Алена Шведова
Проект «Дед Мороз»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №5 «СКАЗКА»
Информационно-творческий проект
в старшей группе
"День рождения Деда Мороза»
Автор: Шведова Алёна Александровна воспитатель
МАДОУ Детский сад №5 "Сказка",
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
• Актуальность: В России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы. Интересно, что в 1999 году Великий Устюг был официально назван родиной российского Деда Мороза. Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывается специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы.
Публикация «Проект „Дед Мороз“» размещена в разделах
- Дед Мороз
- Зима
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
• Цель проекта : Развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения практических задач при помощи различных идей, создание условий в группе для полноценной работы по сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
• Задачи:
1. Создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую эмоциональный настрой детей и условия для организации детей.
2. Осуществлять просвещение родителей по вопросам использования инновационных технологий и проведения работы.
3. Формировать представления о красоте природного мира.
4. Развивать дизайнерские и творческие способности детей, поисковую деятельность детей. Ресурсы: материально-технические: почтовый ящик для писем Деду Морозу, вырезанные снежинки для украшения почтового ящика, подарок для Деда Мороза «валеночки» сделанные руками детей, беседы.
Тип проекта : информационно-творческий.
Сроки исполнения: краткосрочный, 1 неделя (с 11 по 18 ноября).
Участники: дети старшей группы, воспитатель, муз. руководитель, родители.
• Предварительная работа:
1. Беседа с детьми, чтение познавательной литературы.
2. Изготовление подарка «валеночки, рукавицы и шапочка» и почтового ящика для писем Деду Морозу, украшенный снежинками.
3. Поздравление Деду Морозу, именинник благодарит детей за подарки и приносит угощение. Чаепитие.
.
Поэтапный план реализации проекта :
Первый этап (подготовительный) :
- подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала,
- разработка конспектов,
- создание развивающей среды по данному проекту.
Второй этап (основной) :
- проведение НОД, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных,
-консультации с родителями.
Третий этап (заключительный) :
- проведение праздника "День рождение Деда Мороза",
- изготовление альбома "Как называют Деда Мороза в других странах",
- выставка детских работ,
- мини-музей "Дед Мороз",
- чаепитие.
Дата Вид деятельности
11 ноября (среда) 1 Беседа с детьми "День рождения Деда Мороза"
2 Изготовление почтового ящика для писем Деду Морозу
12 ноября (четверг) 1 Заучивание стихотворения Е. Благининой "Кто пришел?"
2 Составление письма Дедушке Морозу
13 ноября (пятница) 1 Изготовление подарков для Деда Мороза (аппликация "Валенки, рукавицы и шапочка"
2 Музыкальные игры : "Во дворе метели студеные", "Как у нашего Мороза"
16 ноября (понедельник) 1 Беседа "Какие бывают Деды Морозы"
2 Рисование "Добрый Дедушка Мороз"
17 ноября (вторник) 1 Пластилинография "Мешок с подарками"
2 Чтение стихов про Деда Мороза
18 ноября (среда) 1 Праздник "День рождения Деда Мороза"
2 Чаепитие
Список использованной литературы
1. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. Москва издательство центр «Российский паритет» 1992г.
2. Миханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. -М. : Детство-Пресс2002г.
3. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники. - М. : Искусство, 2004
4. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. - М., 2004 Похожие статьи
5. Безматерных Т. В. Знакомство дошкольников 4–5 лет с традициями русского народа. "Вопросы дошкольной педагогики". — 2015. — №1.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Конспект беседы с детьми
в старшей группе
"Какие бывают Деды Морозы"
Цель: дать понятие о том, что Дед Мороз и Санта Клаус разные новогодние персонажи.
Задачи: расширять представление об основных новогодних персонажах;
учить находить сходство и отличия во внешнем облике и поведении главных новогодних волшебников;
развивать познавательный интерес, желание узнать новое о сказочных новогодних персонажах.
Оборудование: презентация «Дед Мороз и Санта Клаус».
Ход беседы:
Воспитатель загадывает загадку:
Кто в нарядной тёплой шубе,
С длинной белой бородой,
В Новый год приходит в гости,
И румяный, и седой?
-Правильно, Дед Мороз. Скоро Новый год, и мы сейчас очень часто по телевизору, на открытках, в книгах видим Дед мороза и Санта Клауса. Как вы думаете, Дед Мороз и Санта Клаус – это один и тот же новогодний волшебник? (ответы детей).
- Несмотря на то, что они похожи, это совершенно разные персонажи.
-Посмотрите внимательно на эти картинки, вспомните, все, что вы о них знаете, и скажите, чем они похожи?
На экране появляются картинки с изображением Деда Мороза и Санта Клауса.
(приходят в Новогоднюю ночь, дарят подарки, совершают волшебство, добрые, веселые, жизнерадостные)
- А теперь, давайте попробуем найти между ними отличия.
