Юлия Хлесткова
Проект для средней группы «Неофициальные символы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное отделение ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект
«Неофициальные символы России»
Автор:
Воспитатель Хлесткова Ю. Д.
Проект
«Неофициальные символы России»
Тема проекта : ознакомление детей с неофициальными символами России.
Публикация «Проект для средней группы „Неофициальные символы России“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Средняя группа
- Темочки
Аннотация: Проект разработан для работы с детьми средней группы, и представляет комплекс занятий по совместной деятельности педагога с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.
Цель: Познакомиться с неофициальными символами России; узнать больше про города России и познакомиться с народами, которые в них живут; формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к народам республик; повысить знания дошкольников о России как многонациональном государстве; повышение интереса к культуре и традициям народов России; воспитание нравственно-эстетических норм поведения и моральных качеств ребенка; выявить желание путешествовать по России и увидеть как можно больше красивых городов.
Участники: дети средней группы, педагоги.
Задачи:
• Познакомить детей с неофициальными символами России;
• Воспитывать патриотические чувства, уважение к своей стране с ее традициями и культурой;
• Формировать в представлении детей образ огромной по территории Родины;
• Способствовать развитию речи, памяти, внимания;
• Развивать творческие способности детей, воображение.
Вид проекта : познавательно-исследовательский, творческий.
Предмет исследования: неофициальные символы России.
Продукт проекта :
Оформление: Настенное дидактическое пособие из фетра «Россия».
Вернисажи детских творческих работ «Кремль», «Хохломская роспись», «Гжель».
Ожидаемые результаты:
Формирование представления о неофициальных символах России (матрешка, балалайка, береза, валенки, самовар и т. д.).
Обогащение предметно – развивающей среды группы по нравственно – патриотическому развитию (настенное дидактическое пособие из фетра «Россия», вернисажи детских творческих работ).
План реализации проекта.
1 Презентация «Моя родина Россия».
Познакомить с понятиями «Родина», «Отечество», «Символы России». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе.
2 Города России.
Город Мурманск. Это интересно: Мурманск самый крупный незамерзающий порт, расположенный за полярным кругом на берегу Кольского залива. Зимой солнце не появляется из-за горизонта, а лето, наоборот, не садится. В порту города стоит атомный ледокол «Ленин».
Город Санкт-Петербург. Второй по численности населения город России. У него много названий: Ленинград, Санкт-Петербург, Петроград, Питер. Санкт-Петербург построен в дельте реки Нева. Летом в городе есть белые ночи, солнце уходит спать за горизонт, но ненадолго, и ночью светло так же, как и вечером. Очень много достопримечательностей как в самом городе, так и в его пригороде. В городе Эрмитаж – бывшая зимнее резиденция царей, Казанский собор, Исаакиевский собор, Ростральные колонны. Пригород славится городом Пушкин, где находится Екатерининский дворец и Петергофов, где находятся знаменитые фонтаны.
Город Москва. Столица нашей страны. И самый крупный город и самый густонаселенный. Это главный город нашей страны. В Москве работает Президент страны и правительство. Они издают законы, по которым живут люди во всей России. Москва – древний, то есть, очень старый город. Там много старинных построек. В центре Москвы находится Красная площадь. Красная площадь - главная площадь столицы. Ее название «Красная» означает красивая, главная. В старину на этой площади зачитывали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на площади проходят торжественные мероприятия, праздники.
На Красной площади расположен Кремль. Основание Москвы началось со строительства Кремля. Потом Кремль окружили высокими каменными стенами. Таким мы его и видим сегодня. В Кремле работает правительство Российской Федерации и наш Президент, которые руководят жизнью нашей страны.
Обратите внимание на Спасскую башню. Это главная башня Кремля. На вершине Спасской башни мы видим красную звезду. На Спасской башне расположены главные часы России - Куранты. Это самые большие и самые точные часы нашей страны. На Руси все самое большое и самое удивительное называли словом «Царь»
«Царь колокол» - нет на свете колокола больше его. Он весит 200 тонн. 300 с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины.
«Царь пушка» - всем пушкам пушка! Отлил ее 400 лет назад русский мастер Андрей Чохов.
Москва – это и очень современный город. В Москву можно приехать на поезде, прилететь на самолете, приплыть на теплоходе. Кто-то приезжает в Москву по работе в командировку, кто-то в гости к друзьям и родным, часто приезжают в отпуск отдохнуть посмотреть на наши достопримечательности. В столице много интересных мест, музеев, красивых соборов и зданий, исторических памятников. Поэтому люди из других стран – иностранные туристы хотят побывать у нас в Москве. Мы любим свою столицу и гордимся ею!
