Печерская Мария
Проект «Гендерное воспитание детей» младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Рыбницкая прогимназия №1»
Проект
«Гендерное воспитание детей»
Разработчик проекта:
Воспитатель первой категории
Печерская Мария Федоровна
г. Рыбница 2017год
Содержание
Введение…. 3
1. Цели и задачи проекта …5
2. Значение игры в развитии и воспитании детей младшего
дошкольного возраста ….6
3. Виды сюжетно-ролевой игры ….7
4. Методы и приёмы …8
5. Содержательный модуль (в таблице) …10
6. Заключение …. 13
7. Используемая литература …. 14
Приложение
Фотографии
Анкета для родителей
Консультация для родителей
Конспект занятия
Введение
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,
так и нельзя их уравнивать»
Ж. Руссо
Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации полоролевого репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения.
Дошкольный период развития является сензитивным возрастом в отношении усвоения моделей полоролевого поведения. В дошкольном возрасте процесс формирования гендера осуществляется в первую очередь в игре на основании принятия и проигрывания определенных ролей.
Игра, являясь сложным, многоуровневым видом деятельности, предоставляет возможность для формирования гендерных особенностей детей и идеальных моделей поведения («мальчики никогда не плачут», «девочки всегда помогают», «настоящие мужчины не предают», «хорошая мама всегда пожалеет ребенка»); способствует переживаниям детей, связанных с принятием той или иной роли, и удовлетворенностью в связи с ее реализацией.
Игровая деятельность является важным компонентомгенд ерного воспитания дошкольников. Включение в игровую роль позволяетвлиять на позицию ребенка как в направлении полоролевой социализации, так и в направлении улучшения взаимопонимания ивзаимоотношений между мальчиками и девочками. При сопровождении игровой деятельности мальчиков и девочек педагогу необходимоиспользовать прямые и косвенные приемы руководства игрой, осуществлять педагогическую поддержку мальчиков и девочек каксубъектов социальных отношений в игровой деятельности, создавать специальные условия для воспитания культуры гендерныхвзаимоотношений детей.
Актуальность: проекта обусловлена тем, что необходимость гендерного воспитания детей назрела давно. Современная педагогическая наука и практика чаще всего не учитывают пол ребенка как мальчиков нужно по-разному, ибо одна и та же деятельность у них важный фактор при воспитании и обучении. Особенности развития детей разных полов, по данным нейрофизиологов и нейропсихологов, определяют различия в структуре головного мозга. Так что воспитывать и обучать девочек организуется при участии разных мозговых структур.
Гипотеза реализации проекта: Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный,поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
1. Цели и задачи проекта
Цель: разработать систему дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек в сюжетно –ролевой игре
Задачи:
научить ребенка играть;
- содействовать объединению детей в игре;
тактично руководить выбором игры;
приучать детей соблюдать во время игры правила;
воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи
Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели
Продолжительность проекта: 2 недели
Типология проекта: познавательно исследовательский
2. Значение игры в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста
Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В качестве ведущей деятельности для младшего дошкольника признается игра, связанная с формированием новых мотивов, обеспечивающая моделирование человеческих отношений.
Игра выступает как деятельность, в которой осуществляется ориентация ребенка в самых общих, в самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности». Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Именно при помощи игры происходит умственное, нравственное и физическое развитие. Причем все компоненты развития связаны между собой, что если один из них не сформирован, то остальные дальше просто не развиваются.
Творческие игры - игры придуманные детьми, в играх отражаются знания, впечатления, представления об окружающем мире. Для каждой игры характерны: тема, замысел, сюжет, содержание и роль.
Игры с правилами - группа игр, имеющие готовое содержание, специально разработанное взрослыми, в них заранее установлена определённая последовательность действий. В каждой игре ставится задача, решение которой связано с выполнением правил. Некоторые игры с правилами имеют сюжет. Среди игр с правилами много народных игр, они способствуют развитию двигательных навыков, сообразительности, смелости
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Огромное значение игры для развития личности ребенка дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. Игра - важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его «самости». Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.
Игра дает ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.
В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие «мы». Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.
В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития
В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей. Игра выступает как оболочка - некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие и др.). В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.