- Где живет Дед Мороз? (г. Великий Устюг,
А Санта Клаус? (Лапландия)
- Дед Мороз – высокий, сильный, бодрый и могучий богатырь. Санта - низенький, пухлый, румяный, веселый старичок.
- Посмотрите внимательно на изображения наших героев и найдите отличия.
На экране появляются другие изображения Деда Мороза и Санта Клауса.
Внешний вид
1. Наряд у Деда Мороза может быть любого цвета, кроме черного, а у Санта Клауса только красного цвета.
2. Наш русский Дед Мороз носит теплую боярскую шапку с меховой опушкой, такую носили русские цари или очень богатые бояре. Она так и называется "боярка". Санта Клаус носит красный остроконечный колпак с белым помпоном на конце.
3. У Деда Мороза шуба длинная и богато украшенная золотой или серебряной вышивкой, которая повторяет рисунок морозных узоров на окнах, с восьмиконечными звездами и снежинками, а по краю шубы белый мех, на поясе – расшитый кушак.
У Санта Клауса короткая шуба с белой опушкой на воротнике, рукавах и по краю подола, на поясе – черный кожаный ремень.
4. У Деда Мороза на руках – рукавицы белые или под цвет шубы, на ногах – белые валенки.
У Санта Клауса на руках обычно черные перчатки, на ногах – черные сапоги.
5. Под шубой у деда Мороза белые льняные рубашка и брюки, украшенные белым геометрическим орнаментом (символ чистоты) – Санта Клаус носит штаны под цвет куртки.
6. У Деда Мороза борода белая и пушистая, как снег, длинная, до пояса (классическая - и вовсе до пят). У Санта Клауса борода короткая, лопатой, в декоративных кудряшках.
На экране появляются другие изображения героев.
Атрибуты
Главный атрибут Деда Мороза – посох, хрустальный или серебряный, с витой ручкой. Посох завершает лунница – изображение месяца. Посох у Деда волшебный – именно с его помощью дедушка "морозит".
В руках у Санта Клауса иногда бывает палка с загнутым концом и очки.
На экране меняются картинки.
Транспорт
Дед Мороз передвигается пешком или в санях, запряжённых тройкой лошадей.
Санта-Клаус ездит в повозке, запряжённой оленями.
Снова меняются картинки.
Спутники и помощники
Помощники Санта Клауса - добрые эльфы.
Верной помощницей и спутницей Деда Мороза является его внучка - Снегурочка. Это девушка, одетая в белые одежды (либо цветов, напоминающих застывшие воды, которые она символизирует). Головной убор внучки Деда Мороза - восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.
На экране появляются следующие картинки.
Подарки
Дед Мороз торжественно входит в дом, без затей передает подарки из рук в руки или кладет их под ёлку.
Санта Клаус тайком пролезает через трубу и прячет подарки в чулки у камина.
- А теперь давайте проверим: сможете ли вы отличить Деда Мороза от Санта Клауса.
Дидактическая игра «Угадай кто?»
1. Кто?
На трубу на доме сел!
Снег на трубе сейчас раздвинет
И в трубу подарки кинет,
И на всём на белом свете
Будут радоваться дети! (С. К.)
2. Чьи это слова?
Принимайте-ка, ребята,
И меня в свой хоровод!
Я, румяный, бородатый,
К вам пришёл на Новый год (Д. М.)
3. Кто?
Бредёт вдоль речки старый дед.
Тихонько стукнет посохом:
И снова чудо! – по воде
Пройдёт, как будто посуху. (Д. М.)
4. Угадай кто это. (картинка Санта Клауса на экране)
5. Угадай кто это. (картинка Деда Мороза на экране).
Рефлексия.
- Что вы сегодня узнали нового?
- Что для вас было самым интересным?
- С кем вы можете поделиться своими знаниями?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект занятия по изобразительной деятельности
в старшей группе
Рисование "Добрый Дедушка Мороз"
Цель: создание учебной мотивации и развитие творческих способностей.
Задачи: закреплять знание детей о жанре изобразительной деятельности "портрет"; учить правильно располагать части лица. Закреплять приемы рисования красками всей кистью и её кончиком, развитие навыков и умений работы с акварельными красками и смешивания цветов на палитре для получения нужных оттенков, развивать коммуникативные способности детей;• развивать воображение, творческую инициативу.
