Гульсара Байтуллина
Проект для подготовительной группы «Мир профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
[
Березовское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников»
(БМАДОУ «Детский сад № 22»,
Педагогический проект
"Мир профессий"
для детей подготовительной группы.
разработчики: Байтуллина Г. Х.
1кв. категория
Березовский
2018
1. Характеристика проекта
1.1 Актуальность
Публикация «Проект для подготовительной группы „Мир профессий“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.
По словам Министра образования и науки, “деятельность по профориентации школьников начинает проводиться в старших классах, когда у подростков уже сформированы жизненные приоритеты и ценности”. Педагоги сходятся во мнении, что закладывать мотивацию необходимо еще в детском саду.
Если спросить любого младшего школьника, для чего он учится, то можно услышать: “Для родителей” или “Чтобы получать пятерки” и практически невозможно услышать ответ для себя. А ведь дети с младшего дошкольного возраста должны понимать, что учатся для себя и своего будущего.
И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учится в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.
К сожалению, в образовательных учреждениях не уделяется должного внимания этой проблеме. Причина этому, отсутствующая программа профориентации детей. Поэтому основная масса выпускников школ не имеет даже примерного представления о том, кем хочет стать, какую профессию получить, кем работать после окончания техникума или института, профессию зачастую детям выбирают родители и финансовые возможности семьи. В результате ребенок, даже если он хорошо учился в школе и имел множество увлечений, может не найти себя в нужной ему профессии.
Профориентация детей в значительной степени влияет на самореализацию личности в будущем. Даже когда ребенок определился с выбором учебного заведения и факультета еще рано считать, выбор будущей профессии сделан окончательно. Не имея опыта работы, не побывав ни разу в рабочей среде, очень трудно решить, нравится тебе эта работа или нет. Далеко не всегда представления о той или иной работе совпадают с реальностью. Поэтому важно дать знания о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, о перспективах в работе при обучении той или иной профессии.
Сформировать положительного отношения к труду, умение практически выполнять доступные трудовые процессы, заинтересованность в выборе будущей профессии. Родители и педагоги готовят детей к тому, чтобы они в свое время могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Необходимо продуманное руководство процессом развития у детей знаний о труде и профессиях взрослых. С целью приобщения к ценностям труда и профессиональной деятельности человека, развития интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (сотрудники детского сада, родители, выпускники детского сада, социальные партнеры) в нашем детском саду был разработан и реализован профориентационный проект «В мире профессий».
Актуальность.
Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если ещё 10-15 лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, продавца, водителя, врача, военного, то на современном этапе этого недостаточно. Однако и эти специальности всерьёз изменились благодаря развитию техники и внедрению цифровых информационных технологий во все сферы нашей жизни. Даже одни и те же профессии по должностным обязанностям называются по-разному.
Даже взрослым порой непросто бывает разобраться во всем многообразии современных профессий, к тому же часто имеющих иностранные названия. Как же ребёнку не потеряться в потоке такой информации? Как доступно для его понимания объяснить ребёнку кто такой эколог, менеджер, программист, визажист, мастер автомобильного тюнинга, дизайнер и другие современные профессии. Как же научить детей выбрать профессию по душе, чтобы в дальнейшем он смог стать мастером своего дела?
Во время занятий и игр с детьми я заметила, что у детей очень ограничены представления о профессиях, так как они имеют очень небогатый жизненный опыт. Они знают кем работает мама и папа, знакомы с профессиями, с которыми сталкиваются в жизни: воспитатель, продавец, полицейский, но их знания весьма поверхностны. Если они бывали на работе у родителей, то они все равно не поняли сути их бухгалтер»; - «А что она делает?» «Чай пьет, по телефону разговаривает».
Таким образом, считаю, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это актуальный процесс в дошкольном образовании.
1.2 Цель проекта
Ввести ребенка в мир различных профессий, расширять представления дошкольников о труде взрослых, его результатах в общественной значимости для человека.
.
Задачи:
Обучающие
• Учить детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления;
• Развивать представления детей о профессиях;
• развитие монологической и диалогической речи детей (речь-рассуждение; речь-доказательство; речь-диалог);
• Развивать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса;
• Развивать познавательные, коммуникативные, творческие способности детей;
положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности, через игру
Воспитательные
воспитывать бережное отношение к труду взрослых и его результатам;
1.3 Ожидаемый результат
Дети: имеют представление о разных профессиях; знают, где и кем работают родители, и в чем ценность их труда; соотносят результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии; имеют обобщенное представление о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности; используют предметы - заместители в качестве атрибутов для сюжетных и творческих игр.
