Белан Людмила
Проект по финансовой грамотности «Гном эконом»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Тема: Финансовая грамотность «Гном эконом»
Содержание проекта
Вид проекта : познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: долгосрочный
По содержанию: социально-педагогический, информационный.
Участники проекта :
дети подготовительной группы;
• воспитатели группы;
Публикация «Проект по финансовой грамотности „Гном эконом“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Все знаете, что в нашем детском саду реализуется парциальная программа по финансовой грамотности «Банк России».
Давайте вспомним «Что такое финансовая грамотность и нужна ли она в детском саду?»
Итак, что такое финансовая грамотность?
«Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни».
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах. Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях : экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Актуальность:
В современном мире очень сложно жить без экономических знаний.
Основам экономики не обучают в дошкольных образовательных учреждениях несмотря на то, что знания о финансах и умение грамотном их распределять с учетом возможностей, потребностей и желаниях открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Обучение экономической культуре дошкольников не сводится к тому, чтобы научить детей в дальнейшем зарабатывать деньги. В дошкольном возрасте основы финансовой грамотности изначально должны прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.
Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевают первичными экономическими знаниями.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Формирование основ финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо осуществлять от простого к сложному, в игровой, понятной детям форме. Именно в дошкольном возрасте у нас есть уникальная возможность дать детям основы финансовой грамотности, первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях.
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта : содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи проекта :
• Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
• Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
• Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги», «качество - цена»;
• Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
• Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
• Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
• Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
• Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
• Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
• Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
Этапы проекта :
1этап – Подготовительный этап
• изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
• подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
• подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
• Создание развивающей среды по теме.
2 этап – Основной этап: реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность.
Пополнение РППС электронными пособиями: презентациями, интерактивными играми, познавательными фильмами, мультфильмами (Уроки тетушки совы, аудио сказками на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
3 этап – Заключительный этап: Подведение итогов реализации проекта.
Так как в нашей группе функционирует мульт студия «Гном фильм ТВ», было принято решение снять мультфильм по финансовой грамотности
«Закром и заветная мечта маленького бельчонка».
По итогу совместной деятельности детей и родителей, было принято решение разработать интеллект карту «Гном Эконом».
В ходе совместной деятельности детей и педагога. Были закреплены понятия: семейный бюджет, расход, доход, деньги разных стран мира, виды денег, способы экономии и т. д.
Познание
Беседы: «Деньги и их роль в жизни», «Почему все взрослые работают?», «Что такое финансовая грамотность?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?», «Товар - цена», «потребности и желания», «Где живут деньги?», «Бюджет», «Услуга и товар», «Все профессии важны», «Финансовая грамотность для детей» (10 простых шагов в фактах и заданиях, «Финансы для детей (иллюстрированная энциклопедия, «Как вырастить бизнесмена» (экономика для детей в задачках, кроссвордах, ребусах), «Занимательные Финансы»(говорим с детьми о финансах, «Кем я буду?», «Какие бывают магазины» и т. д
Познавательные фильмы для детей: «История денег. От куниц до бумажных», «Что такое бюджет и как его составлять», «Как устроены наличные деньги», «Как и зачем сберегать», «Виды доходов», «Виды и периодичность расходов», «Банковские карты», «Дом денег. Банки».
Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.
Чтение художественной литературы
Сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Телефон», Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх : Пособие для воспитателей», А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Сказки о деньгах», А. Н. Толстой «Золотой ключик», Н. Артемьева Книга – игра «Киндер номика», «Все сказки о Закроме».
Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.
Отгадайте из какого мультфильма эти слова.
Отгадайте пословицу по картинке.
Экономические загадки – добавлялки.
Мероприятие по формированию основ финансовой грамотности.
С помощью ежедневных мероприятий по развитию речи, математических представлений, дети осваивали новые понятия и представления по финансовой грамотности.
Открытое мероприятие Рекламное агентство «Гном Эконом»
Было проведено открытое мероприятие «Рекламное агентство «Гном Эконом». Дети рекламировали свои пасхальные яйца на ярмарке.
Деловая игра Финансовый ринг»
РППС
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Банк», «Почта», «Салон красоты» и т. д. (разыгрывание сюжетов, объединение нескольких сюжетов в один и т. д.)
Картотека дидактических игр по финансовой грамотности, картотека сказок по финансовой грамотности, настольные игры - «Веселая пиццерия», «Деньги», «Я – покупатель», «500 вопросов - викторина», «Играем в магазин (денежка)», «Продано (веселая карточная игра)», «Путешествие по магазинам», «В поисках сокровищ», Папка – передвижки «Как научить детей делать покупки с умом».
Лэпбук «Финансовая грамотность»,
Альбомы с купюрами семей и купюры «Глазами детей».
Продуктивные виды деятельности:
ХЭР (художественное конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;
ХЭР (пластелинография) «Монета»
ХЭР (рисование) «Купюра»,
Родителям было предложено нарисовать купюру своей семьи. На купюре должны присутствовать герб семьи и короткий слоган (отражающие характерную особенность своей семьи).
Дети тоже не остались в стороне. Они нарисовали свою купюру.
Физическое развитие
• Игры-соревнования «Желания - потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
• Игры-имитации «Изобрази профессию», «Кто что делает?»;
Предполагаемые результаты
Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин.
Родители получают дополнительные знания по формированию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Без денег в этом мире и шагу не ступить - с ними связано буквально всё. Поэтому учить детей обращаться с финансами нужно с дошкольного возраста. Давайте убережём детей от ошибок, поможем им разобраться в разумном управлении финансами и сформировать здоровые денежные привычки!