9 Полина К. 1 2 2 3 3 3 6 8
10 Тимур Н. 1 2 2 2 1 2 4 6
11 Ростислав 1 2 1 2 2 2 4 6
12 Ксения П. 2 3 2 3 3 3 7 9
13 Никита П. 1 2 1 2 1 2 3 6
14 Илья 2 3 2 3 3 3 7 9
15 Савелий 1 3 2 2 2 2 5 7
16 Лиза 2 3 2 3 3 3 7 9
17 Ксения С. 1 3 2 3 2 3 5 9
18 Саша Т. 1 2 2 2 1 2 4 6
19 Ульяна К. 2 3 2 3 2 3 6 9
20 Дима 1 2 2 2 1 2 4 6
21 Яна 1 2 2 3 2 3 5 8
На начало проекта :
Ниже среднего – 42%
Средний – 58%
Высокий – 0%
На конец проекта :
Ниже среднего – 0%
Средний – 48%
Высокий – 52%
Диаграмма диагностики
Выводы: На конец проекта дети хорошо усвоили полученные знания. Дети узнают гжельскую роспись, выделяют характерные особенности. Создают декоративные композиции с элементами росписи и проявляют интерес к народному творчеству.
Приложение
Итоговая беседа о гжельской росписи
Цель:
Познакомить детей с гжельским народным промыслом,
продолжать развивать нравственно-эстетическое отношение к пище,
познакомить детей с частушками о Гжели
Предварительная работа:
Рассматривание посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, слушание стихотворения П. Синявского «Гжель»
Материал:
Изделия хохломских и гжельских мастеров, деревянные расписные ложки.
Ход беседы:
Ребята, вы уже знаете, что в давние времена люди научились делать деревянную посуду, а затем украшать ее красивыми узорами. Скажите ребята, для чего люди это делали? Дети отвечают. Правильно, люди хотели, чтобы их жизнь стала нарядней, красивей, относились к пище с уважением, понимая, как она нелегко достается. Пища, это дар природы человеку. Мы с вами познакомились с произведениями искусства мастеров Хохломы, и все они удивляли нас своей красотой, рисовали детали узоров хохломской росписи. Посмотрите, вот здесь на столике стоят различные предметы, расписанные хохломской и гжельской росписью, сейчас мы их рассмотрим и сравним.
Родина Хохломы – села Семино Новопокровское и Кулигино. Основные цвета: золотой, черный, красный, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись по дереву. Орнамент растительный, могут быть "вплетены" птицы-петух, воробей, жаворонок. В хохломском орнаменте важно, чтоб золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился.
ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь.
Основные цвета-синий, белый. Цветовая гамма - тончайшие переливы от густого темно-синего к светло – голубому. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.
-Из каких материалов выполнены предметы? (форфор/дерево)
- Какие цвета применяются в гжельской и хохломской росписи (Сине-голубой и белый/ красный, золотой, черный)
- Способы росписи (гжельская роза, птицы/ растительный орнамент, птицы)
Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы услышали стихотворение поэта Петра Синявского о красоте Гжели (читает стихотворение, (содержание стихотворения в приложении). и думаю, что вы все согласитесь, что Гжельская роспись очень красива и о ней слагаются не только стихи, но и песни, частушки.
Вы уже знаете, что частушки, это небольшие песенки, которые могут быть самого разного содержания. Каждая частушка — это маленький рассказ о том, что человеку хочется рассказать о себе, о своих впечатлениях, об увиденном, услышанном. Вот и сегодня вы услышите частушки, в которых отразилось восхищение людей гжельской росписью, но каждый по-своему высказывает, это восхищение, иногда серьезно, иногда с озорством.
Исполняются частушки о Гжели. Обсуждается содержание частушек (содержание частушек в приложении).
Вариант для исполнения частушек детьми
Воспитатель
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки,
Запевайте поскорей,
Чтобы было веселей!
Дети (хором)
Ставьте ушки на макушки
Слушайте внимательно
Мы про Гжель споем частушки
Будет замечательно!
1.
Гжель - посуда просто чудо,
Синий цвет бежит повсюду,
И рождается узор –
Оторвать не в силах взор.
2.
По-полю гуляла я,
Три цветочка нашла:
Белый, синий, голубой –
Я любуюсь красото
3.
Распишу теперь посуду
Бело синей красотой
Пусть цветок ее украсит
Словно небо голубой
4.
Мыла гжельскую посуду
Разлетелись брызги всюду.
Брызги вытру - не беда!
Ох, посуда хороша!
5.
Юбку белую надела,
Синей лентой заплела.
Вот так Гжельская краса,
Полюбуйтесь на меня!
6.
Я в окошечко смотрю,
Вот береза, а вот ель,
Приглашу с собой подружку
На экскурсию во Гжель!
Автор - Л. А. Ляпин
Стихотворение П. Синявского
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра слышней:
Расцветет Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА»
Конспект НОД по рисованию для детей дошкольной группы№4
(возраст детей 5 – 6 лет) :
«Голубая гжель»
Воспитатели:
Галкина Е. Ю.
Дворецкая Е. Г.
Клин, март 2017 год
Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.
Задачи:
• Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)
• Учить выделять середину композиции цветком-розой
• Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием
• Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель
• Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность
• Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту
Материалы и оборудование:
Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи (тарелочки). Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей
Воспитатель. Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.
«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».
Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы
Воспитатель. Давайте сначала разомнемся.
Физминутка «Чудо-птицы»
Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх,
Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).
На ветвях они присели (присели,
Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).
Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.
Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы
Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.
Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!
Воспитатель. Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?
Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?
Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе ее названье – Гжель!
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашу легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное, достойно восхищения!