Родители: Вовлечены в воспитание и профориентационное сопровождение детей.
Воспитатели: пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности, разработка пособий по ранней профориентации дошкольников на основе современных образовательных технологий.
Участники проекта:
Дети 5,6,7 лет, воспитатель, родители.
Сроки проведения: Октябрь 2019 – май 2020
Тип проекта: информационно - практико-ориентированный, групповой.
Методы реализации проекта:
• Сюжетно-ролевая деятельность
• Познавательная деятельность
• Речевая деятельность
• Исследовательски-информационная деятельность
• Художественно творческая деятельность
Приёмы реализации проекта: беседы, рассматривание иллюстраций, презентаций; чтение художественной литературы; дидактические игры и материалы; подвижные игры; экскурсии и наблюдения; создание картотек и дидактических альбомов; интегрированная ООД.
1.4 Этапы проекта
1 этап – Подготовительный (разработка схемы реализации проекта в возрастных группах ДОУ, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта.
2 этап - Практический (реализация проекта)
3 этап – Заключительный (подведение итогов, результаты продуктивной деятельности в процессе реализации проекта).
Первый этап:
• Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 6-7 лет
Повышение уровня профессиональных знаний и умений.
• Изучение методической литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания детей подготовительной группы.
• Разработка Плана практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста»
• План практической реализации проекта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста».
• Подготовка наглядного материала.
• Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей решению поставленных задач.
2 этап
План мероприятий по реализации проекта «В мире профессий»
1
Сентябрь-
май 1. Беседы:
- «Кем я хочу стать?»
- «Все профессии важны»
- «Профессии наших родителей»
- «Профессии детского сада»
Цель: Обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей, в том числе за счет, названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношением людей к профессиональной деятельности
2 Октябрь-
май. Мастер-класс от кондитера
Сюжетно-ролевые игры «Продавцы в магазине», «Салон красоты», «Строители», «Кафе», «Полицейский», «Пожарные», «Воспитатель детского сада», «Поликлиника», «Повар», «Инспектор ГАИ», Формировать умения развивать сюжет игры на основе имеющихся знаний, договариваться с другими детьми о последовательности совместных действий, согласовывать их.
Активно использовать в процессе общения развернутые повествовательные высказывания, вводить элементы описания.
3 Ноябрь-
март Знакомство с профессией аниматор
Оформление «Центр профориентации»
Развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности; учить инициировать общение и совместную деятельность, вежливо откликаться на предложение общения, совместной игры,занятия со стороны других людей, взаимодействовать сними в различных видах деятельности.
4 декабрь-май Мастер – класс от флориста «Новогодний букет»
Дидактические игры «Ассоциации Профессии», «Собери из частей», «Знаю все профессии», «Кому что нужно для работы»
Расширять и систематизировать представления о труде взрослых,материальных и нематериальных результатов труда, его личностной и общественной значимости.
5 Январь-февраль Экскурсия в библиотеку
Знакомство с профессией врач Обогащать и конкретизировать представления детей о профессиях.
Февраль-март Экскурсия на почту
Знакомство с аэродизайнером и мастер класс по созданию композиций из шаров
Расширение представлений детей о многообразии трудовой деятельности взрослых.
Апрель Визит юриста (Визит и знакомство с участковым полицейским)
Расширение знаний детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе.
Октябрь-май Сюжетно-ролевые игры «Продавцы в магазине», «Салон красоты», «Строители», «Кафе», «Полицейский», «Пожарные», «Воспитатель детского сада», «Поликлиника», «Повар», «Инспектор ГАИ», Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
Март-апрель Представление своих проектов «кем я хочу стать» Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.
Ноябрь-май Чтение рассказов, стихов о профессиях Расширение и активизация словаря по теме.
Ноябрь-март Занятия по художественной деятельности: рисование профессий своей мечты,. Оформление выставок детского творчества «Профессия моей мечты»
Лепка предметов необходимых для разных профессий Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей,
Ноябрь-март создание альбома «Горжусь профессией своей» Формирование у детей старшего дошкольного возраста потребности задуматься о выборе будущей профессии.
Октябрь-май Создание лэпбуков. Расширение кругозора детей, развитие интеллекта и рационально-логического мышления.