Раиса Пивень
Проект «Герб моей семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 30 МО Абинский район
Выполнила: воспитатель
смешанной группы
Пивень Раиса Александровна
2018 г
Краткая аннотация проекта
Тип проекта : смешанный (информационный, практико-ориентированный, творческий);
по срокам выполнения: среднесрочный (3 недели); интегрированный (социально – коммуникативное, познавательное, речевое, художественно - эстетическое развитие).
Участники проекта : семьи воспитанников группы, воспитатель.
Публикация «Проект „Герб моей семьи“» размещена в разделах
Руководитель проекта : Пивень Р. А.
Цель проекта : формирование у дошкольников ценностного отношения к семейным традициям, воспитание чувства уважения и любви к своим родным и близким.
Задачи:
1. Формировать у детей представление о себе, своей семье, ее истории и традициях.
2. Закреплять у детей понимание символического смысла изображений на гербах.
3. Учить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
4. Развивать у детей творческие навыки ручного труда и изобразительной деятельности.
5. Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к своей семье.
6. Вовлечь родителей в работу над проектом, показать, насколько интересным и радостным может быть совместное с ребенком творчество в домашних условиях.
Материалы проекта представлены в контексте Федеральных государственных стандартов.
Актуальность: в современных условиях в обществе и государстве особо важной стала проблема воспитательной работы, обеспечивающей формирование высоких патриотических качеств у молодого поколения россиян. Опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нем уверенность в своих силах. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Актуальность проекта обусловлена недостаточными знаниями детей о своей семье и истории.
Педагогическая проблема: дети в группе не всегда с уважением относятся к старшим родственникам, мало знают о своих родителях, бабушках и дедушках, часто стесняются своих фамилий.
Детская проблема: Мы хотели больше узнать о своей семье и о семьях других детей, чем разные семьи отличаются друг от друга.
Планируемые результаты: расширить кругозор детей, они узнают много нового и интересного об истории, видах, значения гербов, о прошлом своей семьи, ее традициях и реликвиях, сплотиться коллектив детей и взрослых;
научить детей использовать при составлении рассказа о гербе своей семьи лексику, связанную с символикой.
Продукт проектной деятельности : рисунки детей на тему «Моя семья», Фотоальбом, рисунки «Герб моей семьи», презентация на тему «Герб моей семьи», выставка семейных работ.
Содержание проекта :
1 этап на этом этапе проводится серия занятий, творческих заданий и игр на тему «Гербы и их значение».
2 этап - оформление альбома «Я и моя семья»
3 этап - сбор копилки гербов и ее анализ.
Для того чтобы узнать больше о гербах, мы решили собрать в копилку разнообразные гербы и проанализировать их. Большую помощь, в подборе материала для копилки, нам оказали родители. Изучив геральдические знаки у гербов, мы сделали вывод, что каждый герб может рассказать свою историю, славные дела, изобилие и даже адрес. Чаще всего гербы украшены изображениями предметов рукотворного мира и объектами неживой и живой природы. Подробнее, мы решили остановиться, на изучении гербов родного края.
4 этап – работа с родителями по созданию семейных гербов.
Родителям было предложено создать индивидуальные гербы своей семьи. В работе учитывались показатели: ассоциации о семье, профессии, обозначение фамилии, увлечения семьи, исторические корни, знаки Зодиака и многое другое. Непреложное условие создания семейного герба - участие в работе ребёнка. Ребёнок принимал активное участие в создании герба и мог расшифровать значение каждого символа. Презентация гербов прошла в группе перед сверстниками, а потом с родителями, на мероприятии посвящённом Дню матери. Это было очень интересно, познавательно и носило обучающий характер.
5 этап - совместная творческая деятельность детей по созданию герба группы «Колокольчики».
На начальном этапе, было запланировано, создать собственный «продукт» герб группы «Колокольчики». В создании модели решили учитывать следующие показатели: возрастной и количественный состав группы, название группы, увлечения детей.
