Елена Пустовалова
Проект «Давайте дружить»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад Комбинированного вида № 1
«Золотой ключик»
Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"
Выполнили:
Пустовалова Елена Анатольевна
г. Чехов -2, 2019 г.
Педагогический проект по социально- коммуникативному развитию в младшей группе на тему: "Волшебные слова"
Публикация «Проект „Давайте дружить“» размещена в разделах
- Дружба. Проекты
- Дружба. Учимся дружить
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2021
Вид проекта : социальный, групповой, воспитательный проект для детей 3 - 4 лет.
Продолжительность проекта : 2 недели.
Участники проекта : дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Актуальность. Мы живем в очень сложное время, когда нравственно-духовное воспитание перестает быть значимым для людей: происходит перемена в общении людей, речевого этикета, где дети являются подражателями такого уклада жизни. Знакомя дошкольников с культурой общения, к вежливому обращению друг к другу и к взрослым, используя полученные знания в повседневной жизни, мы, педагоги, делаем первый шаг, а ведь это основа из основ нравственного воспитания, его первая и самая важная ступень. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа культуры в общении, добрых поступков друг к другу.
Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым означает знать, как себя вести. Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
В ходе наблюдения и общения за детьми младшей группы выяснилось, что они не достаточно владеют вежливому обращению к взрослым и друг к другу. Порой дети обращаются к взрослому, без использования вежливого обращения о помощи приказным однофразным словом «Завяжи» или «Принеси», взрослым людям обращаются на «Ты». На вопрос «Как надо поблагодарить о помощи?» ничего не отвечают.
Родители тоже не уделяют данной проблеме должного внимания, не делая акцент на использование вежливых слов в повседневной жизни. Ссылаясь на свою занятость нет общения с детьми, мало уделяется внимание добрым поступкам, считают детей маленькими.
Таким образом, назрела необходимость целенаправленной работы с детьми по формированию представлений у детей о различных формах вежливого общения, знакомить детей с правилами культурного поведения и речевого этикета.
Данная тема поможет расширить полученные знания по социально-коммуникативному развитию детей, дети научаться использовать полученные навыки в играх и общении друг с другом, осознанно претворяя полученные знания в жизненные ситуации, что способствует их социализации, культуре общения.
Цель: Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.
Задачи:
Образовательные задачи:
- учить детей правилам речевого этикета;
- учить детей дружеским формам взаимодействия;
- учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
Воспитательные задачи:
- воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Развивающие задачи:
- развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях;
- развивать связную речь, коммуникативные навыки, мышление.
Предполагаемый результат:
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- дети умеют анализировать свои поступки и поступки литературных героев;
- дети умеют регулировать свое поведение согласно социальным нормам;
- умение налаживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Сотрудничество с семьё й:
- беседа: «Если ребенок не здоровается…», «Как научить ребёнка не перебивать взрослых»,
- памятка-буклет для родителей: «Правила поведения для воспитанных детей»; «Как отучить ребёнка ругаться, драться».
План реализации проекта :
Социально-коммуникативное развитие
* Дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Можно – нельзя», «Пирамида добра», «Доскажи словечко», «Вежливые слова», «Угадай по голосу», «Ласковое слово».
* Сюжетно-ролевые игры: «В магазинеигрушек», «В детском саду», «День рождения куклы Тани».
* Развивающие игры: «Передай доброту другому», «Мир эмоций», «Что доброго делают люди этой профессии».
* Театрализованная деятельность: настольный театр «Гуси-лебеди»
* Трудовая деятельность: уход за комнатными растениями, оказание помощи друг другу в одевании и раздевании.
Познавательное развитие
* Беседы по теме: «Добро утро»,Игра – беседа «Давайте познакомимся»
* Заучивание пословиц: «Добрые слова дороже богатства», «Ласковое слово лечит, а плохое калечит», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Дружба в делах - помощница», «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»
* Образовательная деятельность: НОД «Доброе утро», «Правила вежливости». Беседа «Хорошие и плохие поступки героев» С. Феей в мире доброты
Речевое развитие
* Словесные игры: «Доскажи словечко», «Вежливые слова», «Угадай по голосу», «Ласковое слово».
* Чтение и заучивание стихотворений: В. Степанов «Уроки вежливости»; С. Маршак «Урок вежливости»; Е. Благинина «Посидим в тишине».
* Чтение художественной литературы: С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке», РНС «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Кот, петух, и лиса», В. Катаев «Цветик-семицветик», Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», «Семь дочек», В. Осеева «Волшебное слово», «Печенье», «Синие листья»,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
* Выставка книг по теме «Добрая книга»
Художественно-эстетическое развитие
* Рисование: «Солнышко радуется, солнышко грустит».
* Аппликация: «Красивый букет».
* Лепка: «Пирожки для Машеньки».
Приложение 1
1. Непосредственно образовательная деятельность по ФЦКМ на тему:«Доброе утро»
Цель: закреплять навыки культурного поведения.
Образовательные задачи: продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.
