Наталья Васильева
Проект «Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проекта. Здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Ученые констатируют, что проблема сохранения и укрепления здоровья детей не теряет своей актуальности,а наоборот,становится более значимой,так как поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем,и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению,укреплению здоровья и развития физических качеств дошкольников.
Публикация «Проект „Формирование здорового образа жизни у дошкольников через интеграцию образовательных областей“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
Начинать работу в данном направлении необходимо с раннего детства,воспитывать у детей активное отношение к своему здоровью,объяснить важность того,что здоровье–самая величайшая ценность,дарованная человеку природой. Педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста в данном направлении с учетом возрастных, психологических,индивидуальных особенностей детей,создание благоприятных гигиенических условий,оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. От состояния здоровья зависит овладение детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера,совершенствовать физическое развитие.
Цель проекта :создание оптимальных условий для укрепления и сохранения здоровья детей.
Объект:дети младшего дошкольного возраста.
Предмет:процесс формирования физических качеств у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.
Задачи:1. Формировать у дошкольников понимание необходимости заботиться о своем здоровье,беречь его,учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
2. Развивать активность,подвижность,гибкость,ловкость через различные виды деятельности.
3. Воспитывать любовь к физическим упражнениям,закаливанию,занятию спортом.
4. Взаимодействие ДОУ и родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Практическая значимость:
Данный проект направлен на укрепление здоровья и развитие физических качеств дошкольников (ловкости,гибкости,выносливости,быстроты реакции и др. ,на формирование психических качеств (внимания,мышления)
В МДОУ «Звездочка» Куриловского детского сада созданы условия для осуществления данного проекта : оборудованы спортивные залы для проведения занятий, развлечений; в группах имеются спортивные зоны, для выполнения физических упражнений и игр, имеется инвентарь для проведения закаливания.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применять его результаты в системе дошкольного образования, может использоваться студентами выпускных курсов для написания курсовых и дипломных работ.
I.Основная часть. Теоретическое обоснование проекта формирование здорового образа жизни у младших дошкольников через интеграцию образовательных областей в соответствии с ФГТ.
Поколение наших детей рождается с ослабленным здоровьем, и эта тенденция только растет. Поэтому очень важно особое внимание уделять здоровьесбережению, укреплению здоровья и развития физических качеств дошкольников.
1.1 Возрастные особенности детей 3-4 лет
Три года — это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. Ребенок трех-четырех лет еще не может сознательно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки. Очень полезны для малышей упражнения, требующие усиленного выдоха: игры с пушинками, легкими бумажными изделиями. Сердечно-сосудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к потребностям растущего организма.
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
1.2 Образовательные области "Здоровье" и "Физическая культура"
Содержание образовательной области "Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
•сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
•воспитание культурно-гигиенических навыков;
•формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области "Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
развитие физических качеств;
накопление и обогащение двигательного опыта детей;
формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.
Обе эти области тесно взаимосвязаны.
1.3 Формы работы с детьми для реализации проекта.
Для реализации своего проекта я использую ТАКИЕ формы работы. Физические упр являются эффективным средством профилактики и коррекции психофизического состояния организма. Физические упр активизируют работу сердечно-сосудистой,дыхательной,нервной систем. Они требуют волевых усилий,развивают эмоции. Выполняются во время утренней гимнастики,физкультурно-оздоровительных занятий.
Подвижные игры-одно из основных средств физического воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них-это,прежде всего,двигаться,действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения,развиваются такие качества,как инициатива и самостоятельность,уверенность и настойчивость.
Гигиенические и водные процедуры: умывание,мытье рук,занятия с водой.
Активный отдых: развлечения, праздники (раз в неделю совместно с физкультурным руководителем); игры-забавы (ежедневно, в течение дня); дни здоровья (по плану ДОУ);
Дыхательная гимнастика (ежедневно, во время утренней гимнастики и на прогулке после подвижных игр);
Закаливание. В процессе закаливания происходит глубокая перестройка организма, и если ребенок активен, она осуществляется естественно и просто. Закаливающие мероприятия в сочетании с интересными для ребенка физическими упражнениями и играми вызывают эмоциональный подъем, повышают функции высших нервных центров. регулирующую работу внутренних органов и обмен веществ.