Город Нижний Новгород. Нижний Новгород – один из древнейших красивейших городов России. Основан он был в 1221 году великим князем Юрием Всеволодовичем Долгоруким, месте слияния Оки и Волги, на дятловых горах.
А это герб нашего города. На нём изображён олень – он является символом благородства, чистоты, и величия, жизни, мудрости и справедливости.
Главный символ города, это, конечно, же - Кремль, уникальный памятник отечественной культуры. Пятьсот лет стоит Нижегородский каменный кремль на Дятловых горах, построенный вместо дерево – земляным укреплениям. Кремль состоял из 14 башен, но в настоящее время сохранилось только 13 башен. Кремль люди защищали, собрав все свои силы. Этот кремль выдержал много набегов, за которыми скрывались люди. Его стены высокие и прочные, он ни разу не был захвачен врагом. В настоящее время в Нижегородском кремле находится правительство Нижегородской области.
На территории Кремля находится Вечный огонь, который горит в память о погибших земляках в Великой Отечественной войне. Нижегородцы чтут погибших, и возле него всегда стоит караул из школьников города.
Визитная карточка Нижнего Новгорода - знаменитая Чкаловская лестница. Это самая длинная лестница на берегах Волги. Она насчитывает 560 ступеней! Все, кто подплывают по реке к нашему городу, любуются этой красотой. Лестница спускается по склону в виде двух больших колец.
Город Казань. Казань - столица Республики Татарстан. Один из крупнейших промышленных, научных и культурных центров Поволжья. Город Казань распложен на берегу реки Волги. Город один из самых старинных городов. В Казани, тоже есть кремль. Что такое Кремль? Кремль – это огороженное, укромное место, крепость, которую люди строили в старину, защищая себя от врагов и диких животных. В старину такое место называли «Кром» или «Кремыш». Позднее стали говорить – Кремль. Кремль расположен на высоком холме, круто спускающийся к реке Казанка. Это историческая колыбель города. В городе Казани до сих пор много сохранилось исторических памятников: это башня Сюмбикя (показать открытки, музеи изобразительных искусств Республики Татарстан (показать, Дом офицеров. Площадь Свободы - центральная площадь Казани. Сегодняшняя Казань – центр высокоразвитой индустрии и передовых технологий. Это и авиалайнеры Ил-62, уникальная медицинская аппаратура, компьютеры, полиэтилен, меха и многое другое. В городе очень много институтов и школ, музеи, кинотеатры и стадионы. В городе Казани есть театры, оперы и балеты.
Город Екатеринбург. Город образовался в 1723 году. Город был основан как завод – крепость на реке Исеть и назван в честь императрицы Екатерины I. В городе было мало жителей, дома были небольшие. Посмотрите внимательно на фотографию, она черно- белая, это наш город в 18 веке. В городе начали изготовлять металл, медные и железные деньги, драгоценные камни. Была построена железная дорога.
В 20 веке город был переименован в Свердловск и стал мощным центром страны. Здесь строятся гигантские предприятия, например, такие как Уралмаш, Уралтрансмаш, посмотрите эти предприятия на фотографиях.
В городе есть много красивых и интересных мест. Например, площадь 1905 года, Плотинка, Храм-на-крови, Оперный театр, небоскрёб Высоцкий и еще множество других мест.
Город Новосибирск. Третий по численности населения город России, крупнейший город её азиатской части. Новосибирск построен на реке Обь. Новосибирск попадал в Книгу рекордов Гиннеса как самый быстрорастущий город-миллионник. В Новосибирске находится самая длинная прямая (без поворотов) улица в мире – Красный проспект. Длинна – почти 7 километров. В Новосибирске находится самая короткая улица России – улица Сибстройпути. Её длинна всего 40 метров. На ней расположено всего 3 дома. Новосибирский академический театр оперы и балеты – самое большое театральное здание в России.
Город Иркутск. Иркутск – старинный город в России, расположившийся на востоке Сибири, в живописной долине реки Ангары. Многие жители Иркутска считают его географическим центром России. Один из крупных экономич. центров и транспортных узлов Вост. Сибири. Через Иркутск проходят Транссибирская магистраль и федеральная автотрасса «Байкал». Здесь хочется подробнее остановиться на такой достопримечательности как озеро Байкал. На нашей красивой планете Земля очень много воды, которая сосредоточена в морях, океанах, реках и озерах. В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. Источником пресной воды являются реки и озера. Самым крупным на планете резервуаром пресной воды является озеро Байкал. В этом озере содержится около двадцати процентов всех запасов пресной воды на планете. Озеро Байкал уникально не только своими огромными запасами чистой воды, но и удивительной природой вокруг. Вблизи озера сложилась уникальная биосфера из растений и животных, которых больше нет нигде в мире. Эти невероятно красивые места привлекают огромное количество туристов.