Описание герба : выбор формы герба – прямоугольник, символизирует союз четырех сторон (дети мальчики и девочки, взрослые родители и воспитатели). Цвет герба – жёлтый – цвет света и солнца – олицетворяет жизнерадостность, яркость, красочность периода детства.
Солнце символизирует расцвет, достижения воспитанников.
Колокольчик - символ счастливого детства и мира надежд и чудес.
Ребёнок – в центре герба - символ детей, воспитывающихся в детском саду, символ детской дружбы.
Дети в нашей группе любят играть, рисовать, участвовать в театрализованной деятельности. Все дети, у нас в группе яркие звёздочки, о чём символизирует рамка у герба. Этот герб теперь является символом нашей группы.
6 этап – представление проекта «Герб моей семьи»
На встрече, дети познакомили родителей, с этапами работы над проектом и прошла презентация герба группы и семейных гербов. Была выполнена главная цель проекта – по сплочению взросло детского коллектива и были созданы условия для формирования первоначальных исследовательских навыков у детей.
Выводы: В результате работы над проектом дети закрепили представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями герб, девиз. Так же в ходе проекта развивали творческие и исследовательские способности родителей и детей. Дети приобрели навыки поиска и сбора информации, приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Все это способствовало развитию доброжелательности, понимания, взаимопомощи в семейной жизни, а так же повышению интереса к истории своей семьи.
Творческие задания и игры
Игра: «Я начну, а вы продолжите…»
Наша Родина называется (Россия).
Наша страна большая, в ней много (лесов, рек, озер, городов)
Люди, которые живут в нашей стране, называются (Россияне)
Управляет нашей страной… (президент)
Назови край, в котором ты живешь? Столицу нашего края (Краснодарский край, город Краснодар)
Хутор, в котором ты живёшь? (Екатериновский)
Назови главные символы государства (гимн, герб, флаг) – на доске символы.
Задание: Найди среди них главный символ нашей страны (Герб РФ).
Игра «Хорошо – Плохо»
Цель: учить детей производить оценку событию с разных точек зрения.
Ход игры: дать определение различным поступкам людей: хорошо или плохо? Что хорошего? Что плохого?
Игра «Поменяйтесь местами у кого на гербе…»
Цель: развитие внимания, наблюдательности и быстроты реакции.
Материал: Маленькие карточки с изображениями гербов для каждого ребенка.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках по кругу. В руках у каждого своя карточка с изображением герба какого-нибудь города. Роль ведущего выполняет воспитатель, который предлагает детям внимательно рассмотреть свои гербы, а затем говорит:
- Поменяйтесь местами те, у кого на гербе есть изображение какого-нибудь зверя. (Дети, на чьих гербах есть изображение зверя, встают и меняются местами.)
Предложения могут быть разными:
- Поменяйтесь местами те, у кого есть изображение… дерева (воды, фигуры человека, здания, рабочих инструментов, гор, солнца, снега, птицы, рыбы, нефти или газа, оружия).
Игра требует внимания, так как на некоторых гербах загаданное изображение не является основным и не сразу бросается в глаза.
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орел двуглавый,
Гордо крылья распустил (поднять руки в стороны).
Держит скипетр, державу (поочередно сжать кулак в правую и левую руку)
Он Россию сохранил (нарисовать руками круг).
На груди орла – щит красный (приложить руки к груди)
Дорог всем: тебе и мне (наклон головы вправо и влево).
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне
(шаг на месте, с высоким подниманием ноги).
Развевается плащ синий
(плавные покачивания рук вправо – влево)
И копье в руках блестит (сжать руки в кулак)
Побеждает всадник сильный,
(поставить руки на пояс)
Злой дракон у ног лежит (показать руками).
Игра «Собери герб»
Цель: учить собирать из частей целое изображение способом подбора.
Содержание: ребёнок должен из нескольких отдельных частей собрать изображение герба.
Дидактическая игра «Герб моей семьи»
Цель: углублять представление детей о семье (её членах; родственных отношениях) и её истории.
