серкова ирина
Проект «Формирование элементарных представлений о семье у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Формирование элементарных представлений о семье у детей
раннего возраста»
Выполнил: Серкова Ирина Николаевна
Воспитатель
МДОУ «Детский сад Рябинка»
Г. Тихвин
Актуальность проекта
Дом, домашнее тепло – это одно из условий счастливого детства. А счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека.
Публикация «Проект „Формирование элементарных представлений о семье у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
В силу малого жизненного опыта, особенностей развития процессов восприятия, мышления, воображения, ещё только формирующихся представлений и понятий, высокой эмоциональности ребёнок принимает и понимает социальный мир по – своему. Он хочет познать его, почувствовать, сделать своим. В тесном взаимодействии «ребёнок – взрослый – семья» происходит социализация личности ребёнка.
Кризисные явления в социально – экономической, политической, культурной и др. сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс закономерно коснулся и такого важного структурного общества, как институт семьи. Всё больше представителей молодого поколения отдают предпочтение альтернативным формам брачно-семейных отношений.
М. Осорина отмечает: «то, что раньше было священным, полным мировоззренческого смысла, символически значимым для членов семьи, сейчас потеряло свою смысловую высоту, опустилось до уровня бытовых явлений. Из семейного быта исчезают понятия «родной дом», священные места. Они подменяются лжеценностями – дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей и родителей фамилии, имени и отчества своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев – основное содержание работы по социально – личностному развитию детей. Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка.
Теоретическое обоснование проекта
С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива - семьи. В процессе общения с родителями - первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка.
Рождение ребенка - это не только большая радость, но и большая ответственность. И родители не всегда в должной мере это осознают. Обеспечив ребенка материально, нельзя забывать и о духовной стороне его жизни. Например, патриотизм, чувство любви и уважения к Родине, семье, воспитывается всем укладом жизни. Но здесь трудно обойтись без целенаправленного, специального воздействия.
Такие педагоги как Н. К. Крупская, А. В. Суровцева, Е. И. Тихеева, А. П. Шохина и другие, считали, что в отрыве от семьи невозможно воспитать подрастающее поколение. Издавалась педагогическая литература, где анализировались типичные ошибки в воспитании и давались советы (А. С. Макаренко, Е. А. Флерина, Н. К. Крупская, Е. А. Аркин и другие) поднимались проблемы актуальные и в наши дни.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Должно быть взаимодействие ДОУ и семьи, а не одностороннее воздействие на родителей.
Требования детского сада и семьи должны быть едиными, т. к. воспитатели непосредственно продолжают дело, начатое семьей.
Семья, по признанию ученых - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования.
Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи.
Семья, по семейному законодательству - это малая социально-психологическая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Семья, являясь для ребенка первым наиболее значимым проводником социального влияния, «вводит» его во все многообразие родственных отношений, домашнего быта, вызывая те или иные чувства, действия, способы поведения, оказывая влияние на формирование привычек, черт характера, психических свойств. Всем этим «багажом» ребенок пользуется не только в настоящей жизни: многое из усвоенных в детстве определит его качество будущего семьянина.
В последние годы проблема подготовки подрастающего поколения к семейно-родительской деятельности актуализировалась в связи с тем, что разрушилась «домашняя школа» (И. В. Бестужев-Лада)
Представление о природе, человеке, обществе, в том числе семье, ее членах, семейной родословной, домашних делах определяют значимость того образца семьи, который первоначально формируется у ребенка.
Семья представляет собой многогранную систему, в которой существуют не только взаимодействие и взаимоотношение в диаде «родители-ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей (Л. В. Загик, Г. А. Маркова, В. А. Петровский, что объективно может способствовать формированию у детей образа семьи.
В настоящее время остро стоит проблема занятости родителей, что в свою очередь негативно отражается на их детях. Очень часто родителям не хватает времени на своего ребенка, а если свободное время и появляется, не все могут использовать его с пользой. Отсюда следует, что задачей педагога является формировать интерес к своей семье у детей дошкольного возраста, а также вовлекать родителей в эту работу.
