Татьяна Фалилеева
Проект для детей раннего возраста 2–3 лет «Какие мы большие»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Какие мы большие»
Тема: «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста» (2-3 года)
Актуальность:
В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности является формирование у детей культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Публикация «Проект для детей раннего возраста 2–3 лет „Какие мы большие“» размещена в разделах
С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Овладение навыками самообслуживания (умения одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, умываться) напрямую влияет на самооценку ребёнка, является важным шагом на пути к его независимости.
Тип проекта:
• Игровой, практико-ориентированный;
• Долгосрочный (с 01 сентября по 30 мая);
• Групповой с привлечением родителей;
Участники проекта:
Дети группы, воспитатель, родители.
Цель проекта:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста.
Задачи проекта:
• Развивать культурно-гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания.
• Формировать умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;
• Формировать навыки раздевания и одевания (снимать, одевать обувь, трусики, колготки, шорты, брюки или юбку, шапку, варежки);
• Формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, не разговаривать за столом;
• Учить играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
• Привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
• Обогатить предметно-развивающую среду группы.
Методы и приемы работы:
Потешки, стихотворения;
Сюжетные игры;
Личный пример взрослых;
Дидактические игры, упражнения;
Беседы;
Режимные моменты.
Материалы и оборудование:
Дидактические игры способствующие формированию навыков самообслуживания.
Наглядный материал с алгоритмами умывания, одевания, раздевания; тематический наглядный материал;
Индивидуальные гигиенические принадлежности.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный
• подбор методической и художественной литературы по теме, дидактические, пальчиковые, подвижные игры, иллюстрации и т. д. ;
• составить перспективный план мероприятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
• взаимодействие с родителями – сбор необходимого материала для сюжетных игр; консультация для родителей "Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста"
Практический
• реализовать разработанную систему работы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
• повышение педагогической компетентности родителей в вопросах формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания ребенка;
• оформление наглядного информационного материала в уголок для родителей;
Заключительный
• анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?»;
• итоговое занятие: «Вот какие мы большие»;
• оформление фотовыставки «Вот что я умею!».
Перспективное планирование проекта
Ранний дошкольный возраст (2-3 года)
Сентябрь
Режимные моменты
Есть аккуратно;
Учить пользоваться салфеткой;
Учить детей пользоваться унитазом;
Продолжать учить самостоятельно снимать и одевать (трусики, шорты, колготки) в туалете;
Худ. литература
Потешки для кормления малышей, Стихи «Учусь одеваться», В. Степанов «Сам»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Угостим кукол чаем», «Уложим зайку спать»;
Упражнение: «Носики-курносики», «Штанишки надевайтесь, ножки обувайтесь!», «Лодочка»;
Д/И: «Разложи картинки по порядку», «Липучки»;
Беседа
Рассматривание тематических картинок «Катя обедает»;
«Я большой»; «Как я кушаю»;
Взаимодействие с родителями
Приобрести материал в группу для успешного освоения детьми культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания (расчески, носовые платки, одноразовые салфетки)
Октябрь
Режимные моменты
Приучать детей мыть руки после туалета;
Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным полотенцем;
Познакомить детей с алгоритмом одевания и раздевания;
Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
Учить детей убирать стульчик на место после приёма пищи.
Худ. литература
Стихи: «Раздеваемся с прогулки», «Раздеваемся перед сном», потешки для умывания;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Уложим мишку спать», «Кукла идет на прогулку»;
Упражнение: «Стульчик на место», «Умывалочка», «Засучи рукава»;
Д/И: «Оденем куклу на прогулку», «Подбери картинки»;
Обыгрывание песенки «Вот какие ручки» (А. Филипенко)
Беседа
Рассматривание тематических картинок «Дети моют руки»;
«Дружим с водой», «Чистые руки», «Для чего нужны расчески»;
Взаимодействие с родителями
Консультация: «Как прививать малышам полезные привычки и навыки самообслуживания».
Ноябрь
Режимные моменты
Учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
Учить детей во время одевания на прогулку доставать вещи из кабинки поочередно;
Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи).
Худ. литература
Потешки для умывания, потешки для одевания, Э. Мошковская «Утренний приказ»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Водичка, водичка!», «Гости».
Упражнение: «Сделаем лодочки», «Чистый нос», «Наденем рукавички»;
Д/И: «Найди такой же», «Мебель»
Обыгрывание песенки «Умывальная» (слова В. Викторова, муз. Ан. Александрова);
Беседа
Рассматривание тематических картинок «Дети собираются на прогулку»;
«Как правильно мыть руки мылом»; «Кабинка-домик для вещей»;
Взаимодействие с родителями
Родительское собрание на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей раннего возраста»
Декабрь
Режимные моменты
Продолжать учить правильно пользоваться мылом;
Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
Продолжать прививать у детей привычку садиться за стол с чистыми руками;
Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
Учить пользоваться салфеткой после еды;
Учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
Учить играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
Худ. литература
К. Чуковский «Мойдодыр», А. Шлыгин «В ванне»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Мишка пришел с прогулки», «Прятки игрушек», «Танечка-хозяйка».
Упражнение: «Вымой руки», «Чистый нос», «Сухие рукава»;
Д/И: «Где живет одежда», «Пазлы»
Беседа
«Как пользоваться полотенцем»; «Почему не нужно разбрасывать одежду»;
Взаимодействие с родителями
Консультация: «Приучаем к порядку ребенка от двух до пяти».