Материал: готовое изображение Деда Мороза, кисти,, палитра, стаканчик с водой, листы бумаги.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, какой у вас любимый праздник? Этот праздник бывает раз в году, к вам приходят гости, все вас поздравляют, дарят подарки, потом все садятся за стол и мама вносит торт со свечками. Угадали что за праздник? Правильно День рождения! Сегодня день рождения, а у кого вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Самый добрый в мире дед
В шубу - валенки одет;
Бородой седой зарос
Наш любимый. (Дед Мороз)
Воспитатель: Правильно, ребята, сегодня День рождения у Деда Мороза. Давайте в подарок нарисуем его портрет. Давайте попробуем вспомнить и описать внешность Деда Мороза. (на доске вывешивается картинка с изображение Деда Мороза)
Дети: Дед Мороз одет в снежную шубу с пушистым воротником, у него шапка есть и варежки.
У него белый мех на шапке, рукавах и внизу шубы.
У него на ногах теплые валенки.
Дед Мороз с белой бородой, с белыми бровями.
Воспитатель: Молодцы все верно. Теперь мы начнем рисовать. Сначала, мы нарисуем голову. Нам нужен светло розовый цвет. Какие краски мы возьмем для того что бы получить розовый цвет.
Дети: белый и красный.
Воспитатель: правильно, сначала на палитру мы положим белый цвет и капельку красного. Теперь мы можем нарисовать голову.
Теперь голубым цветом нарисуем глаза. Глаза нужно расположить в середине лица.
У нас на палитре остался розовый цвет, добавим еще немного красного, что бы розовый цвет стал поярче и нарисуем носик деду морозу и щечки. Носик и щечки мы расположим чуть пониже, чем глаза.
Зачем нам понадобится белый цвет?
Воспитатель: Верно. Берем белую краску и рисуем мех на шапке и бороду.
Красным верх шапочки.
Пока краски высыхают мы с вами немножечко поиграем. Выходите из-за столов.
Игра "Я мороза не боюсь"
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
Воспитатель: Ребята. пока мы с вами играли, наши работы подсохли. Теперь можно дорисовать снежинки на шапке Деда Мороза.
Молодцы, какие замечательные портреты у нас получились. Дед мороз будет очень рад, получить в подарок на день рождения столько своих портретов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Конспект занятия по изобразительной деятельности
в старшей группе
Аппликация "Подарки для Дедушки Мороза"
Задачи:
*Вызвать у детей желание создавать подарки своими руками.
*Учить детей составлять узор на рукавичках, валенках и шапочках, используя готовые элементы украшения.
*Развивать композиционные умения. Совершенствовать технические умения.
*Развивать воображение.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением рукавичек, шапочек и валенок; картонные заготовки рукавичек, шапочек и валенок; готовые украшения (снежинки, клей, салфетки, клеенки.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Да, сейчас на улице зима, хотя по календарю еще осень.
Что больше всего зимой мерзнет?
Дети: Ноги, лицо, руки.
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру "Заморожу".
Вам надо спрятать только кисти рук. У меня есть волшебная палочка, которая морозит. А ну, покажите мне свои руки. (Прохожу по кругу и "морожу" руки. В это время дети прячут руки).
Какие вы молодцы, все спрятали руки.
А сейчас, послушайте загадки:
В одном гнезде
Пять братьев живут. (Рукавичка)
В них упрячешь две ноги -
И в мороз гулять беги.
(валенки)
И в мороз, и в холода
Она спасет тебя всегда.
Чтоб не было здоровье шатким,
Надень на голову ты. (шапку)
Воспитатель: Мы с вами можем изготовить такие рукавички, валенки и шапочки для Дедушки Мороза. Ведь у него скоро День рождения и мы пригласили его в гости. А на День рождения всегда дарят подарки.
Садитесь за свои столы. У вас на столах есть уже готовые силуэты валенок, рукавичек и шапочек. Чтобы они стали красивыми, нужно их украсить. Посмотрите на подносах у вас лежат снежинки, разные украшения. Составьте красивый узор на вашей работе, и если он вам понравится, то можете приклеивать детали.
(Во время работы воспитатель помогает ребятам советом.)
Дети выполняют работу.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо сегодня вы потрудились. Понравилось вам делать интересную работу?
Дети. Да.
Воспитатель. А почему вам понравилось работать?
Дети. Потому что мы любим Дедушку Мороза и хотим сделать ему приятное.
Воспитатель. Мне сегодня понравилось, как вы трудились. И мне было приятно, что вы работали дружно и что работали с удовольствием. И в конце занятия можно сказать: "Сделал дело, гуляй смело".
Сейчас мы положим свои работы в красивую коробку, чтобы подарить ее Дедушке Морозу на его День рождения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Конспект занятия по изобразительной деятельности
в старшей группе
Пластилинография "Мешок Дедушки Мороза"
Цель: учить создавать на плоскости в полуобъеме целостное изображение – «Мешок Деда Мороза», передавая с помощью пластилина внешнее сходство с реальным объектом.
Задачи:
• закрепить умения и навыки работы в технике пластилинографии: раскатывание, придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание.
• развивать познавательный интерес, память, речь, фантазию, мелкую моторику рук.
• обобщить представления о главном герое новогодних праздников.