Выводы:
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми, в качестве ведущей деятельности для младшего дошкольника признается игра;
Не смотря на то, что содержание гендерного сознания детей младшего дошкольного возраста еще весьма ограничено, оно является уже достаточным для того, чтобы включать в процесс воспитания детей технологии с учетом их гендерных особенностей, поэтому при воспитании мальчиков и девочек очень важной является организация совместных сюжетно-ролевых игр, в процессе которых дети могли бы действоватьсообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
3. Виды сюжетно-ролевых игр
Виды игровой деятельности:
- дидактические игры
- подвижные игры
- театрализованные игры
- сюжетно – ролевые игры
- пальчиковая гимнастика
Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». И этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях;
Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, полиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, строительство, колхоз, армия);
Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.);
Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение;
«Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
4. Методы и приёмы
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1. Наглядные:
- метод непосредственного наблюдения и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии)
- Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам)
2. Словесные:
- чтение и рассказывание художественных произведений
- заучивание наизусть
- пересказ
- обобщающая беседа
- рассказывание без опоры на наглядный материал
3. Практические:
- дидактические игры
- игры-драматизации
- инсценировки
- дидактические упражнения
- хороводные игры
5. Содержательный модуль (в таблице)
Дата
Тема
Целевые ориентиры
11.09.-22.09.2017
«Найди правильно»
Цель: подобрать картинки с учетом интересов мальчиков и девочек.
Оборудование: несколько несложных сюжетных картинок.
Описание игры: на столе разложены картинки, детям дается задание — определить, что делают девочки, а что — мальчики.
Девочка — мальчик
Вышивает — строит
Плачет — копает
Шьет — пилит
Варит — режет
Прыгает через скакалку — носит тяжести
«Кто что делает?»
Цель: закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. Педагог просит детей дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии.
Например, строитель строит дома;
писатель — …
парикмахер — …
милиционер — …
архитектор — …
стюардесса — …
«Игры-состязания»
«Кто больше скажет красивых слов о маме, папе»
«Кто больше назовет мужских и женских (маминых и папиных) вещей»
«Кто больше назовет имен мальчиков (девочек)»
«Назови смелую профессию»
«Напиши словесный портрет девочки (мальчика)»
«Кто найдет больше сходства: в цветке — женщине; в мужчине-льве»
«Кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений»
«Кто лучше и красивее передаст характер героя (героини) известногопроизведения»
Чтение художественной литературы
-Карлсон,
-Буратино,
-Красная Шапочка
-Крошечка — Хаврошечка,
-Золушка,
-Дюймовочка
- Мальчик спальчик
- Эпос Урал Батыр
- Богатырские былины
-Сказка о мёртвой царевне и семи догатырях
Сюжетно – ролевые игры
«Строители» «Парикмахерская» «Магазин» «Больница» «Пожарные» «Школа» «Семья» «Дочки матери»
Заключение
Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике.
Развитие новой отрасли педагогики представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.
Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.
Используемая литература:
1. Абдрашитова А. В. Половое воспитание дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 4. –
С. 12-18.
2. Араканцева Т. А. Гендерные аспекты детско-родительских отношений: учебное пособие. – М. : Изд-во
Моск. психол. -соц. ин-та, 2006. – 57 с.
3. Белопольская Н. Л. Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания. –
М. : Когито-центр, 1995. – 24 с.
4. Дыбина О. В. Полоролевая ориентация детей в предметном мире // Детский сад от А до Я, 2006. - № 1. - С. 141-146.
5. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки - два разных мира. - СПб. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 184 с.
6. Чекалина А. А. О формировании «Я» мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. –
2002. – № 2. – С. 110-117.
7. Шведчикова Т. А. Роль отца и матери в воспитании ребенка // Практикум по гендерной психологии. –
СПб. : Питер, 2003. – С. 91-108.
8. Шелухина И. П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего до-
школьного возраста. – М. : ТЦ «Сфера», 2008. – 96 с.
Приложение
«Моя семья»
«Магазин» «Аптека, регистратура»
«Поликлиника»
«Строительная площадка»
«Театрализованные игры»«Заюшкина избушка»
Консультация для родителей «Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании».
Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Велика роль семьи в воспитании у ребенка культуры поведения, дисциплинированности и организованности, честности и правдивости, скромности.
