МААМ-картинки

Проект «Гжель» 4–5 лет

ЕКАТЕРИНА ГАЛКИНА
Проект «Гжель» 4–5 лет

Содержание:

1. Тип проекта, время работы над поставленной темой

2. Состав участников

3. Актуальность

4. Цели и задачи

5. Ожидаемый результат

6. Поэтапная совместная деятельность для решения задач

7. Диагностика: Критерии диагностики

Диагностические карты

Диаграммы

Анализ диагностики

8. Планируемые работы детьми и родителями по проекту

9. Рефлексия

10. Приложения:

Первичная беседа «Гжель»

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Публикация «Проект „Гжель“ 4–5 лет» размещена в разделах

Конспект НОД по ФЦКМ: «Знакомство с гжелью»

Конспект НОД по рисованию: «Голубая гжель»

Конспект НОД «Гжельский сервиз» (пластилинография)

Итоговая беседа о гжельской росписи с детьми

Частушки и стихотворение о гжели

Информация: «Искусство гжели»

Выставка – конкурс: «Народные промыслы»

Актуальность:

Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

Проблема: полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.

Цель: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

Задачи:

• Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;

• Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике, русской лирической музыкой;

• Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

Ожидаемые результаты. Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности.

Продукт деятельности:

Конспекты бесед

Подборка частушек про гжель

Выставка «Народное творчество»

Конспекты НОД

Дидактическая игра «Укрась поднос»

Вид презентации:

Выставка «Народное творчество» (совместно с детьми 6 – 7 лет; обмен опытом).

Этапы проекта

I Подготовительный этап

1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.

2) Диагностическое исследование детей.

3) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.

II Основной этап

1) Работа с детьми

Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.

Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

Социально – коммуникативное развитие: подвижная игра «Чудо-птица»; дидактическая игра «Укрась поднос».

Познавательное развитие: беседы о гжели, ФЦКМ на тему: «Знакомство с гжелью»

Речевое развитие: чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихотворения про гжель; заучивание частушек о гжели.

Художественно – эстетическое развитие: рисование на тему «Голубая гжель»; пластилинография: «Гжельский сервиз»

2) Работа с родителями

Пополнение уголка народного творчества

III Заключительный этап:

Выставка - конкурс «Народное творчество»

Перспективный план работы

Дни недели Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

Понедельник 20.03.17 -Диагностика детей

- Первичная беседа «Гжель»; рассматривание альбома «Гжель»

-ФЦКМ «Знакомство с гжелью» Пополнение уголка творчества Подбор методической литературы и дидактического материала

Вторник

21.03.17 - Дидактическая игра «Укрась поднос»

- пластилинография «гжельский сервиз» Обмен опытом по обустройству уголка народного творчества

Среда

22.03.17 -Рисование «Голубая гжель» Информация «Искусство Гжели»

Четверг

23.03.17 - Беседа о гжельской росписи

-Знакомство с частушками и стихотворением про гжель

-Диагностика детей

Беседа с детьми, закрепление поученных знаний Диагностика детей

Пятница

24.03.17 - Культурные практики. Выставка: «Народное творчество»

выставка – конкурс: «Народное творчество» Организация выставки – конкурса: «Народное творчество»

Рефлексия:

В целом мы считаем, что проект реализован, все поставленные задачи выполнены.

Критерии диагностического обследования

Выделяет характерные особенности гжельского промысла

1 балл – не ориентируется.

2 балла – выделяет с помощью воспитателя.

3 балла – выделяет особенности.

Создает декоративные композиции с элементами гжельской росписи

1 балл –ребенок затрудняется.

2 балла - создает с помощью воспитателя.

3 балла – создает самостоятельно, знает элементы.

Сформирован интерес к народной культуре

1 балл – ребенок не проявляет интереса

2 балла –ребенок проявляет выборочный интерес

3 балла – ребенок заинтересован.

Высокий уровень - 8-9 баллов.

Средний уровень - 5-7 баллов.

Ниже среднего уровня - 3-4 баллов.