Развивающие задачи: продолжать знакомить детей со словосочетаниями, используемыми при приветствии и прощании.
Воспитательные задачи: воспитывать у детей уважение к окружающим.
Ход:
В-ль: Ребята, отгадайте загадку
Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…» (Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)
В-ль: Правильно. Слово «Здравствуй» обозначает «Здравия желаю», то есть при встрече мы желаем человеку здоровья.
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку,
— Здравствуйте! — он скажет нам в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
В-ль: А как еще можно поздороваться? Ответы детей.
Послушайте стихи о приветствии.
ДОБРОЕ УТРО
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера. Н. Красильников
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
В-ль: Взрослым мы говорим «Здравствуйте», «Доброе утро», а друзьям можно сказать «Привет».
Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему …. «Привет».
В-ль: Изучая правила вежливости мы должны знать, что не только нужно здороваться при встрече, но и обязательно прощаться при расставании.
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…» (До свиданья)
В-ль: слово «До свидания» или «До скорого свидания», говорит о том, что мы еще обязательно увидимся.
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
В-ль: Эти слова не простые, они волшебные. Эти слова помогают нам создать хорошее настроение.
Приложение 2
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи
Беседа - игра: «Давайте познакомимся».
Цель: изучение правил речевого поведения во время знакомства.
Образовательные задачи: продолжать учить детей использовать в речи слова, которые помогают при знакомстве.
Развивающие задачи: продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете.
Воспитательные задачи: учить детей правилам знакомства.
Ход: Ребята к нам сегодня пришел гость.
Петрушка: Здравствуйте ребята.
Дети: …
Петрушка: Давайте познакомимся.
Я веселая игрушка, а зовут меня Петрушка! А вас как зовут?
Игра: «Знакомство» ( Перекидывая мяч: «Меня зовут Петрушка, а тебя? Приятно познакомиться!»
Петрушка: Теперь мы знакомы.
В-ль: Молодец Петрушка! Ты умеешь правильно знакомиться. Нужно сначала назвать свое имя и предложить познакомиться. И закончить знакомство словами: «Приятно познакомиться»
Послушайте стихотворение о том, как звери знакомились в лесу.
Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши представиться!»
Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно познакомиться!»
- Как вы думаете, кабан правильно знакомился с лисой?
- Почему вы так считаете?
Петрушка: ребята, теперь вы тоже умеете знакомиться. Что нужно сделать сначала? А потом? Правильно. Вы воспитанные дети. Мне у вас очень понравилось, но пора прощаться. До свидания!
Приложение 3.
Непосредственно образовательная деятельность по ФЦКМ
Тема: «Правила вежливости».
Цель: закреплять знания детей об этических правилах поведения: дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора.
Образовательные задачи: Учить детей употреблять в речи вежливые слова.
Развивающие: продолжать развивать у детей элементарные представления об этикете.
Воспитательные задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения со сверстниками, желание создать радостное настроение окружающим, относиться друг к другу доброжелательно.
Материал к занятию: Пластилиновый шарик на палочке, разноцветные лепестки, прикрепленные к зубочисткам, веселые и грустные человечки, 2 коробки синего и желтого цвета.
Ход занятия: Давайте мы сейчас с вами поиграем, чтобы у всех было хорошее настроение. Игра «Не сердись – улыбнись» (дети по очереди поворачивают голову к соседу и говорят «Оля, не сердись, улыбнись». Игра заканчивается, когда все дети улыбнутся)
В-ль: Ребята, мы с вами знаем много волшебных слов. Посмотрите, на столе лежит много разноцветных лепесточков. Каждый лепесточек – это волшебное слово. Давайте соберем с вами волшебный цветок. (Ребенок берет лепесток, втыкает в шарик. Воспитатель читает стихотворение об этом слове.)
Если бабушка с утра
Пирожок тебе дала,
Ты возьми, скажи «Спасибо» -
Станет бабушка счастливой!
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы «пожалуйста» добавим –
Будут все довольны нами.
«Добрый вечер», «Добрый день»
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
«Приятного аппетита!» -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «Спасибо» маме.
«Спокойной ночи» говорим,
В кроватке глазки закрывая,
И поцелуй нам подарив,
Обнимет мама нас родная.
«Добро пожаловать» гостям,
Говорят и тут, и там.
Домой гости уезжают
«Доброго пути!» желаем.
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова.
Выздоравливай скорей.
Больше, киска, не болей!».
Если испечем печенье,
Всем друзьям на угощенье,
Скажем мы им: «Не стесняйтесь,
На здоровье угощайтесь!».
- Ребята, посмотрите, какой красивый цветок у нас получился, с волшебными словами. Словом «Здравствуйте», мы желаем здоровья. Пожелаем «Доброго утра» и весь день будет добрый. «До свидания», значит, скоро снова увидимся. Скажем «Спокойной ночи» и будут сниться красивые, добрые сны. Мы поселим цветочек в нашей группе. Давайте выберем для него место.
