Безгодова Оксана Анатольевна
Проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад № 35.»
Проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Хлеб — всему голова»
воспитатель первой категории: Безгодова Оксана
г. Уссурийск, 2019г.
Публикация «Проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2020
Проект для детей подготовительной группы компенсирующей направленности «Хлеб — всему голова»
воспитатель первой категории: Безгодова Оксана
Вид проекта : информационно — исследовательский.
Продолжительность проекта : средне-срочный.
Сроки реализации проекта : сентябрь-ноябрь.
Участники проекта : дети подготовительной группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Актуальность:
Каждому знакомы
Мудрые слова:
Хлеб - хозяин дома,
Всему он голова!
Крепкою державой
Его звали в старь,
В государстве - царь!
Наш народ очень радушный. Дорогих гостей встречаем хлебом и солью, но не каждый знает что, принимая каравай на рушнике, хлеб следует поцеловать в знак благодарности и уважения. Как же научить уважать хлеб?
Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. У современных детей нет понимания ценностного отношения к труду человека, работающего на сельскохозяйственном поле. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Дети перестали ценить хлеб, как главный продукт питания для русского человека. И чтобы его вырастить необходимо, приложить много сил и труда.
В этом проекте отношение к этому вопросу особое. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности.
Цель проекта : формирование целостного представления о процессе выращивания хлеба у детей старшего дошкольного возраста, воспитание бережного отношения к хлебу, к труду людей, которые его выращивают и выпекают.
Задачи проекта :
- знакомить детей с историей возникновения хлеба, со старинными русскими обычаями, связанными с хлебом;
- дать детям представления о том, как выращивали хлеб на Руси;
- расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении;
- создавать и развивать условия для познавательно – исследовательской деятельности;
- развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
- воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
- систематизировать, обобщать и расширять представления детей о ходе процесса от рождения хлеба до поступления хлеба на стол;
- показать значимость сельскохозяйственной техники и хлебопекарного оборудования
- приобщать детей к культуре и традициям русского народа
-обогащать активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
- приобщать родителей к подбору информации для детей и помощи в создании мини-музея.
Предполагаемый результат:
- получение у детей знания о том, как выращивали хлеб в старину и как это происходит сейчас;
- усвоение детьми необходимых знаний о производстве хлеба и хлебобулочных изделий;
- способствовать воспитанию у детей чувства уважения к нелёгкому труду людей, выращивающих хлеб;
- воспитание бережного отношения к хлебу и хлебобулочным изделиям;
- создание дружеской атмосферы и сплочение коллектива;
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I этап – предварительный:
-определение проблемы, постановка цели и задач;
- составление перспективного плана мероприятий;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, наглядно – дидактического материала;
- подбор материалов для изобразительной и продуктивной деятельности детей;
- подбор материалов, атрибутов для театрализованной и игровой деятельности, а также развлекательного мероприятия совместно с родителями.
- подбор видео материала для реализации проекта;
- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
- организация развивающей среды в группе (создание временного уголка проектной деятельности);
- ознакомление родителей с целями и задачами предстоящего проекта.
II этап – основной:
Работа с детьми.
Беседы:
«Как на наш стол хлеб пришел»;
«Кто такой хлебороб? Труд хлеборобов в старину и в современном мире»;
«Хлеб - всему голова! Традиции русского народа, связанные с хлебом»;
«Как выращивали хлеб в старину»;
«Берегите хлеб»;
«Кем бы ты хотел стать?» (знакомство с профессиями агронома, комбайнера, хлебороба, пекаря, кондитера, продавца).
Составление рассказов:
«Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Как испечь хлеб дома».
Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: «Как люди выращивают хлеб» составление рассказов по иллюстрациям.
Рассматривание картин:
И. И. Шишкин «Рожь»; С. А. Куприянов «Вспашка»; Пластов “Жатва”.
Просмотр документальных фильмов и презентаций:
«История про хлеб»;
«Откуда хлеб пришел»;
«По секрету всему свету. Как получается хлеб»;
«Как растет пшеница»;
«Труд комбайнера».
Просмотр мультфильмов:
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«Хлеб» белорусская сказка;
«Чудо – мельница!» русская народная сказка.