Задачи: - знать место работы родителей, и её значение;
- учить детей составлять семейные гербы с учётом интересов и рода занятий каждого члена семьи; семейных традиций;
- развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической);
-дать понятие «семейного древа»;
- воспитывать у детей уважение к семье.
Возраст: старший дошкольный возраст, но можно начинать использовать игру во второй половине учебного года в среднем возрасте.
Оборудование и материалы: для изготовления игры понадобятся:
-картинки, которые можно вырезать и наклеить на картон
-коробочка (любой формы)
- клей
-ножницы
Щит для герба может быть разной формы.
Старшие дошкольники могут придумать форму герба самостоятельно.
Дидактическая игра «Найди герб Краснодарского края»
Детям предлагается рассмотреть гербы разных городов и найти среди них герб Краснодарского края». Педагог задает следующие вопросы:
° Как вы узнали герб Краснодарского края»?
° Что изображено на щите?
° Какие цвета есть на гербе?
° Какой формы герб?
Занятие - аппликация «Герб из геометрических фигур»
Цель: закрепить понятие – герб и его значение для государства.
Задачи: Упражнять детей в составлении герба из геометрических фигур, на основании прямоугольной, квадратной, круглой формы.
Закреплять навыки работы с бумагой, преобразовывая одну фигуру в другую.
Развивать умение составлять композицию.
Материал: основание из картона прямоугольной, квадратной, круглой формы, детали разных фигур, ножницы, салфетки, кисти, клейстер, тарелочки для деталей.
Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям вспомнить щиты гербов, и сказать на какие геометрические формы они похожи. Далее воспитатель просит детей вспомнить, на каких гербах изображены предметы, напоминающие геометрические фигуры и есть ли такие. Действительно на гербе Ульяновска можно увидеть столп похожий на длинный прямоугольник, корона похожа на круг. На многих гербах можно встретить предметы похожие на геометрические фигуры.
Воспитатель предлагает детям самостоятельно создать герб из геометрических фигур, обращает внимание детей на то, что композиция должна быть красивой.
После окончания работы в группе устраивается выставка, каждый ребенок рассказывает, что он хотел создать, и получилось ли то, что он задумал.
Занятие «Придумай свой герб»
Цель: Закрепить понятие – герб, его значение. Развивать чувство собственного достоинства.
Материал: разнообразные по цвету поля-щиты, силуэты животных, предметов.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям попробовать придумать свой собственный герб. Итак, представьте, что вы рыцарь. Что о вас может рассказать ваш герб?
1 вариант. Детям предлагаются разнообразные по цвету поля-щиты и силуэты разных животных и предметов. Дети самостоятельно выкладывают изображения на своем гербе. В случае нехватки изображений воспитатель должен быть готов превознести достоинства оставшихся картинок до такой степени, чтоб дети были удовлетворены предложенным вариантом.
2 вариант. Можно предложить нарисовать свой герб. Для облегчения работы можно использовать готовые трафареты с силуэтами животных, растений, транспорта и т. д. В этом случае дети могут обмениваться трафаретами.
После завершения работы воспитатель устраивает выставку работ и предлагает детям рассказать о своем гербе.
Конспект проведения беседы с детьми на тему:
«Что такое герб и для чего он нужен?»
Цель: познакомить детей с историей происхождения герба, его назначением; показать детям связь герба с интересами, характером человека; учить детей самостоятельно составлять из предложенных символов герб и рассказывать о нём; развивать воображение, фантазию; воспитывать любознательность, интерес к истории.
Словарная работа: упражнять детей в составлении описательных рассказов (с помощью воспитателя, по вопросам); активизировать в речи детей слова: «рыцарь», «копьё», «меч», «лук», «кольчуга», «шлем»; обогащать словарный запас детей: «щит», «герб».
Оборудование: доска, изображения щитов-гербов, иллюстрация с изображением война в доспехах, иллюстрация с изображением старинного оружия; дидактическая игра «Сложи герб», «Памятка по составлению герба» для родителей.
Ход: Дети располагаются полукругом у доски. Воспитатель представляет вниманию детей изображения несложных щитов-гербов.