Город Петропавловск-Камчатский. Петропавловск-Камчатский находится в исключительно красивом месте: океан, бухты, белоснежные вершины сопок – все это видно из окна почти каждого дома, но при этом сама застройка города скучная и некрасивая. Люди привыкли жить в ожидании землетрясения. Петропавловск находится в самой сейсмоопасной зоне планеты, его окружают действующие вулканы. В 20 веке здесь произошло 13 землетрясений интенсивностью от 7 баллов и выше. Самое интересное находится за пределами Петропавловска. Город окружают «домашние» вулканы: Авачинская сопка, Корякская сопка и Козельский вулкан. Самый красивый вид на них открывается с вершины Мишенной сопки. Над Авачей облачко стоит практически постоянно. «Домашние» вулканы мирные, городу ни разу не угрожали. Зато на них постоянно проводятся восхождения. Два из трех вулканов не требуют для подъема никакой специальной подготовки. Родители берут с собой даже маленьких детей. Наверное, любой человек, интересующийся путешествиями, хотел бы побывать на Камчатке, а воротами в этот неповторимый края служит город Петра и Павла на берегах Авачинской бухты.
2 «Русская матрешка» (на карте разобрать и собрать её). Матрешка – не простая кукла. У нее есть один секрет. Если ее открыть, покажется вторая куколка, размером поменьше. Она может быть очень похожа на первую, а может сильно отличаться. Иногда это не девочка, а мальчик. Следующая фигурка тоже открывается… В одной матрешке может прятаться до 8 разных кукол (или даже больше). В игрушке матрешке скрыт глубокий смыл. Состоящая из нескольких кукол, она символизирует материнство, семью, родственные связи. От одной матрешки появляются другие. Так же, как и в реальной жизни – у мамы появляются детки, а когда они подрастают, появляются новые члены семьи.
Пальчиковая гимнастика "Наша страна"
Художественно-эстетическое развитие аппликация «Матрешка».
3 «Береза – символ России»
Расширить представления детей об образе березы в поэзии, музыке, искусстве, детском изобразительном творчестве. Художественное творчество «Береза».
Берёза является символом России потому, что среди многочисленных видов деревьев, растущих в нашей стране, берёза - это единственное дерево, имеющее кору белого цвета. Хотя, следует отметить, что бывают березы и с коричневой корой. Белый же цвет, символизирующий чистоту, очень хорошо сочетается с искренним и хлебосольным характером нашего народа.
«У задумчивой березки» Наумов И.
Учить отрывок стихотворения.
4 «Русский сарафан». Пластилинография
Продолжать учить детей работать в нетрадиционной технике выполнения. Закреплять умение создавать целостность объекта из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки: придавливания деталей к основе, примазывания, приглаживания. Воспитывать интерес к русским традициям.
5 Художественная мастерская «Роспись ложки»
Пробуждать творческое воображение; учить детей изображать элементы узора.
6 «Дымковская барыня»
Учить создавать узор с элементами дымковской росписи. Закрепить умение рисовать концом кисти. Воспитывать интерес к народным игрушкам.
7 «Балалайка»
Балалайка символизирует страну Россию, её культуру и духовность, также своей мягкой тонкой звучностью она напоминает бархатные голоса наших народных певцов. Официальное признание балалайки. Отметим, что в 1980 году на летних Олимпийских играх в Москве балалайка была изображена на официальном олимпийском плакате. В 2008 году балалайка была официально признана символом России Международной федерацией балалайки и домры.
Пальчиковая гимнастика «На лужайке».
Развивать интерес к народному творчеству.
8 Эх, валенки!
Надеть валенки на пальчики и потопать в них. Со всеми детками сделать разминку.
Пальчиковая игра «Я ПО ГОРОДУ ХОЖУ»
Я по городу хожу, (Ходьба на месте)
Я про город расскажу.
Поликлиника, аптека, (Сгибают пальцы на обеих руках)
Магазин, библиотека.
Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)
И деревьев, и цветов.
Школа, детский сад, музей, (Стучать пальчиком о пальчик)
Город нужен для людей. (Хлопки)
Вечер игры с валенками
Учить создавать узор с элементами гжели. Закрепить умение рисовать концом кисти. Воспитывать интерес к народным игрушкам.