«Золотые колосья» белорусская сказка;
«История про девочку, которая наступила на хлеб». По мотивам сказки Г. Х.
Андерсена;
Исследовательская деятельность:
Рассматривание и сравнивание зерен при помощи лупы (ржи, пшеницы, ячменя, овса);
организация мини-музея «Хлеб – всему голова».
Опытно – экспериментальная деятельность:
Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка);
опыт с вертушкой «Ветряная мельница» (взаимосвязь между ветром и вращением);
сравнение зёрен пшеницы и овса, сравнение разных видов муки;
живые дрожжи или откуда в хлебе дырочки.
Экскурсия на кухню детского сада «Вкусная булочка».
Экскурсия в кондитерский цех «Сладкоежкин рай»
Чтение художественной литературы о хлебе :
сказки: «Легкий хлеб», «Крупеничка», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Сказка о пшеничном зернышке»;
В. Дацкевич «От зерна до каравая»;
М. Глинская «Хлеб»;
В. Ремизов «Хлебный голос»;
Т. Шорыгина «Ломоть хлеба»;
Н. Самкова «О хлебе»;
П. Коганов «Хлеб - наше богатство»;
В. А. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»;
загадки, скороговорки, пословицы, поговорки, стихи, приметы о хлебе.
Сюжетно-ролевые игры:
«Семья»; «Пекарня»; «Кулинария»; «Хлебный магазин»; «Уборка урожая».
Театрализованное представление:
Литовская сказка «Как волк вздумал хлеб печь»
Однажды встретил волк человека в лесу и просит его:
- Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел, облизался, - хлеб ему показался очень вкусным.
Волк и говорит человеку:
- Что надо делать, что бы всегда хлеб был? Научи меня.
- Хорошо, - согласился человек и начал учить волка. – Сначала надо землю вспахать.
- А как землю вспашешь уже можно хлеб кушать?
- Ещё нет. Надо посеять рожь.
- А как рожь посеешь уже можно хлеб кушать?
- Еще нет. Надо подождать пока она вырастет.
- А когда вырастет уже можно хлеб кушать?
- Еще нет. Надо рожь срезать.
- А как рожь срежешь уже можно хлеб кушать?
- Еще нет. Надо ее смолоть.
- А как ее перемелешь уже можно хлеб кушать?
- Еще нет. Надо хлеб испечь.
- А как испечешь уже можно хлеб кушать?
- Да. Можно.
Волк подумал, подумал и говорит:
- Лучше не буду печь я тот хлеб, если так долго ждать надо. Как до сих пор без хлеба обходился, так и дальше проживу.
Дидактические игры:
«Назови профессию»; «Что из какой муки испекли?»; «От зерна до каравая»; «Чудесный мешочек»; «А какой он, хлеб?»; «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»; «Угадай на вкус»; «Угадай на ощупь»; «Из чего сварили кашу?»;«Как превратить муку в тесто?»;«Сложи колосок»; «Чем пахнет магазин»;«Найди лишние ингредиенты»; «Мельница»; «Что из какой муки испекли»; «Что сначала, что потом»; «Что сделано из муки?» «Что нужно для работы хлебороба».
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) :
рисование «Хлебное поле»;
аппликация «Колосок»;
лепка «Каравай на рушнике»;
раскрашивание раскрасок.
Конструирование из конструктора и бросового материала «Мельница», «Хлебозавод», «Вышла техника на поля».
Работа с родителями:
_экскурсия в кондитерский цех;
-экскурсия в отдел хлебобулочных изделий в универсамах города;
-замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий в домашних условиях;
- составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий;
- создание макетов «Мельница».
- фотоотчет о совместной выпечки с родителями.
- памятка для родителей «Правила обращения с хлебом»;
III этап – заключительный:
- создание мини- музея хлебобулочных изделий «Хлеб всему - голова»;
-создание фотовыставки «Юный кулинар»
-вручение грамот детям и родителям.
- организация экскурсии для родителей по мини музею.
Выводы.
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, историей возникновения хлеба, людьми разных профессий связанных с выращиванием и выпечкой хлеб, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям разных профессий.
А главное дети поняли, что нужно бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!