Диагностическое обследование

Мониторинг знаний детей

Ф. И. ребенка

Особенности гжели

Создает композиции

Интерес к народной культуре

Итого

н к н к н к н к

1 Ева 1 2 1 2 2 3 4 7

2 Соня 1 2 2 2 2 3 5 7

3 Даниил 1 2 1 2 1 2 3 6

4 Миша 1 2 1 2 1 2 3 6

5 Ваня 2 3 2 3 3 3 7 9

6 Никита К. 1 2 1 2 1 2 3 6

7 Юля 2 3 2 3 2 3 6 9

8 Алина 2 3 2 3 3 3 7 9

9 Полина К. 1 2 2 3 3 3 6 8

10 Тимур Н. 1 2 2 2 1 2 4 6

11 Ростислав 1 2 1 2 2 2 4 6

12 Ксения П. 2 3 2 3 3 3 7 9

13 Никита П. 1 2 1 2 1 2 3 6

14 Илья 2 3 2 3 3 3 7 9

15 Савелий 1 3 2 2 2 2 5 7

16 Лиза 2 3 2 3 3 3 7 9

17 Ксения С. 1 3 2 3 2 3 5 9

18 Саша Т. 1 2 2 2 1 2 4 6

19 Ульяна К. 2 3 2 3 2 3 6 9

20 Дима 1 2 2 2 1 2 4 6

21 Яна 1 2 2 3 2 3 5 8

На начало проекта :

Ниже среднего – 42%

Средний – 58%

Высокий – 0%

На конец проекта :

Ниже среднего – 0%

Средний – 48%

Высокий – 52%

Диаграмма диагностики

Выводы: На конец проекта дети хорошо усвоили полученные знания. Дети узнают гжельскую роспись, выделяют характерные особенности. Создают декоративные композиции с элементами росписи и проявляют интерес к народному творчеству.

Приложение

Итоговая беседа о гжельской росписи

Цель:

Познакомить детей с гжельским народным промыслом,

продолжать развивать нравственно-эстетическое отношение к пище,

познакомить детей с частушками о Гжели

Предварительная работа:

Рассматривание посуды и других предметов, расписанных гжельской росписью, слушание стихотворения П. Синявского «Гжель»

Материал:

Изделия хохломских и гжельских мастеров, деревянные расписные ложки.

Ход беседы:

Ребята, вы уже знаете, что в давние времена люди научились делать деревянную посуду, а затем украшать ее красивыми узорами. Скажите ребята, для чего люди это делали? Дети отвечают. Правильно, люди хотели, чтобы их жизнь стала нарядней, красивей, относились к пище с уважением, понимая, как она нелегко достается. Пища, это дар природы человеку. Мы с вами познакомились с произведениями искусства мастеров Хохломы, и все они удивляли нас своей красотой, рисовали детали узоров хохломской росписи. Посмотрите, вот здесь на столике стоят различные предметы, расписанные хохломской и гжельской росписью, сейчас мы их рассмотрим и сравним.

Родина Хохломы – села Семино Новопокровское и Кулигино. Основные цвета: золотой, черный, красный, вспомогательными цветами, употребляющимися в небольших количествах, являются зеленый и желтый. Роспись по дереву. Орнамент растительный, могут быть "вплетены" птицы-петух, воробей, жаворонок. В хохломском орнаменте важно, чтоб золотой цвет ярче играл, чтобы рисунок завивался, кудрявился.

ГЖЕЛЬ (гжельская керамика), изделия керамических промыслов Московской области, центром которых была бывшая Гжельская волость — деревни Речицы, Гжель, Жирово, Турыгино, Бохтеево, Новохаритоново, Володино, Кузяево. Слово «гжель» происходит, возможно, от «жечь.

Основные цвета-синий, белый. Цветовая гамма - тончайшие переливы от густого темно-синего к светло – голубому. Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

-Из каких материалов выполнены предметы? (форфор/дерево)

- Какие цвета применяются в гжельской и хохломской росписи (Сине-голубой и белый/ красный, золотой, черный)

- Способы росписи (гжельская роза, птицы/ растительный орнамент, птицы)

Ребята, сейчас я хочу, чтобы вы услышали стихотворение поэта Петра Синявского о красоте Гжели (читает стихотворение, (содержание стихотворения в приложении). и думаю, что вы все согласитесь, что Гжельская роспись очень красива и о ней слагаются не только стихи, но и песни, частушки.