9 Медведь
П/и «У медведя во бору»
Медведь в русских народных сказках. Рассматривание выставки книг о медведях. Чтение произведений с дальнейшим анализом:
Е. Чарушин «Медвежата», «В лесу»; Л. Толстой «Три медведя», «Два товарища»; А. Барто «Игрушки»; В. Бианки «Рассказы о животных»; Н. Колачёв «Косолапые сказки», «Мужик и медведь».
Воспитывать любовь и трепетное отношение к Родине, развивать интерес к традициям, знакомить с официальной и неофициальной символикой Российского государства.
Развитие двигательной активности, координации, умения разбегаться и не сталкиваться.
10 Блинчики.
Блины - посчитать сколько блинов лежит на тарелке. Воспитатель обсуждает традицию печь блины на масленицу, и спрашивает у детей, есть ли традиция в семье печь блины. Блины считаются одним из национальных блюд России и символом ее кулинарных традиций. Но почему именно блины заняли такое важное место в культуре и идентичности россиян? Блины стали неотъемлемой частью культуры и идентичности россиян еще в эпоху Российской империи. Блинный стол стал обязательным атрибутом более поздних русских гуляний и празднеств.
Символический образ блинов остался в коллективном сознании россиян до наших дней – они связаны с приятными домашними вечерами и праздниками. В России стали проводить много фольклорных и спортивных мероприятий с участием блинов, а также конкурсов на быстрое съедание блинов. Также, каждый год в России отмечается «День Масленицы» – праздник, посвященный блинам, на котором готовят сотни тысяч блинов и организуют массовые гуляния.
Формировать у детей понятие «традиция», «семейная традиция». Расширять представления о семейных традициях. Знакомить детей с историей возникновения блинов. Лепка из соленого теста- баранки.
11 «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Самовар — это один из самых любимых символов русской культуры. Это уникальный чайник, который имеет свою богатую историю. Самовары были особенно популярны в России в XIX веке, когда стали доступными в сельских домах. С тех пор самовар стал неотъемлемой частью русской бытовой культуры и национального костюма.
Расширять общий кругозор детей, рассказать о чаепитии на Руси, об истории возникновения самовара. Рассказать об устройстве русской избы.
12 Задание - разобрать и собрать флаг России. Один из официальных государственных символов Российской Федерации наряду с Государственным гербом и Государственным гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трё х равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Цвета полос отечественного триколора несут особое смысловое значение. Белый цвет означает свободу, благородство, мир. Синий – цвет веры и духовности. Красный символизирует державность, которая во все времена была присуща Российскому государству и нашему многонациональному народу.
13 Кремль – разобрать и собрать Кремль. Московский Кремль – визитная карточка столицы, да что уж говорить, всей России. История Кремля для детей начинается с расшифровки названия. Московский и другие кремли на Руси – самые древние крепости. Издавна кремлями называли часть города, обнесенного стенами. В Средние века они стояли во всех, даже самых маленьких городках. За ними люди прятались от вражеских захватчиков.
Московский Кремль –прекрасная древняя крепость. Она стоит в центре столицы на Боровицком холме, на левом берегу Москвы-реки. Спасская башня-Каждый знает эту башню по огромным курантам. А еще с ней связано больше всего легенд. Давным-давно башню называли Фроловской по названию церкви Фрола и Лавра, которая стояла неподалеку. Позже ее снесли. Церковь стояла вплотную к Кремлю, перекрывала въезд и являлась причиной распространения пожаров. Башню и ворота под ней стали звать Иерусалимскими. Пока не случилось чудо.
Когда Алексея Михайловича венчали на царство, слепой Петр Палкин прозрел от иконы Спаса Нерукотворного. Это сочли добрым знаком. Икону сняли с молитвами и понесли в Москву. Собралось много народа, и Алексей Михайлович внес ее через ворота башни. После этого и появилось название – Спасские ворота и Спасская башня.
Главный проезд в Кремль почитался, как святой. Через ворота запрещалось въезжать верхом. Проходя перед образом Спасителя на внешней стороне постройки, мужчины должны были снимать шляпы.
Рисовать акварелью Кремль и Спасскую башню.
Дети приобрели новые знания о неофициальных символах России, традициях нашей страны.
В процессе реализации проекта ребята познакомились с историей возникновения неофициальных символов и их значением.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
Благодаря проделанной работе, наши дети могут рассказать много интересного о неофициальных символах.
Художественно-эстетическое развитие аппликация «Матрешка».
Художественная мастерская «Роспись ложки»
Художественно-эстетическое занятие - рисование «Дымковской барыни».
Художественно-эстетическое занятие - рисование «Гжель».
Художественно-эстетическое развитие –рисование гуашью «Кремль».