- Ребята, кто из вас знает, что вот это такое? Видели ли вы такие изображения? Где?
Выслушав ответы детей, воспитатель продолжает.
- Это старинные военные щиты. Наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Войны были хорошо вооружены.
Какие виды старинного оружия вы знаете? Обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением старинного оружия (лук со стрелами, копьё, меч).
А что защищало война во время боя? Показ иллюстрации с изображением война в доспехах (кольчуга, шлем, щит).
Во время боя войны, закованные в доспехи, были очень похожи, и было трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой и рисунок на нём был хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его войны. Такое изображение на щите стали называть гербом.
Воспитатель вновь обращает внимание детей на изображения щитов-гербов.
Чаще всего рыцарь изображал на щите гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.
Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался.
Чтобы вы запомнили всё, о чём мы сегодня говорили, я сделала для вас игру «Сложи герб». Давайте в неё поиграем. Представьте, что вы – рыцари и вам нужен свой отличный от всех герб. Каждый из вас должен выбрать себе поле любого цвета, подобрать к нему силуэт животного, растения или изображение предмета и рассказать всем ребятам, что обозначает получившийся герб.
Посмотрите, какие силуэты животных есть в игре (воспитатель разбирает значения) :
силуэт льва обозначает смелость, орёл – зоркость,
ящерица – быстроту и ловкость, лиса – ум, смекалку,
лебедь – красоту, гордость, медведь – силу,
сова – мудрость, кошка – независимость.
Можно расположить на своём гербе изображения различных предметов, которые будут обозначать:
книга – любовь к чтению,
кисть – умение рисовать,
мяч - спортивные игры,
лекарственные травы – умение лечить людей,
меч – участие в сражениях,
молот – умение трудится,
иголка, ножницы – умение шить.
В игре есть правила: не повторять использованные силуэты для составления своего герба, использовать на поле не более одного-двух символов.
Вот как я сложу свой герб. Я возьму поле зелёного цвета и выложу в верхней части герба солнце, а в нижней - цветок. Мой герб обозначает, что я люблю природу: солнце, цветы и берегу всё живое.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу. Ребята самостоятельно выбирают разнообразные по цвету и форме поля и выкладывают на них силуэты животных или изображения предметов, затем по очереди объясняют свой выбор. Воспитатель оказывает детям помощь в составлении описательного рассказа о гербе.
Итог: каждый ребёнок «по цепочке» высказывает своё мнение о занятии: Что нового узнал? Что понравилось больше всего? Что было трудно? Начинает «цепочку» воспитатель.
Дом. задание: Вместе с родителями составить герб своей семьи. Для этого каждой семье выдаётся «Памятка по составлению герба», в которой родители найдут информацию из истории геральдики.
Консультация для родителей на тему:
«Семейный герб»
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Разработка и составление семейного герба является одной из форм объединения семьи.
Фамильный, семейный герб - символ семьи. Он показывает интересы, увлечения, желания членов семьи, рассказывает о прошлом, настоящем семьи, предсказывает будущее.
Герб - это своеобразная шкатулка с секретом, если подобрать ключик, можно узнать много нового, интересного, о том месте, где живут люди, выяснить, чем они занимаются. Герб это маленькая ёмкая картинка. Они прочно вошли в обиход к концу XII века.
Сам обычай создавать семейный герб - родился не на пустом месте. Древние народы выбирали себе символы в качестве отличительных знаков. Но начало созданию особой геральдической символики положили рыцарские походы. В эпоху крестовых походов рисунки-символы стали подбираться так, чтобы был в них определенный смысл, связанный с личностью или жизненными вехами каждого из носителей герба. Такими символами на своих гербах люди гордились и многие века спустя. Они указывали на древность рода и героические деяния предков.
В последствие, этих рисунков – символов появилось так много, что пришлось их упорядочить и даже установить специальные правила. А раз появились правила, то родилась и специальная дисциплина, их регулирующая. Геральдика.