Вы уже знаете, что частушки, это небольшие песенки, которые могут быть самого разного содержания. Каждая частушка — это маленький рассказ о том, что человеку хочется рассказать о себе, о своих впечатлениях, об увиденном, услышанном. Вот и сегодня вы услышите частушки, в которых отразилось восхищение людей гжельской росписью, но каждый по-своему высказывает, это восхищение, иногда серьезно, иногда с озорством.

Исполняются частушки о Гжели. Обсуждается содержание частушек (содержание частушек в приложении).

Вариант для исполнения частушек детьми

Воспитатель

Эй, девчонки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки,

Запевайте поскорей,

Чтобы было веселей!

Дети (хором)

Ставьте ушки на макушки

Слушайте внимательно

Мы про Гжель споем частушки

Будет замечательно!

1.

Гжель - посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор –

Оторвать не в силах взор.

2.

По-полю гуляла я,

Три цветочка нашла:

Белый, синий, голубой –

Я любуюсь красото

3.

Распишу теперь посуду

Бело синей красотой

Пусть цветок ее украсит

Словно небо голубой

4.

Мыла гжельскую посуду

Разлетелись брызги всюду.

Брызги вытру - не беда!

Ох, посуда хороша!

5.

Юбку белую надела,

Синей лентой заплела.

Вот так Гжельская краса,

Полюбуйтесь на меня!

6.

Я в окошечко смотрю,

Вот береза, а вот ель,

Приглашу с собой подружку

На экскурсию во Гжель!

Автор - Л. А. Ляпин

Стихотворение П. Синявского

Есть в России такое местечко,

Где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней:

Расцветет Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 38 «ИВУШКА»

Конспект НОД по рисованию для детей дошкольной группы№4

(возраст детей 5 – 6 лет) :

«Голубая гжель»

Воспитатели:

Галкина Е. Ю.

Дворецкая Е. Г.

Клин, март 2017 год

Цель - ознакомление детей с искусством гжельских мастеров.

Задачи:

• Учить выделять характерные особенности данного промысла (материал, цвет, форму)

• Учить выделять середину композиции цветком-розой

• Закрепить умение рисовать концом кисти, всем ворсом, примакиванием

• Воспитывать любовь к народным традициям, народному творчеству, на примере декоративно-прикладного искусства гжель

• Дать детям возможность почувствовать себя народными мастерами, используя художественную деятельность

• Развивать творческие способности, стремление своими руками создавать красоту

Материалы и оборудование:

Иллюстрационный материал по теме «Гжель». Предметы, украшенные гжельской росписью. Изделия для росписи (тарелочки). Гуашь белого и синего цветов, баночки с водой, кисти, салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята! А вы любите сказки? Ответы детей

Воспитатель. Сегодня я хочу вас пригласить в одну из сказок.

«В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревушка Гжель. Давным-давно жили там смелые, да умелые мастера. Собрались они однажды стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду и расписывать ее синей краской разных оттенков. Сами жители любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Рисовали умельцы на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки курочки, а на крышке петушок красуется. Другой сделал масленку в виде кита. На спине вылепил сказочный город с башенками и церквушками. Третий мастер слепил сахарницу в виде сказочной рыбки. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Гжельские мастера большие фантазеры. Одни чашки у них стройные и высокие, другие похожи на маленький бочонок, а иные - фигурные. Лепили мастера животных и птиц: петуха с пышным хвостом, кошку – задиру, мышку – норушку. А еще любили в этой деревушке делать часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они цветами, а на макушке петушок. Кажется, сейчас прокукарекает «Пора спать!» У каждого мастера был свой любимый узор, которым он всех радовал. А красочка у них была одна…голубая».

Воспитатель. Посмотрите, какие красивые предметы создавали мастера. Всего два цвета, а как красиво! Обратите внимание, ребята, почти на всех работах присутствует элемент росписи - роза, завиток в виде петельных линий, цветок из дугообразных линий. Красиво, правда! А хотите и вы попробовать себя в роли мастеров? ответы

Воспитатель. Давайте сначала разомнемся.

