Екатерина Столярова
Проект для старшей группы «Зимние кружева»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : воспитатель старшей группы Е. В. Столярова
Вид проекта : познавательно- исследовательский, творческий, игровой, краткосрочный.
Срок реализации проекта : 1 неделя (с 22.01. по 26.01.2018 г.)
Участники проекта : воспитанники старшей группы «Пчелки» (5- 6 лет, воспитатель, родители.
Публикация «Проект для старшей группы „Зимние кружева“» размещена в разделах
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно — эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель: Обогащать представления детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе.
Задачи:
Обучающие:
- расширить представление детей о сезонных изменениях в зимний период (состояние погоды, одежда, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период);
- учить замечать красоту зимней природы (деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки);
- расширять представления детей о зимних играх и забавах.
Развивающие:
- развивать любознательность, познавательные интересы, внимание, память, речь, наблюдательность;
- развивать умение применять знания, полученные в исследовательской и познавательной деятельности, на практике и в самостоятельной активной деятельности;
- развивать творческие способности;
- развивать интерес родителей к жизни детского сада и расширять формы работы с семьей.
Воспитательные:
- воспитывать бережного отношения к природе, желанию заботиться о птицах и животных;
- воспитывать интерес к зимним играм и забавам;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью других детей.
Проблема:
Дети в недостаточной степени имеют представление о зимних явлениях в природе; что происходит со снегом, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Актуальность
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы зимой привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий.
Зима для наших детей должна стать незабываемым временем года, ожидание того, что каждый зимний денёк в детском саду приготовил для дошколят много нового и интересного. Надо постараться, чтобы дети получали удовольствие от зимы.
Если в ходе реализации проекта дети начнут проявлять интерес и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи выполнены.
Предполагаемые результаты:
По окончанию проекта дети могут :
- устанавливать взаимосвязь жизни растений и животных от изменений в природе;
- знают о зимующих птицах, о животных леса, о зимних забавах;
- умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- знают о свойствах воды и снега.
Этапы работы над проектом :
1 этап- Подготовительный:
Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Подбор методической и художественной литературы, иллюстраций по теме.
Составление тематического плана.
Способ «Модель трёх вопросов» :
Дети, что мы знаем о зиме? Какие приметы зимы знаем? Как люди встречают зиму? Что делают, чтобы не замерзать? Что зимой самое красивое, нарядное?
Что вы хотите узнать про зиму и зимние месяцы? А про то, как люди, животные и птицы готовятся к зиме?
Я принесла для вас замечательные картины с зимним пейзажем, энциклопедию «Мир животных». Вам интересно узнать побольше о них? Предлагаю создать «Копилку зимы» и «Портрет января».
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Что мы знаем?
- Зимой бывает снег.
- Снег холодный, блестит.
- Зимой бывает иней на деревьях.
- Узоры на окнах.
- Сосульки на крышах.
- Гололёд на дорогах.
- Зимой бывает метель, вьюга.
- Холодно, листьев нет, на деревьях снег.
- Насекомые исчезают.
- Перелётные птицы улетают, зимующие остаются.
- Зимой можно кататься на санках, лыжах, коньках, снегоходах.
- Строить крепость, лабиринт из снега.
- Кататься с горки.
- Из снега можно лепить снежки, снеговика.
- Зимой празднуют Новый Год, Рождество.
- Наряжают ёлку, развешивают гирлянды, делают снежинки из бумаги, готовят подарки.
Что мы хотим узнать?
Как образуются снежинки?
Почему зимой холодно?
Где и когда появились коньки?
Животные в зимнее время?
Зимующие птицы?
Как зимуют рыбы?
Народные приметы зимой.
Особенности зимней природы?
Произведения художников, писателей, поэтов и музыкантов о зиме.
Зимние виды спорта.
Где и как узнать?
Спросить у взрослых.
Узнать у учёных.
Понаблюдать.
Воспользоваться интернетом.
Посмотреть телевизионную программу.
Из книг.
Найти информацию в энциклопедии.
На занятиях в детском саду.
У старших братьев и сестёр.
Модель трёх вопросов вывесить в раздевалке, чтобы родители познакомились с темой проекта, с тем, что интересует их детей.
2 этап- Основной:
«Познавательное развитие»
Рассматривание репродукций картин русских художников по теме «Зима».
1. Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
Цель: сформировать представление детей о пейзажной живописи, воспитывать любовь к зимним явлениям природы.
2. Рассматривание иллюстраций с изображением диких животных в условиях зимнего периода.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Цель: Уточнять представления детей о зимующих птицах.
4. Рассматривание картинок «Зимние забавы».
Окружающий мир (ФЦКМ)
1. Заочная экскурсия по детскому саду «Приметы зимы»
Цель: Отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную в стихах.
2. Характеристика зимних месяцев : январь и февраль.
Цель: Изучить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы; познакомить со старинными названиями зимних месяцев; учить определять по признакам зимние месяцы.
Беседы:
Беседа о том, кто как зимует.
Цель: расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых. Совершенствовать умение отыскивать причины изменений в жизни животных в изменении условий их обитания, устанавливать причинно – следственные связи. Воспитывать любовь к животным.
Беседа: «Сезонные изменения», «Сосулька», «Мороз» (Е. А. Алябьева «Природа» стр. 107, 111)
Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
Беседа «Хорошо или плохо, когда зима снежная? Для чего это хорошо? А для кого это плохо?»
Цель: Учить детей рассуждать.
Беседа «Зимние явления природы».
