Марина Васильевна Елецких
Проект «Городецкая роспись» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект для детей старшего дошкольного возраста
Название проекта: «Городецкая роспись».
Руководитель проекта: воспитатель Елецких М. В.
Интеграция образовательных областей:
- Социально – коммуникативное развитие;
- Познавательное развитие;
- Речевое развитие;
- Художественно – эстетическое развитие;
- Физическое развитие.
Вид проекта: творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца).
Публикация «Проект „Городецкая роспись“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Участники проекта: воспитатель средней группы №3 «Почемучки», воспитанники группы и их родители.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами («Городецкая роспись») и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с народным промыслом декоративно-прикладного искусства «Городецкая роспись», с историей её возникновения, с основными элементами и этапами росписи;
-развивать художественно-творческие способности и эстетический вкус;
-формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
Актуальность проекта:
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должны начинаться, как можно раньше, как образно говорит наш народ: «с молоком матери» ребенок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пестушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство – этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.
Народное искусство, как и искусство вообще многофункционально и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.
Важное воспитательное значение народного искусства неоднократно подчеркивала в своих работах А. П. Усова. Она пишет, что использование народного искусства в детском саду никогда не было просто случайным побуждение и модой, а всегда выступало в тесной связи с педагогическими и художественными задачами дошкольной педагогики, практической реализацией которых во многом способствовало народное искусство. «Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны».
Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства.
Механизм реализации проекта
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский
1 этап - подготовительный:
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Разработка содержания проекта: «Городецкая роспись».
Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
Выстраивание единого педагогического процесса: подбор материала для работы с детьми, консультации для родителей, направленные на развитие творческих способностей у детей, совместные мероприятия ДОУ и родителей.
2. этап – основной:
Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей старшей группы.
Реализация мероприятий, способствующих формированию патриотических чувств у детей.
3. этап – заключительный:
Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. Презентация проекта.
Фото – отчёт по проекту.
Создание альбома «Исскуство-детям»
Формы работы с дошкольниками:
• беседы о городецком промысле, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;
• рассматривание элементов росписи;
• рисование основных элементов городецкой росписи в порядке усложнения;
• непосредственная образовательная деятельность;
• познавательные рассказы воспитателя;
• просмотр фильма и презентации о городецком промысле;
• дидактические игры;
• раскрашивание плоскостных силуэтов: досочек, овалов, кругов, квадратов;
• рассматривание иллюстраций и городецких изделий;
• роспись доски городецким узором.
Взаимодействие с родителями:
• изготовление папки-раскладушки «Городецкая роспись»;
• обеспечение материалами.
Деятельность педагога:
• подбор литературы, фильма о народном промысле "Городец";
• иллюстраций городецких изделий;
• создание мультимедийной презентации «Городецкая роспись»;
• изготовление плоскостных силуэтов для росписи;
• проведение выставки народных мастеров по мотивам городецкой росписи.
Продукт проекта:
• Презентация проекта «Городецкая роспись»;
• создание альбома «Исскуство-детям»;
• расписанные досочки для выставки народных мастеров.
• фотоархив;
• консультации для родителей.
Календарный план реализации проекта: с 1 декабря 2017г. по 28 февраля 2018г.
Ресурсное обеспечение проекта:
• информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);
• материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);
• кадровое (педагоги ДОУ, родители).
Ожидаемые результаты:
- дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла;
- выделяют характерные средства выразительности городецкой росписи: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и ассиметрию в узоре, этапы росписи (замалевок, теневка, оживка) и т. п. ;
- самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях в самостоятельной художественной деятельности.
Вывод по проекту: в результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.
Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.
Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.
Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамическое по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
Календарно-тематическое планирование проекта «Городецкая роспись»
Месяц-Мероприятия
Декабрь
-Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
-Разработка содержания проекта: «Городецкая роспись»;
-Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;
-Просмотр презентации о городецком промысле;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Городецкая роспись»;
-Дидактическая игра «Помоги Незнайке назвать знакомую роспись»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Открытка для мамы»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие «Городецкий цветок»;
-Дидактическая игра «Одень куклу в народный костюм»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «По мотивам городецкой росписи»;
Консультация для родителей: «Городецкая роспись».
Январь
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Розан»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Городецкая роспись»;
-Дидактическая игра «Арифметические примеры для составления дополнительных цветов из основных»;
-Консультация для родителей:«Техника выполнения Городецкой росписи»;
-Настольно-печатная игра «Русский сувенир»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Красивые цветы»;
-Подвижная игра «Золотые ворота»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие- декоративное рисование «Городецкая роспись деревянной доски»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Декоративное блюдо»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Городецкая роза»;
-Настольно-печатная игра «Городецкий узор на полосе».
Февраль
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «По мотивам городецкой росписи»;
-Подвижная игра «Гори, гори ясно»;
-Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественно-эстетическое развитие в индивидуальной форме «Кулон для мамы по мотивам городецкой росписи»;
-Выставка работ детей.
Список используемой литературы:
1. ООП ДО МБДОУ детский сад №2 «Ромашка» на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
2. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» старшая группа;
3. Дорожин Ю. Г. Наглядно-дидактическое пособие «Городецкая роспись»
Интернет-ресурсы:
http://maam.ru/"Маам. ру"- сайт для воспитателей детского сада.
http://nsportal.ru/«НСпортал. ру"- сайт для воспитателей детского сада.