ирина крутикова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
ПЛАН ПРОЕКТА
Тип проекта : Творческий.
Возраст детей : Старший дошкольный возраст.
Тема проекта : «Русский народный костюм».
Значимая (важная для детей) проблема (в исследовательской, творческом плане, для решения которой требуется проведение исследования (поиска) :
Носили ли на Руси одежду как сейчас?
В какой одежде ходили на Руси?
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Проекты, проектная деятельность
- Русский народный костюм
- Старшая группа
- Темочки
Мотивация участников проектной деятельности (вместе с детьми формулируется причина, для чего они включаются в проектную деятельность) : В нашем дошкольном учреждении был организован конкурс «Показ мод», где дети совместно с родителями представили свои модели костюмов. В ходе конкурса одна девочка со своей бабушкой представили «Русский народный костюм». Детей очень заинтересовал русский народный костюм,и им захотелось узнать, в какой одежде ходили на Руси мальчики и девочки.
Цель (от проблемы) проектной задачи : Сформировать представления детей о русском народном костюм, представить костюмы в кукольном показе мод.
Прогнозирование будущего результата (форма продукта проекта) :
Кукольный показ мод.
Планирование результата - (знание, умение, ориентировка, проявление, соблюдение, действие, осознание, понимание, потребность, выбор, решение, обмен) :
• Дети знают из чего состоит русский народный костюм (рубаха, косоворотка, картуз, женская рубаха, сарафан, передник (фартук, платок, кокошник);
• имеют представления о способах украшения
и символике русского костюма;
• дети и родители совместно участвуют в
пошиве народного костюма.
• дети принимают самостоятельные решения в
ходе реализации проекта, проявляют инициативу в различных видах деятельности (организуют сюжетно-ролевые игры в народных костюмах, подвижные народны игры).
Задачи проекта :
Обучающие:
• Формировать интерес к прошлому наших предков;
• Познакомить с историей возникновения русского костюма, его символике, народными названиями видов одежды.
Развивающие:
• Развивать умение использовать полученные
знания в творческих работах в ДОУ и дома, в самостоятельной деятельности.
• Развивать творческое воображение, образную речь, инициативность.
• Развивать зрительную и слуховую память, внимание
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к
традициям русского народа, нравственные качества личности ребёнка.
• Воспитывать доброжелательность, умение договариваться.
Время реализации проекта : Среднесрочный.
Поиск различных путей решения проблемы (планирование деятельности, действий) (содержания, форм и видов деятельности на весь период решения проектной задачи) :
Рассматривание иллюстраций и фотографий, репродукций картин русских художников.
-дидактические игры: «Собери узор», «Сложи картинку», «Оденем куклу в русский народный костюм»;
- беседы: «Одежда мальчиков и девочек на Руси», «Праздничная и повседневная одежда на Руси», «Головные уборы»;
- схемы-алгоритмы «Как рождается рубашка» и. т. д. ;
- экскурсия в музей «Русская изба», виртуальные экскурсии.
-народные подвижные игры : «Ручеек», «Золотое кольцо», «Гори, гори ясно», «Золотые ворота», «Жмурки» и. т. д.
- физкультурный досуг, построенный на русских подвижных играх и забавах (Игры – забавы «Малечина-калечина», «Шапочный бой», «Перетягивание каната»).
-психогимнастика «Дудочка», «Слепой танец» и. т. д
-рисование: «Кукла в праздничном сарафане».
-лепка: «Кукла в национальном костюме»;
-аппликация: «Сапоги для Иван- царевича»;
- украшение кокошников для кукол;
-драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»;
-чтение художественной литературы (рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», беседа по произведению и т. д); пословицы и поговорки.
-пение: «Ой люли, та-ра-ра», «Сошьем Дуне сарафан», Частушки;
-прослушивание русских народных мелодий : «Пойду ль, выйду ль я», «Ой, встала я ранёшенько», «Сеяли девушки» (И. Кишко, «А я по лугу»;
-слушание аудиозаписей по теме проекта.
Ресурсы, условия реализации (для осуществления детско-взрослых замыслов) : Технические средства (телевизор, ноутбук,
электронные образовательные ресурсы (аудио- и видео- файлы, презентации).
Книги с р. н. сказками, энциклопедии.
Образцы материалов, из которых изготавливалась одежда.
Русские народные костюмы; материал для творчества (заготовки кокошников для кукол, бусины и т. д., клей, краски, пластилин, цветная бумага, картон. Шаблоны (сарафан, сапоги, платок) для раскрашивания.
Музей «Русская изба» - (организован в ДОУ).
Взаимодействие с партнерами социального окружения: С детской музыкальной школой (игра на русских народных инструментах (ложки, гусли) в р. н. костюмах).
С детской художественной школой (выставка рисунков, изделий и поделок по теме.)
Последовательность действий (этапы)
1. Вхождение в проблему. В какой одежде ходили на Руси? Как одевались девочки и мальчики.
2. Объединение детей в группы. Распределение задач.
3. Формирование специфических умений, навыков (украшение кокошника, сапог, пение р. н. песен, как правильно надевать р. н. одежду.
4. Представляют кукол в р. н. одежде (мальчики и девочки, сшитые и украшенные совместно с родителями, в кокошниках, которые дети украсили самостоятельно.
Презентация результатов (форма представления готового продукта (решения проектной задачи - Кукольное дефиле.
Обсуждение результата и ходе работы (рефлексия) :
Что мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то новое для себя? Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что нужно изменить в организации следующего проекта?
Совместное определение перспективы развития проекта :
Познакомиться с традиционной кухней русского народа, посудой.
Развивающие вопросы по теме проекта (задаются в любое подходящее для этого время в режиме дня) :
Почему ходили в лаптях или босиком?
Интересно, а как раньше стирали одежду?
Почему сарафаны были длинные, до земли?
Почему дети любили водить хороводы?