Но ещё интереснее составлять собственный герб. При этом совершенно не важно, был ли ваш прадед князем или графом, или всю жизнь пахал землю. Важно, что, участвуя в этом мероприятии, вы и ваш ребёнок узнаете много нового не только о себе, но и о своих предках. А, узнав, научитесь любить и уважать историю своей семьи. И, возможно, тогда на визитках рядом с номерами телефонов, появится семейный герб – предмет вашей гордости.
Памятка для родителей
Составление семейного герба – увлекательное занятие. Оно может не только подчеркнуть индивидуальность вашей семьи, но и дополнительно сплотить ее. Взявшись за это дело, вы можете серьезно и ответственно подойти к процессу создания герба, а можете просто весело провести время всей семьей. В составлении семейного герба должен принимать участие каждый член семьи. И о каждом нужно собрать информацию. Если дети слишком малы, для того чтобы высказывать собственное мнение, родители могут сами придумать художественный элемент, который будет их характеризовать. Подумайте, каким одним символом можно охарактеризовать каждого члена семьи. В гербе следует отображать особенности своей семьи, своего рода. Труд родителей, дедушек, бабушек, семейные традиции. За основу можно взять профессию или любимое дело человека. Главное, чтобы каждый сам подумал и выбрал свой символ Можно написать семейный девиз.
Герб может иметь разные принципы построения. Продумайте форму герба (квадрат, треугольник, круг). Зачастую старинные гербы разделены на четыре части. В каждой из таких частей изображен отдельный символ. При оформлении семейного герба можно поступить так же. В верхних квадратах расположите предметы старшего поколения, а в нижних квадратах символы младшего. Если у вас есть домашнее животное, выделите место в гербе и для него. Знаете ли вы, что цапля на гербе – это намёк на пугливость его обладателя? Пеликан означает необыкновенную любовь родителей к детям. Пчёлы и муравьи знак трудолюбия, а вот павлин говорит о тщеславии, круг это единство, сосна – прочность. Как бы то ни было, чтение гербовых знаков занятие увлекательное и полезное. Хорошее настроение, любовь к своей семье, гордость за принадлежность к своему роду, развитие нравственных чувств - вот итог вашей работы.
Памятка для родителей: «Создание герба семьи»
1. Выберите технику выполнения «Герба вашей семьи»
2. Выберите форму щита (выполните по желанию деление, кайму)
3. Продумайте цветовое решение (в соответствии с основными требованиями геральдики)
Цвет в гербе имеет определенное символическое значение:
Зеленый – изобилие, Голубой – красота, величие,
Пурпурный (малиновый) – могущество,
Красный – любовь и смелость,
Серебро (белый) – невинность, чистота,
Золото (желтый) – богатство, справедливость
4. Составьте композицию из символов ( это могут быть символы: талисман, профессии, увлечений, хобби и пр.)
Помните!
5. Не нужно перегружать рисунок мелкими рисунками и деталями. Каждый символ должен иметь свое обоснование.
6. По возможности напишите описание к вашему гербу.
Памятка «Схема родственных отношений»
Родственники со стороны мужа:
Свекор - отец мужа
Свекровь - мать мужа
Деверь - брат мужа
Золовка - сестра мужа
Невестка, сноха - жена брата мужа
Родственники со стороны жены:
Теща - мать жены
Тесть - отец жены
Шурин - брат жены
Свояченица - сестра жены
Свояк - муж сестры жены
Молодая жена:
Невестка или сноха – отцу и матери мужа
Невестка или сноха - жене брата мужа
Невестка или сноха – брату и сестре мужа
Молодой муж:
Зять – отцу и матери жены
Свояк или зять – брату и сестре жены
Свояк – мужу сестры жены.
В процессе реализации проекта родители интересовались способами оформления герба, геральдикой других семей, советовались с воспитателями и друг с другом. После изготовления семейного герба дети "светились" от гордости за свою семью, за то, что работали совместно с родителями.
На празднике, посвящённом "Дню Матери", семьи, принявшие участие в проекте "Герб моей семьи" были награждены благодарностями от МБДОУ д/с № 30.