Пропаганда здорового образа жизни : экологические беседы (раз в неделю в БСД); специальные занятия (по плану).
Выполнение данных мероприятий способствует полноценному развитию двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья детей, осознание собственного «Я».
1.4 Формы работы с родителями :
1. Проведение родительских собраний, консультаций.
2. Педагогические беседы с родителями по проблемам.
3. Дни открытых дверей.
4. Показ занятий для родителей.
5. Совместные занятия для детей и родителей.
6. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада.
II. Практическая часть
Примерное планирование для детей младшей группы по формированию здорового образа жизни через интеграцию образовательных областей.
I.Физкультурно-оздоровительная работа, закаливание.
Задачи: Использование различных методов оздоровления детей в соответствии с возрастом,индивидуальными особенностями детей и пожеланиями родителей.
1. Консультация для родителей «Закаливание детей в дошкольном возрасте».
2. Методы закаливания.
3. Опрос родителей «Методы Закаливания».
4. Перспективное планирование физкультурно-оздоровительной работы в группе на год.
II.Занятия по развитию представлений о мире и о себе.
ЗАДАЧИ: Дать детям представление о себе: о своем теле, здоровье, безопасности и эмоциях.
Планирование занятий.
III.Изодеятельность детей и родителей.
ЗАДАЧИ:Проведение оздоровительной работы с детьми и обогащение развивающей среды в группе при взаимодействии воспитателей, детей и их родителей.
•Пополнение уголка Здоровья в группе.
•Коллективные и индивидуальные работы детей.
•Создание развивающей среды для развития мелкой моторики рук.
•Изготовление уголка здоровья для родителей.
•Планирование занятий по изодеятельности (рисование, лепка, аппликация).
•Творчество родителей по темам «Я здоров!», «Средства личной гигиены»
IV.Чтение детской литературы,заучивание стихотворений,потешек.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
2. Использование русских народных потешек, приговорок, пестушек при умывании, расчесывании и заплетании волос девочкам.
3. Заучить стихотворения о здоровье.
•Чтение детской литературы.
•Заучивание потешек, приговорок, пестушек.
•Заучивание стихотворений.
•Рассматривание иллюстраций.
V.Оздоровительные досуги, праздники, развлечения, дни здоровья, тематические прогулки, игровая деятельность.
ЗАДАЧИ:
1. Воспитывать бережное отношение к своему и чужому здоровью.
2. Развивать двигательную активность детей.
3. Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.
Дни здоровья
Тематические прогулки
Игровая деятельность:
Дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры
Подвижные игры
Оздоровительные минутки
Физминутки
VI.Информация, фотовыставки, опросы, анкетирование, родительские собрания, консультации.
ЗАДАЧИ:
1. Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома.
2. Привлекать родителей к работе по оздоровлению детей в детском саду.
•Консультация для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»
•Информация «Утренняя зарядка для детей», «Советы по укреплению здоровья детей», «Как приучить ребенка чистить зубы», «Полезные советы по питанию», «Здоровье и питание детей дошкольного возраста»
•Родительские собрания
•Творческая деятельность родителе
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе реализации нашего проекта мы достигли следующих интегративных результатов у детей :
1. Сформировалось понятие о том, что необходимо заботится о своем здоровье, бережно относится к своему здоровью и к здоровью своих близких, вести здоровый образ жизни.
2. Наличие у детей таких физических качеств, как подвижность, ловкость, гибкость, активность, выносливость.
3. Наличие у детей интереса к физическим упражнениям, к закаливанию, к активному и здоровому образу жизни.
4. Установление партнерских отношений ДОУ с родителями в вопросах воспитания и укрепления здоровья детей.
В процессе взаимодействия с родителями произошло внедрение в семейное воспитание традиций здорового образа жизни; использование различных форм сотрудничества с родителями способствовало проведению совместной их с детьми досуговой деятельности, направленной на повышение их авторитета.