Физминутка «Чудо-птицы»

Чудо – птицы прилетели (взмах, руки вверх,

Прилетели к нам из Гжели (опустить руки).

На ветвях они присели (присели,

Вдруг вспорхнули, улетели (встать и улететь).

Воспитатель. Отдохнули немного, а теперь за работу. Я вам принесла белые тарелочки. Давайте их украсим гжельскими узорами.

Воспитатель. Каким узором мы украсим середину тарелочки? Ответы

Воспитатель. А давайте в центре нарисуем синюю розу (воспитатель показывает последовательность рисования розы). Не забудьте сделать узор и по краю тарелочки. А чтобы работа у вас ладилась да спорилась, я вам включу музыку.

Воспитатель. Посмотрите, какая красота у вас получилась! Вы настоящие умельцы!

Воспитатель. Скажите, ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились?

Воспитатель. А какие вы запомнили основные элементы этой росписи?

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в мир сказки. А закончить хочу такими строчками:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь,

Известно всем в народе ее названье – Гжель!

Гордятся в Гжели жители небесной синевой,

Не встретите на свете вы красоты такой.

Голубизну небесную, что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашу легко перенесла.

У каждого художника есть свой узор любимый,

И в каждом отражается сторонушка родимая.

Ее трава шелковая, ее цветы весенние

И мастерство волшебное, достойно восхищения!

Публикации по теме:

Бусы из глины «Голубая гжель»Бусы из глины «Голубая гжель» Народное декоративно - прикладное искусство - одно из средств эстетического воспитания. Приобщение дошкольников к народному искусству осуществляется.

Фотоотчет к проекту «Народные промыслы. Гжель». 1 частьФотоотчет к проекту «Народные промыслы. Гжель». 1 часть Фотоотчет к проекту "Народные промыслы - Гжель". Педагог: Цареградская Анна Сергеевна. В старшей группе я начала реализацию проекта "Народные.

Мастер-класс «Матрешка под гжель»Мастер-класс «Матрешка под гжель» Данный мастер-класс рассчитан на аудиторию, умеющих вязать крючком. Работа не сложная. На полке куколка стоит, Она скучает и грустит. Но.

Мастер-класс «Пасхальные яйца с вышивкой под «Гжель»Мастер-класс «Пасхальные яйца с вышивкой под «Гжель» Продолжаю тему приближающегося праздника Светлой Пасхи. Сегодня предлагаю Вам связать пасхальные яйца и украсить их аппликацией. Тема аппликации.

«Кумган». Аппликация из сердечек в стиле «гжель»«Кумган». Аппликация из сердечек в стиле «гжель» Продолжаю вырезать сердечки, это так затягивает. хочется вырезать и вырезать. На этот раз решила сделать друга для тарелочки. Всё.

Проект «Голубая гжель» с детьми старшей группыПроект «Голубая гжель» с детьми старшей группы Тема: "Голубая гжель" Тип проекта: познавательно - творческий. Продолжительность проекта: 1 месяц. Участники проекта: дети старшей группы,.

Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель»Проект по декоративно-прикладному творчеству «Лего-гжель» Проект по декоративно – прикладному творчеству. «Лего - Гжель». старшая группа авторы: Зинина Надежда Валерьевна, Корнева Галина Владимировна.

Проект в старшей группе «Гжель» Проект в старшей группе «Гжель» Актуальность - Недостаточный уровень знаний детей в области декоративно-прикладного творчества русского.

Работы детей «Сказочная гжель»Работы детей «Сказочная гжель» "Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых. Кувшины и кружки - Быль или небыль? Изделия рук золотых. " Свой неповторимый облик у знаменитой.

Экскурсия в музей «Гжель» (фоторепортаж)Экскурсия в музей «Гжель» (фоторепортаж) Дорогие маамовцы спешу вам рассказать о замечательной выставке "Гжель" которая проходила Ставропольском государственном музее-заповеднике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Гжель» 4–5 лет
Опубликовано: 9 февраля 2022 в 19:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД