Ларионова Ольга
Проект для подготовительной группы «Математика повсюду, математика везде»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Пильнинский д / с №2 «Колосок»
Проект в подготовительной группе :
Выполнила:
Воспитатель
Ларионова О. С.
Актуальность
Публикация «Проект для подготовительной группы „Математика повсюду, математика везде“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.
Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы, так и в ходе режимных моментов, а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.
Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно – игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Мы встречаемся с числами в различных жизненных ситуациях в повседневной жизни : в школе, магазине, на почте, на улице, дома. Мир чисел загадочен, интересен, необходим. Данный проект позволяет понять детям значимость математических знаний в жизни человека, прививает интерес к науке математике.
Характеристика проекта
ТИП ПРОЕКТА практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители
ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ квартальный (реализуется в течение 3 месяцев)
Паспорт проекта
Название проекта : «Математика повсюду - математика везде».
Тип проекта : практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.
Автор проекта : Ларионова Ольга Сергеевна
Срок реализации: квартальный (реализуется в течение 3 месяцев)
Место проведения: МДОУ Пильнинский д / с № 2 «Колосок»
Охватываемые образовательные области: познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка.
Цель: Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей, посредством использования технологии моделирования, развивающих математических игр в различных видах деятельности.
Целевая аудитория: дети подготовительной группы, их родители.
Задачи проекта :
Обучающие задачи:
- развивать умение считать в пределах 20 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
- развивать умение соотносить число (в пределах 20) с количеством предметов.
- упражнять составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).
- закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
- закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
- совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
- совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.
Развивающие задачи:
- развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Предполагаемый результат:
- Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
- Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
- Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
- Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
-Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Этапы осуществления проекта :
1) Подготовительный
2) Организационный
3) Заключительный
1 этап – подготовительный
(Январь)
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.
2. Создание развивающей среды в группе.
3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.
4. Подбор материала для продуктивной деятельности.
5. Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.
6. Выбор диагностического инструментария.
2 этап - основной, практический
(февраль-март)
Образовательная область Формы и методы работы
Познавательное развитие Вводная беседа с детьми: «Как люди научились считать».
Беседа: «что такое математика?».
Беседа: «Чем мне интересны математические игры»
Открытое занятие: «Путешествие в страну Математика»
Речевое развитие Чтение художественной литературы: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака и др.
Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
Упражнение «Дополни предложение».
Задачи в стихотворной форме.
Физическое развитие Подвижные игры: «Смелый охотник», «Линеечка», «По местам», «Части – тела», «Запретный номер», «Дидактически игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики», «Какой знак», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы», «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз», «Ориентировка в пространстве», «Сложи узор», «Веселый счет», «Математические задачи», «Составь число», «Собери фигуры», «Фигуры из цветной мозаики», «Разложи карточки по цвету», «Составь число»,
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Аптека», «Магазин», «Строитель», «Семья», «На заводе», «Построим мост», «Построим дом».
«Магазин» - упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов и условных обозначений в пределах 20;
«Цирк» - закрепить знание о счете, уметь решать задачи;
«Зоопарк» - создание практической необходимости в сравнении рядом стоящих чисел в пределах 20, установление связи и отношений между ними.
Художественно-эстетическое развитие Конструирование:
1. Возьми 10 кубиков и построй гараж.
2. Конструирование домов из геометрических фигур разных размеров, сделай нумерацию на них.
Просмотр мультфильмов: «Остров ошибок», «Укротитель цифр», «Игры со счетными палочками».
«Веселый счет» - рисование и аппликация цифр от 1 до 10.
Выставка детских работ.
Работа с родителями Анкетирование родителей, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.
3 этап – заключительный
(март)
Изготовление дидактических игр: «Математический ежик», «Сосчитай-ка»
Ресурсное обеспечение проекта :
Информационное обеспечение:
- Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет - ресурсов по теме проекта.
Кадровые - воспитатель.
Организационное обеспечение:
-Подбор и изготовление атрибутов
-Материально-техническое обеспечение :
-ноутбук, интерактивная панель.
Мы вместе с детьми выстроили паутинку - план работы в центрах активности
Центр природы и экспериментирования:
-Сосчитать комнатные растения
-Сравнить листья комнатных растений
-Вспомнить дни недели, название месяцев (переводить стрелку)
-Узнать, как работают песочные часы
- Что тяжелее, а что легче? (опыт)
Центр конструирования:
-Выполнить постройки разной высоты и измерять их условными мерками
-Сделать из бумаги подзорную трубу или бинокль и сравнить у кого длиннее, тоньше, толще
-Выполнить из коробков конструирование предметов и сосчитать, сколько кому понадобилось для этого материалов.
Центр математики :
-Научиться придумывать и решать задачи с игрушками, предметами
-Научиться изображать животных с помощью геометрических фигур (танграм)
-Находить предметы в группе похожие на цифры
-Выкладывать цифры из мозаики.
Центр музыки:
-Сосчитать клавиши
-Выполнить движения под музыку и счёт (хлопки, притопы, удары в бубен)
-Играть на металлофоне, но номерам (цифрам)
-С помощью считалки выбрать водящего для музыкальной игры
-Измерять шагами группу.
Центр книги и общения:
-Найти произведения, в которых есть математика
-Придумать загадки про цифры
-Сравнить книги по величине, толщине, количеству страниц
-Посчитать шаги к центру книги от…
Центр искусства:
-Рисование геометрических фигур
- Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр
- Лепка «Веселые цифры»
Центр физкультуры:
-Измерять шагами физкультурный зал
-Рассчитать траектория полёта мяча
- С помощью считалки выбрать водящего для подвижной игры
-С помощью счёта выполнять упражнения.
В заключение можно сделать следующие выводы:
развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии. Проектная деятельность стимулирует у детей развитие логического мышления, воображения, повысила мотивацию к исследовательской деятельности. Проект позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентиру в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка. Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры. Данный проект позволил сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности. Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный проект и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.
Итог: проект «Математика повсюду, математика везде» позволила детям расширить математические знания, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. У детей повысился интерес к занятию математикой. Они получили ответы на интересующие вопросы. Вместе с детьми сделали выводы, что математика очень интересная наука, она нужна и важна в жизни человека.
Результативность реализации проекта :
В ходе реализации проекта достигнуты определенные результаты:
- в группе создан математический уголок, в котором собраны наглядно-дидактические пособия, игры, методическая и художественная литература;
- у детей появился интерес к занимательной математике;
- установлены взаимоотношения между детьми и родителями.
Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.
Список используемой литературы:
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. – «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, Мозаика-Синтез, Москва, 2014
2. Помораева И. А., Позина В. А. ФГОС «Формирование элементарных математических представлений», Мозаика-Синтез, 2014.
3.«Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
4.«Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
5.«Давайте поиграем». А. А. Столяр.
6.«Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
7.«Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
8.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет». Л. Р. Вахрушина
9.«Математика в движении». Н Финогенова, М. Ю. Рыбина