Цель: закреплять знания о зимних явлениях природы, расширять знания об осадках зимой, уточнить знания о свойствах воды.
«Социально-коммуникативное развитие»
Ситуативный разговор: «Почему проезжую часть и тротуары посыпают в гололед песком?», «Можно ли есть снег?»
Цель: обогатить представлений детей об основных источниках и видах опасности на улице, в природе.
Дидактические игры:
«Что сначала, что потом», «Подбери признак», «Когда это бывает?», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Птицы зимующие и перелётные», «Так бывает или нет», «Времена года», «Оденем куклу на прогулку».
Театральная деятельность.
Театрализация русской народной сказки «Рукавичка» (кукольный театр).
Цель: вызвать желание внимательно слушать, понимать, запоминать сказку с опорой на наглядность.
«Речевое развитие»
«Про снежный колобок» Н. Калинина (пересказ).
Цель: Учить детей близко к тексту рассказывать короткие рассказы интонационно выразительно. Формировать навык перевода косвенной речи в прямую речь. Развивать познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
«Зима. Зимушка, зима!» (беседа)
Цель: Обобщить, систематизировать представления детей о зиме как времени года. Продолжать учить поддерживать непринужденную беседу на определенную тему. Воспитывать интерес и любовь к родной природе.
Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза»
Чтение сказки Е. А. Алябьевой (стр. 37) «Как части суток играли в прятки»
Цель: формировать умение внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы.
Чтение художественной литературы:
Н. Сладков «Суд над декабрём»
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
С. Иванов «Каким бывает снег»
В. Бианки «Кто к кормушке прилетел?», «Синичкин календарь», «Молодая ворона»
К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Русские народные сказки «По щучьему велению», «Рукавичка»
С. Есенин «Поёт зима, аукает», «Белая береза»
Загадывание загадок о зиме, пословицы и поговорки о зиме.
Просмотр мультфильмов «Снежная королева», «Простоквашино», «Морозко»
«Художественно- эстетическое развитие»
1. Рисование декоративное
«Волшебные снежинки» (краски зимы).
Цель: Учить детей построению кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.
2. Рисование с элементами аппликации
«Белая береза под моим окном.» (зимний пейзаж).
Цель: Развивать навыки изображения зимней (серебряной) березки по мотивам лирического стихотворения; формировать навыки гармоничного сочетания разных изобразительных техник.
Рисование «Большие и маленькие ели»
Цель: Учить детей располагать изображения на широкой полосе (расположение близких и дальних деревьев ниже и нише по листу). Учить передавать различие по высоте старых и молодых деревьев, их окраску и характерное строение (старые ели темнее, молодые — светлее). Развивать эстетические чувства, образные представления.
Аппликация сюжетная «Где-то на белом свете.»
Цель: Учить детей приемом обрывной аппликации (разрывание, обрывание, выщипывание, сминание). Развивать чувство формы и композиции.
Конструирование из строительного материала.
«Как мы обустроили игрушечный домик».
Цель: Продолжать знакомить детей с домом как явлением культуры. Дать понятие о плане дома и вызвать интерес к моделированию комнат с интерьерами (кухня, гостинная, спальня, детская).
«Физическое развитие»
Подвижные игры «Мороз — красный нос», «Мы весёлые ребята», «Попрыгунчики возле санок», «Снежинки и ветер», «Птички в гнездышках», «Льдинки, ветер и мороз»
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту».
Скольжение по ледяным дорожкам. Ходьба по снежному валу. Игра в снежки. Катание с горки на санках — «ледянках».
Исследовательская деятельность.
«СОСТОЯНИЯ ВОДЫ»
Опыт № 1
Цель: убедиться в том, что снег и лед состоят из воды.
Опыт № 2
Цель: знакомство со строением снежинки.
(Простые опыты с водой. Для дошкольников. Марина Султанова)
Работа с родителями:
Папка- передвижка «Зима».
Консультации в родительский уголок:
«Зимние травмы», «Первая помощь при обморожении», «Как одевать ребёнка зимой на прогулку», «Покормите птиц зимой».
Предложить родителям сходить в парк, лес в выходные дни, изготовить кормушки для птиц.
3 этап- Заключительный:
Экологическая викторина «Зима» (Е. А. Алябьева стр. 88)
Выставка детского творчества.
Макет «Дикие животные зимой»
Литература:
Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Мозаика-Синтез, 2010
1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа. - М. : МОЗАЙКА- СИНТЕЗ, 2016- 144 с.
2. Хрестоматия для чтения в детском саду и дома: 5-6 лет. - М. : МОЗАЙКА — СИНТЕЗ, 2016. - 320 с.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие») : учебно- методическое пособие. - М. : Издательский дом «Цветной мир», 2017.- 216 с. 7 изд-ние перераб. и доп.
4. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозайка- Синтез, 2014.- 128 с. : цв. вкл.
5. Комплексные занятия по программе «Орождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа (от 5 до 6 лет)\ авт. - составитель Н. В. Лободина. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2017.- 399 с.
6. Пензулаева Л. И. Физическое развитие. Старшая группа (5-6 лет).
7. Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. Старшая группа. Учебно- методическое пособие. м. : ИД «Цветной мир», 2015.- 176 с.
8. Марина Султанова. Простые опыты с водой. Для дошкольников. ООО «Хатбер- пресс», 2016 г.
9. Организация деятельности на прогулке. Старшая группа\ авт. - сост. Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова. - Изд. 3-е. - Волгоград : Учитель. 2015.- 287 с.
10. Интернет- ресурсы.