Отец и мать, а также другие члены семьи – дедушка, бабушка, старшие братья и сестры – формируют личность ребенка с раннего его возраста.
Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей.
Положительный результат возможен лишь при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными событиями.
Воспитывая детей в семье, взрослые не всегда осознают, что дошкольники, особенно с пяти лет, проявляют особый интерес к окружающему миру. Ограничение же детей рамками семейной жизни сказывается на их общем развитии, не формирует личность ребенка.
Для нравственного развития детей важно, чтобы суждения близких им людей подтверждались соответствующими делами. Дошкольники впечатлительны и склонны к подражанию. Они познают мир в конкретных образах. На их основе формируются первые обобщенные знания, представления.
Дети легко поддаются внушению, особенно малыши. Внушить им можно не только хорошее, но и дурное: чувства ребенка непосредственны, быстро возникают и угасают. Ребенку трудно управлять своими эмоциями, чем и объясняются довольно быстрые переходы от бурного веселья к слезам.
Взрослым членам семьи при воспитании ребенка важно учитывать эти особенности. Например, не надо наказывать за то, что он изображает в игре что-то плохое, увиденное в семье, лучше подсказать ему хорошую игру. Не следует увлекаться внушениями, разъяснениями, правильнее будет включать ребенка в конкретные практические дела, посильные для его возраста.
Мать и отец — главные воспитатели своих детей, которые отвечают за их воспитание перед государством. От матери и отца зависит, насколько эффективно участие в воспитании дошкольников старших членов семьи – бабушек и дедушек.
Анкета
Уважаемые родители!
Для совершенствования работы по теме: «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста» предлагаем вам ответить на вопросы:
1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребенке? ___
2. Кто, по Вашему мнению, должен научить ребенка нормам поведения, свойственным представителям его пола (родители, воспитатели, специальные службы и др.)___
3. С какого возраста следует заниматься воспитанием ребенка, направленным на овладение им нормами поведения, свойственными представителям его пола?___
4. Какой вид обучения и воспитания в дошкольном учреждении Вы считаете наиболее рациональным: раздельное (мальчики и девочки посещают разные дошкольные учреждения, отдельно в разных группах) или совместное? ___
5. Нужно ли, по Вашему мнению, проводить какие-либо виды деятельности в условиях ДОУ отдельно с мальчиками и отдельно с девочками, и почему? ___
6. Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка, связанные с вопросами гендерного воспитания? ___
7. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества? ___
8. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т. п.) ___
9. Какие из перечисленных форм работы ДОУ с родителями по вопросам гендерного воспитания детей Вы считаете наиболее приемлемыми для вас (родительские собрания, индивидуальные или групповые консультации, беседы, наглядная агитация, отрытый показ разных видов деятельности детей и др.? ___
10. Какие черты характера следует формировать у девочек? ___
11. Какие черты характера следует формировать у мальчиков? ___
12. Считаете ли Вы тему данного исследования актуальной и почему? ___
Благодарим за помощь!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Помогите ребёнку осознать его истинное половое «Я».
2. Учите мальчика быть мальчиком, а девочку — быть девочкой.
3. Стремитесь к собственному совершенству, чтобы ребёнок, подражая, перенял только Ваши лучшие черты, так как воспитывают не словом, а делом.
4. Надо помнить, что как бы сильно не любил Вас ребёнок, больше всего в любви нуждается он сам. Приложите максимум усилий, чтобы любовь ваша была взаимной.
5. Проанализируйте стиль отношений в семье и не делите любовь ребёнка между собой. Не решайте свои взрослые проблемы за счёт ребёнка. Ваш ребёнок не должен быть «орудием» в борьбе друг с другом.
6. Договоритесь между собой, как Вы будете воспитывать ребёнка и постарайтесь выдвинуть к нему единые требования, иначе ребёнок не сможет усвоить, что можно, а что нельзя - он будет разрываться между вами, а это может привести к неврозу или антисоциальному поведению.
7. Помните, что отец — это опора и защита в семье. Он воспитывает в детях самостоятельность, дисциплинированность, организованность, уважение к старшим слабым, мужественность, чуткость.
8. Мать - это любовь, доброта, уют, хороший эмоциональный климат в семье. Мать даёт ребёнку эмоциональное благополучие, душевное спокойствие и равновесие, уверенность в своих силах.