Предварительная работа:
- чтение стихотворения А. Барто «В защиту Деда Мороза»,
-чтение русской народной сказки «Морозко»,
- разучивание стихотворения З. Александровой «Дед Мороз»,
- беседа о традициях новогоднего праздника,
- разучивание песен о Деде Морозе.
Материалы и оборудование:
• плотный картон светлых тонов
• пластилин, доска для лепки, стека
• влажная салфетка для рук
• проектор для показа презентации
• экран
• игрушка Деда Мороза.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Педагог загадывает загадку:
Елочка с игрушками,
Клоуны с хлопушками.
Веселится весь народ!
Что за праздник? (Новый год)
Педагог: — Да, в этот волшебный праздник случается много чудес, превращений, приходят сказочные герои и необычные гости. И к нам сегодня придет один необычный гость. Но кто он, вы поможете узнать?
Педагог: — Он прислал волшебный короб, а в нем — что? (педагог открывает) (снежки)
Педагог: — Эти снежки не простые, в них прячутся загадки о предметах, которые и подскажут имя нашего гостя! По мере отгадывания загадок. воспитатель показывает картинку с изображением отгадки на проекторе.
Подгоняемый кнутом,
Мчится в упряжи.
Травку щиплет целый день
Стройный северный… (Олень)
Все лето стояли, Потом зимы ожидали.
Дождались поры-
Помчались с горы! (Сани).
В нем лежат подарки, Конфеты, шоколадки.
Яркие игрушки,
Гирлянды и хлопушки. (Мешок с подарками)
Вот волшебник через горы идет,
И на плече свой мешок он несет,
На палку в пути опирается.
Скажи, как она называется? (Посох)
Педагог: — Кому же принадлежат все эти предметы, вы уже догадались? (Деду Морозу.)
(Показать игрушку Дед Мороз.)
Дед Мороз :
Я Мороз, Красный нос,
Я игру для вас привез.
Всё ль известно про меня,
Расскажите-ка, друзья!
Дидактическая игра «Про Деда Мороза!»
(Дети стоят в кругу. Если согласны с произнесенной фразой– хлопают в ладоши, если – нет, топают ногами)
Дед Мороз известен всем, верно?
Он приходит ровно в семь, верно?
Дед Мороз старик хороший, верно?
Носит шляпку и калоши, верно?
Скоро Дед Мороз придет, верно?
Он подарки принесет, верно?
Ствол хорош у нашей ёлки, верно?
Был он срублен из двустволки, верно?
Что растет на елке? Шишки, верно?
Помидоры и коврижки, верно?
Вид красив у нашей елки, верно?
Всюду красные иголки, верно?
Дед Мороз боится стужи, верно?
Со Снегурочкой он дружит, верно?
Педагог: — Молодцы, всё знаете про Дедушку Мороза!
2. Основная часть.
Беседа про Деда Мороза.
Педагог: — Ребята, а где живет Дед Мороз? (Ответы детей).
Слайд с изображение усадьбы Деда Мороза.
Педагог: — Живет Дед Мороз в 15 км от города Великий Устюг, в Вологодской области. Его красивая усадьба находится прямо на берегу реки Сухона в сосновом бору. В его деревянном расписном доме целых 13 комнат, где живут его помощники. Они помогают дедушке разбирать почту, подбирать подарки. Ребята, а вы написали письмо Дедушке Морозу? Поторопитесь, ведь скоро Новый год!
Педагог: — А кто главный помощник дедушки? (Снегурочка.)
- В одной из комнат хранятся подарки, которые присылают Деду Морозу с разных уголков страны, в другой — хранятся его костюмы, а в третьей – спальня с волшебной периной (травушка-муравушка, которая помогает ему сохранить здоровье. Ещё есть загадочная «комната желаний». Гостям Деда Мороза, которые зашли в эту комнату желаний, говорят закрыть глаза, и пока звенят колокольчики, надо успеть загадать самое заветное желание. А вот, в какой комнате хранятся подарки для ребят – это секрет Деда Мороза.
Физкультминутка «Мороз Красный нос».
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы будем делать с вами один из предметов Дедушки Мороза. Это его мешок с подарками. А делать мы его будем в технике пластилинографии.
(Педагог раздает заготовки)
Педагог: — Какие цвета пластилина мы возьмем для раскрашивания мешка. (Ответы детей.) Не забудьте, он волшебный и может быть любого цвета. (Показ педагога.)
Дети приступают к работе, одновременно вспоминая алгоритм действий. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, раскатываем в тонкие колбаски, выкладываем по контуру предмета. Затем размазываем пластилин от контура в центр фигуры.
Педагог: —Чтобы мешок стал красивым, можно украсить его снежинками, узорами.
3. Рефлексия.
- Какие замечательные мешки у вас получились! В какой технике мы лепили? (пластилинография)