Январь
Режимные моменты
Продолжать учить детей пользоваться салфетками при необходимости и после еды;
Поощрять тех детей, кто пользуется салфеткой без напоминания;
Учить детей пользоваться индивидуальным носовым платком при мере необходимости;
Продолжать учить правильно пользоваться унитазом;
Учить детей смотреться в зеркало и любоваться своей чистой и опрятной одеждой;
Продолжать учить правильно пользоваться ложкой и правильно держать чашку;
Продолжать прививать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем;
Худ. литература
Н. Глазкова «Нынче Танечка - хозяйка», Л. Абелян «Умывальная песенка»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Накроем стол», «Салон красоты».
Упражнение: «Мыльные перчатки», «Носики-курносики», «Повторялочки»;
Д/И «Как мы купали Хрюшу», «Липучки»;
Беседа
«Какие мы красивые»; «Для чего нужна посуда»;
Рассматривание тематических картинок «Катя причёсывает волосы»;
Взаимодействие с родителями
Индивидуальные беседы с родителями об особенностях освоения их ребенком культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Февраль
Режимные моменты
Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
Прививать у детей привычку мыть руки после туалета и по мере их загрязнения;
Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
Учить пользоваться индивидуальной расчёской;
Продолжать учить бережно обращаться с игрушками, убирать их на место;
Учить последовательно одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик.
Худ. литература
Стихи про зубную щетку, А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка рёвушка»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Делаем прическу», «Кафэ».
Упражнение: «Умывалочка», «Почистим зубки» «Лодочка»;
Д/И: «Парикмахерская», «Положи мишку спать»
Песня- танец «Вот какие ручки» (А. Филипенко)
Беседа
«Для чего нужна расческа»; «Наша одежда»;
Взаимодействие с родителями
Консультация: «Памятка для родителей по самообслуживанию детей раннего возраста».
Март
Режимные моменты
Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
Совершенствовать привычку пользоваться индивидуальным полотенцем;
Учить садиться за стол спокойно;
Учить правильно нести стульчик;
Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
Учить выворачивать колготки, кофточку и носочки;
Продолжать учить бережно обращаться игрушками;
Продолжать учить правильно пользоваться ложкой и правильно держать чашку;
Худ. литература
Стихи про мыло, В. М. Федяевская «Помошники»
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «К нам гости пришли», «Каждой игрушке свой домик»;
Упражнение: «Башмачки», «Стульчики», «Засучи рукава»;
Д/И: «Столовые приборы», «Ботиночки», Д/игра «Что нужно кукле!»;
Беседа
«Мыло душистое и полотенце пушистое»; «Наши стульчики»;
Взаимодействие с родителями
Консультация: «Гигиенические требования к детской одежде».
Апрель
Режимные моменты
Продолжать учить последовательно по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
Учить засучивать рукава перед мытьем рук и не разбрызгивать воду;
Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
Прививать привычку убирать за собой игрушки;
Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться;
Худ. литература
Г. Остер «Вредные привычки», стихотворение С. Капутикяи «Хлюп-хлюп»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «У нас порядок», «Кукла проснулась»;
Упражнение: «Почистим зубки», «Вкусная каша», «Водичка»;
Д/И: «Столик, накройся!» «Хорошо или плохо?»
Беседа
«Где живут игрушки»; «Каждой ножке свой сандалик»;
Взаимодействие с родителями
Консультация: «Здоровые зубы здоровью любы»
Май
Режимные моменты
Продолжать закреплять полученные культурно-гигиенические навыки и умения;
И навыки самообслуживания;
Поощрять за правильное их выполнение.
Худ. литература
Загадки про полотенце, расческу и мыло;
К. Чуковский «Мойдодыр»;
Игровая деятельность
Сюжетные игры: «Кукла заболела»; «Помогаторы»
Упражнение: «Наденем носочки», «Повторялочки», «Почистим зубки»;
Д/И: «Подбери пару», «Хорошо-плохо»;
Беседа
«Что мы умеем», «Что такое хорошо, что такое плохо»;
Взаимодействие с родителями
Оформление фото-выставки «Вот что я умею!».
Презентация проекта:
Оформление фотовыставки «Вот что я умею!».
Предполагаемые результаты:
Для детей:
• Дети научились правильно и самостоятельно мыть руки;
• Пользоваться индивидуальными средствами личной гигиены;
• Обращать внимание на внешний вид;
• Самостоятельно одеваться и раздеваться с небольшой помощью;
• Аккуратно складывать одежду на свой стульчик;
• Вытирать ноги после прогулки
Для родителей:
• Понимание родителями важности и значимости формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания ребенка;
• Применение методов совместной деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания ребенка в домашних условиях;
• Получение консультаций по вопросам формирования культурногигиенических навыков и навыков самообслуживания ребенка.
Для педагогов:
• Пополнение предметно-развивающей среды;
• обобщение и распространение педагогического опыта по реализации
• проекта;
• Создание «Уголка жизненной практики» (пространство с материалами для развития навыков самообслуживания).
Заключение
В результате реализации проекта созданы необходимые условия для привития детям культурно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслуживания.
Сформировались простейшие навыки опрятности и самообслуживания.
Повысилась педагогическая компетентность родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания ребенка.
Список литературы:
1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7, 1991
3. Воспитателю о работе с семьёй. / Под ред. Н. Ф. Виноградовой, 1989.
4. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007.
5. Кулик Г. И., Сергиенко Н. Н. Школа здорового человека, 2006. – (Программа развития) .
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997.
7. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно-гигиенических навыков. // Дошкольное воспитание. -1979.
8. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007.
9. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М. ,1997.