Людмила Лауренчикене
Проект «Девицы из светлицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Девицы из светлицы»
Цель: воспитание творческой, активной личности посредством развития интереса к техническому и художественному творчеству.
Задачи:
1. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
• Приобщение детей к народному искусству, выражающемуся в ознакомлении с различными видами рукоделия: изделиями ткацкого ремесла (различные виды натуральных тканей, красителей, узоров, кружевного мастерства (владимирское и вологодское кружево); изделиями, вязаными на спицах и крючком; традиционными народными тряпичными куклами (сообразно праздникам календарного цикла); функциональными и декоративными элементами русского народного костюма;
Публикация «Проект „Девицы из светлицы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
• Развитие художественного восприятия эстетики быта предков, образных представлений о древнем рукотворном мире, воображения, творческих способностей;
• Формирование умений самостоятельных действий с тканью: вдевание нитки в иголку, завязывание узелков, пришивание пуговиц и петелек, освоение шва «вперед иголку» и пошив простейших изделий (мешочков, фартучков для кукол, игольницы и т. д.); пришивание аппликации из кусочков разнофактурных тканей, вырезанных по заранее намеченным контурам; изготовление кукол из ткани на основе скрутки и столбика, украшение ее декоративными элементами в зависимости от образа.
2. Образовательная область «Познание»
• Развитие познавательно-исследовательской деятельности через действия с различными материалами (глина, дерево, ткань, железо, мех, совершенствуя сенсорное восприятие, мыслительные операции, память, разные виды воображения.
3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
• Воспитание дружеских отношений между детьми (желание работать в подгруппе, помогая друг другу, бережно относясь к результатам своего и чужого труда; помогать детям видеть красоту нравственных поступков, движение в себе к добру (и злу также) с целью их различения, гармонию семейных отношений прошлого и настоящего через заботу о членах семьи, общие дела в быту, полевых, огородных работах, праздниках.
• Закрепление правил безопасного поведения во время работы с иголкой и ниткой, ножницами, бусинами и т. д.
Результат:
Продуктивный
• Выставки по временам года «Кукол дружный хоровод» (ноябрь, февраль, май;
• Фотоальбомы «Из истории ткацкого дела Серпухова», «Русский народный костюм-детям», «Куколки-помощницы».
•
Творческий
• Фольклорный праздник зимы «Масленичный разгуляй».
Виды работы с детьми, родителями и педагогами по направлениям:
Социально-коммуникативное развитие
1. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
Сюжетно-ролевые игры:
• «Семья»,
• «В доме у гостеприимного хозяина»
Настольно-печатные игры:
• «Устройство русской избы»,
• «Разложи на полки»,
• «Праздники по временам года»,
• «Отгадай-ка»,
• «Одень куклу в русский костюм»,
• «Семья матрешек».
2. Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание
Оформление фотоальбомов
• «Из истории ткацкого дела Серпухова»,
• «Русский народный костюм-детям»,
• «Куколки-помощницы»
Беседы:
• «В русской избе»,
• «Серпуховский ситцевый» павлин».
3. Труд.
Общественно-полезный
Поручение: отбор необходимых материалов и изготовление шаблонов для рукоделия, уборка материалов после занятий.
4. Безопасность.
Беседа о правилах безопасного обращения с ножницами и иглой.
Познавательное развитие
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Опыты, эксперименты
С разной структурой волокон и нитей из них;
С разными видами тканей (состав, фактура, окрас);
С предметами декора по их свойствам (величине, форме, цвету – бисера, бусин, тесьмы, кружева и т. д.)
Беседы:
• «Русский сарафан»,
• «Обувь из прошлого»,
• «Головные уборы русских красавиц»,
• «Рукоделие на посиделках (прядение, ткачество, плетение, вязание, вышивка, куклы из лоскутков ткани).
2. Социокультурные ценности
Экскурсии в Выставочный центр города Серпухова (постоянная экспозиция «Мир русской деревни», «Всех пленяет опереньем птица просто загляденье»).
3. Ознакомление с миром природы
Беседы:
• «Образ русской природы в народных тряпичных куклах»
Речевое развитие
1. Речевое развитие
Развивающая речевая среда
Рассматривание аутентичных и современных изделий декоративно-прикладного творчества.
2. Приобщение к художественной литературе
Напевание песенок русского фольклора, колыбельных, закличек.