Для формирования интереса ребенка к семье необходимо четко определить задачи, методы, приемы, формы проведения этой работы.
В своей работе наметила следующие задачи:
1. Воспитывать любовь к маме, к членам своей семьи.
2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей (пожалеть, посочувствовать).
3. Учить называть своё имя и фамилию, имена членов своей семьи.
4. Обогащать словарный запас детей словами, обобщающими родство.
5. Формировать представления о том, что члены семьи заботятся друг о друге.
Участники проекта дети раннего возраста (2-3года).
Методы : беседа, наблюдение, игра.
Срок реализации – 4 месяца.
этап Подготовительный
Цель: формирования интереса к семье, семейным отношениям.
На данном этапе работа осуществляется по следующим направлениям:
- Индивидуальная работа с детьми;
- Работа с родителями.
- Обогащение развивающей среды.
Содержание работы с детьми
В основном использовались такие формы работы как : совместная деятельность детей и взрослых и самостоятельная деятельность детей.
Беседы с детьми на тему «Как я помогаю маме (папе). Слушанье песен о семье, сюжетно – ролевые игры такие как «Семья», «Готовим обед». Дидактические игры такие как «Что умеет делать мама (бабушка?», Что умеет делать папа (дедушка) с демонстрацией сюжетных картинок. Пальчиковая гимнастика «Братцы», «Семья», «Мама», и др. Показ разных видов театра. Рассматривание семейных фотографий беседа о них. Чтение художественной литературы, потешек : таких как «Моя доченька», «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки», «Из – за леса, из- за гор» и т. д. Рисование, лепка, конструирование на тему: «Моя семья, мой дом». Оформление семейных альбомов.
Следующим направлением моей деятельности была работа с родителями.
Она включала такие виды работ как:
- домашние задания детям на совместное выполнение его с родителями;
- вечер досуга «Отдыхаем всей семьей»;
- папки – передвижки;
- родительское собрание.
Для обогащения среды, формирования интереса к семье, родители сшили куклы. Детям эти куклы очень нравятся,они с удовольствием с ними играют.
этап Основной
Тема
Основные задачи Формы работы
Совместная деятельность Самостоятельная деятельность Взаимодействиетвие с родителями
НОД Режимные моменты
Сентябрь
«Любимое имя»
Задачи: способствовать осознанию ребенком своего имени, формировать позитивное отношение к своему "Я", гармонизовать потребность ребенка в социальном признании.
Образовательная область «Познание»
Тема:
Игровое занятие
"По-разному зовутся дети".
Чтение потешек, стихотворений, в которые можно вставить имя ребёнка.
С/р игра «День рождения».
Оформление -
Папки- передвижки
«Что означают
наши имена».
Выставка альбома
«Имя моего
ребёнка похоже на.»
Октябрь
Любимый образ- «Образ мамы»
1. Образовательная область художественное творчество
Тема: «Подарок для мамы»
2. Образовательная область
«Коммуникация»
Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме»
3. Образовательная область «Познание»
Тема: «Мамы всякие нужны, мамы разные важны»
Чтение стихов о маме.
Вспомнить с детьми сказки, где есть образ мамы-«Курочка-ряба», «Волк и козлята» и т. п.
игра Превращение» -
«Я мама».
Учимся заботиться: «мама заболела».
Оформление
Фото - альбома
«Я и моя мама».
Ноябрь
«Я и моя семья»
Задачи: воспитывать у детей чувство любви и привязанности к самым близким людям; учить детей понимать свою роль в семье.
1. Чтение художественной литературы «Из – за леса, из- за гор».
2. Образовательная область «Познание»
Знакомство с профессиями родителей.
Слушанье песен о семье.
С/ р игры «Семья», «Праздники в семье».
Родительское
собрание
«Традиции семьи»
Создание альбома
«Моя семья».
Декабрь
«Моя родословная»
Задачи: формирования у детей интереса к своей семье, через родословную.
1. Чтение художественной литературы
Потешки: «Еду – еду к бабе, к деду», «Ладушки, ладушки».