Чтение и рассказывание русских народных сказок о рукодельницах, мастерах и куколках-помощницах («Марья-искусница», «Крошечка-Хаврошечка», «Сказка о Василисе и ее куколке»).
Загадывание загадок о предметах русского быта.
Приговаривание потешек, пословиц, поговорок, приговоров для кукол-оберегов.
Художественно-эстетическое развитие.
1. Приобщение к искусству.
Беседы:
• «Деревянная народная игрушка» (семеновская, полхов-майданская матрешка, богородская, троице-сергиевская игрушка);
• «Глиняная народная игрушка» (дымковская, каргопольская, филимоновская, скопинская, гжельская игрушка);
• «Тряпичная народная игрушка» (из ткани, из травы, из джута, из льна, из лыка).
2. Изобразительная деятельность
• Совместная деятельность взрослого и детей (работа с тканью) :
• «Сказка о пестрых лоскутках»,
• «Кукла-бессонница»,
• «Зайчик на пальчик»,
• «Пеленашка»,
• «Птичка-кукла»,
• «Кувадка» (мальчик и девочка,
• «Вепская кукла»,
• «Рождественский ангел»(традиционный и нарядный)
• «Крестец»
• «Неразлучники»,
• «Мартиничка»,
• «Коник солнечный»,
• «Малая Масленница»,
• «Курская столбушка»,
• «Вырезаем по шаблону»,
• «Аппликация на ткани»,
• «Сказка об иголочке с ниточкой»
• «Сказка о путешествиях иголочки и ниточки по льняным и хлопковым дорожкам» (швы).
• «Кубышка-травница»,
• «Мешочек для крупы»,
•»Крупеничка»
• «Подорожница»
• «Игольница»
3. Музыкальное развитие.
Слушание русских народных мелодий, песен, напевов при рукодельной работе.
Физическое развитие.
1. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Беседа «Основы здорового образа жизни в прошлом» (режим дня, питание, гигиена, природные факторы закаливания, траволечение)
Работа с педагогами.
Консультации для педагогов
«Экспериментальная работа с тканью в подготовительной к школе группе в рамках проекта «Девицы из светлицы».
«Народная традиционная тряпичная кукла как средство воспитания гармоничной личности»,
• Сообщение на педчасе «Теоретические основы формирования краеведческих представлений у дошкольников»
• Сообщение на педагогическом совете «Семейные традиции вчера, сегодня, завтра».
Работа с родителями.
Консультации
• «Дети – основа семьи и семейных традиций»;
• «Нравственный облик семьи в прошлом и настоящем»;
• «Какие корни, такие и ветки, какие ветки, такие и листочки».
мероприятие, организованное совместно с родителями «Масленичный разгуляй»
Сообщение на родительском собрании «Система работы по духовно-нравственному воспитанию (ознакомление с историей и культурой родного края) в детском саду».
Работа в «Родительском клубе»
Викторина по краеведению «Родной свой край люби и знай»
«Семейный рождественский театр –вертеп с традиционными народными куклами»
Административно-хозяйственная деятельность.
Подбор и распечатывание материалов для настольно-печатных игр (макет русской избы без обустройства, вырезанные предметы для расположения на макете, разные предметы быта: (ухват, лопата, кадка, утюг, прялка, короб, самовар, ковш, миски, ложки и т. д.).
Подбор загадок о предметах русского быта;
Покупка нескольких разных наборов матрешек для игры;
Подбор и распечатывание картинок с изображением календарных праздников русского народа.
Подбор, распечатывание и вырезание элементов русского народного костюма к настольно-печатной игре «Одень куклу в русский народный костюм»(+методическое пособие).
Изготовление методического пособия «Натуральные и синтетические волокна и ткани» (для экспериментирования) (хлопок, лен, шерсть, органза, шелк натуральный и искусственный);
Сбор и сортировка лоскутков, ветоши, ниток, иголок (в игольницах, декоративных элементов отделки (кружево, тесьма, бусины, бисер и т. д.)
Закупка необходимых материалов для изготовления кукол (солома, лекарственные травы, джут, пенька, крупа, деревянные палочки и столбики разного диаметра и т. д.)
Подбор, распечатка и оформление фотоальбомов «Из истории ткацкого дела Серпухова», «Русский народный костюм-детям», «Куколки-помощницы».