2. Образовательная область
«Коммуникация»
Составление рассказа на тему :
«Моя семья»
3. Развлечение «В гостях у бабушки».
Пальчиковая гимнастика: «Братцы», «Семья»,
Этот пальчик».
С/р игра «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки».
Выпуск газеты амая, «Самая, самая семья».
Изучение своей
родословной.
Сделать вместе с
детьми «Древо
семьи».
Диагностика
Методы проведения диагностики: беседа, наблюдение.
Критерии диагностики:
1 .Отношение ребёнка к самому себе
а) знает своё имя, фамилию, пол, возраст.
б) задает вопросы при освоении нового действия, а также вопросы об окружающей действительности: Для чего это, Почему, Как, Где?
2. Ребёнок и взрослые.
а) понимает различия взрослых людей по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка)
б) показывает и называет основные части тела, лица человека
в) связывает эмоциональные состояния с определёнными действиями и словами взрослого
г) выделяет на картинках факты доброго отношения взрослых к детям и наоборот.
этап Творческий
Презентация проекта под девизом «Поделись улыбкой своей.».
1. Постановка сказки «Репка» для родителей.
2. Оформление выставки «Тайна имени моего ребенка».
3. Тестирование для родителей «Цветонастроение». Родителям предлагается разместить на плакате - цветные ладошки, которые символизируют определенное настроение. Зеленая - вам сейчас спокойно и хорошо; красная - вы испытываете восторг; оранжевая - вам сейчас радостно, вы улыбаетесь; желтая - вы удивлены. Каждый родитель делится своим настроением.
Подведение итогов проекта.
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта : беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили положительный результат. Активизировались партнерские отношения. Дети чаще стали обращаться друг к другу по имени.
Совместное участие в проектной деятельности помогло нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Приложения
Анкета для родителей «Семейные традиции»
Прочитайте вопрос и отметьте подходящий вариант ответа, если предложенные варианты Вас не удовлетворяют, впишите свой вариант ответа.
Какие семейные традиции Вы соблюдаете?
Дни рождения членов семьи;
Коллективные посещения кинотеатров, театров, музеев и др. ;
Религиозные обряды (посты, религиозные праздники и др.);
Гражданские праздники (Новый год, 8 Марта, 9 Мая и др.);
День создания семьи;
Профессиональные праздники;
Выпуск семейной газеты;
Оформление фотоальбомов;
Воскресные семейные обеды (ужины);
Проведение семейных советов;
Другое.
Какие увлечения есть у членов Вашей семьи?
Спорт, рыбалка, домашние животные;
Шитье, шахматы, чтение;
Рукоделие, пение, музицирование;
Коллекционирование, сочинение стихов (рассказов, сказок)
Другое
К каким из Ваших увлечений подключаете своего ребенка?
Какой труд объединяет Вашу семью?
Общего труда нет, у каждого свое дело, уборка квартиры
Работа в саду, ремонт квартиры, уход за домашними животными
Индивидуальная трудовая деятельность
Другое.
Есть ли в Вашей семье взрослые, занимающиеся воспитанием Ваших детей?
Мама, бабушка, прабабушка, няня, гувернантка;
Папа, дедушка, другие родственники;
Что хорошего (плохого) «приносит» Ваш ребенок из детского сада?
Умственное развитие, эстетическое развитие;
Культуру общения, самостоятельность;
Внимание к близким, страх перед воспитателем;
Страх перед взрослыми;
Непослушание, нервозность;
Грубость, усталость;
Возбуждение, нежелание ходить в детский сад;
Другое.
Организуется ли специально в Вшей семье деятельность ребенка?
Совместное чтение, прогулки на природе, обучаем ручным умениям;
Помогаем или следим за выполнением домашнего задания (ремонт, шитье и др.);
Играем в развивающие игры, организуем спортивные занятия;
Наш ребенок самостоятельный, сам находит себе дело;
Специально не занимаемся детьми, привлекаем к тому, что делаем сами;
Другое.