- Д/ игра «Грустно – весело». Ребята, у меня есть 2 коробочки. Эта коробочка, какого цвета (синего, а эта – (желтого). В коробочках живут человечки. Посмотрите внимательно, а какое настроение у человечка из желтой коробочки? (веселое, а у человечка из синей коробочки – (грустное). Давайте покажем друг другу какое у нас бывает настроение.
Мимическая гимнастика (показ воспитателя – дети повторяют)
Мы умеем улыбаться, мы умеем хмуриться.
Мы умеем удивляться, мы умеем жмуриться.
Давайте всех грустных человечков соберем в синюю коробку, а веселых – в желтую. (Человечки разложены на полу. Под музыку дети собирают их в коробки.)
- Может быть, мы грустных человечков унесем из группы, чтобы у нас всегда было хорошее настроение? А веселых человечков я подарю вам.
Восп. - Из каких слов мы сегодня с вами вырастили цветочек? Каких человечков мы собирали в коробочки? А какое у вас настроение?
Приложение 4
НОД по развитию речи на тему: «Вежливые слова»
Цель. Учить детей пользоваться словесными формами вежливости. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе.
Учить внимательно слушать чтение воспитателя, отвечать на вопросы.
Воспитывать общую культуру поведения с воспитанием доброго, уважительного отношения друг к другу.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Материалы к занятию. Фланелеграф к «Сказке о невоспитанном мышонке», фишки к викторине «Отгадай доброе слово»
Ход НОД:
1 часть. Коммуникативная игра «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ладошки!
Дети вытягивают руки, поворачивая ладонями вверх-вниз.
Хлоп-хлоп-хлоп!
Три раза хлопают в ладоши.
Здравствуйте, ножки!
Дети выполняют «пружинку».
Топ-топ-топ!
Топают ногами.
Здравствуйте, щеки!
Гладят ладонями щеки.
Плюх-плюх-плюх!
Три раза слегка хлопают по щекам.
Пухленькие щечки!
Делают круговые движения кулачками по щекам.
Плюх-плюх-плюх!
Три раза слегка ударяют кулачками по щекам.
Здравствуйте, губки!
Покачивают головой вправо-влево.
Чмок-чмок-чмок!
Три раза щелкают губами.
Здравствуйте, зубки!
Качают головой вправо-влево.
Щелк-щелк-щелк!
Три раза щелкают зубами.
Здравствуй, мой носик!
Гладят нос ладонью.
Бип-бип-бип!
Три раза нажимают на нос указательным пальцем.
Здравствуйте, гости!
Протягивают руки вперед, ладонями вверх.
Привет!
Приветственно машут рукой над головой.
2 часть. Чтение сказки С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»
Жил в лесу один невоспитанный Мышонок.
Утром он никому не говорил «Доброе утро».
А вечером никому не говорил «Спокойной ночи».
Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают. Грустно стало мышонку. Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:
- Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?
Маша сказала Мышонку:
- Утром надо всем говорить «Доброе утро». А вечером надо говорить «Спокойной ночи». И тогда все с тобой будут дружить.
Прибежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «Доброе утро».
И папе и маме и бабушке и дедушке и маленькому зайчонку.
Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку. Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «Доброе утро». И папе и маме и бабушке и дедушке и маленькому Бельчонку. Засмеялись белки и дали Мышонку орех без скорлупы. По всему лесу Мышонок пробежал. Всем сказал «Доброе утро». Прибежал Мышонок к высокой сосне. На самой верхушке сосны свила себе гнездо Лесная Птица. Полез мышонок на сосну. А сосна высокая – высокая. Ползет мышонок вверх. Проплыло мимо Белое Облако.
- Доброе утро! – крикнул Мышонок Белому Облаку.
- Доброе утро! – Ответило Белое Облако.
Ещё выше ползет Мышонок. Пролетел мимо Самолет.
- Доброе утро, Самолет! – Закричал мышонок.
- Доброе утро, Мышонок! - Громко прогудел Самолет.
Наконец добрался до вершины дерева.
Доброе утро, Лесная Птица! – сказал Мышонок. – Ох как долго я до тебя добирался!
Лесная Птица засмеялась:
- Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи»
Посмотрел Мышонок вокруг – правда: небо совсем темное, а на небе звезды.
- Садись ко мне на спину, Мышонок. Я отнесу тебя домой, к твоей маме, - сказала Лесная Птица. – А завтра я полечу по всему лесу и всем расскажу, какой ты стал хороший и вежливый.
Вопросы к детям:
Понравилась ли вам сказка?
Почему все звери в лесу рассердились на мышонка?
Что сказала Маша?
Что сделал мышонок?
Физкультминутка.
Покажите, какой Мышонок маленький.
(Дети приседают на корточки, обхватывают колени руками.)
Покажите, какая большая девочка Маша.
(Дети встают, поднимаются на цыпочки, тянут руки верх.)
Покажите, как прыгают Зайцы.
(Прыжки на двух ногах на месте.)
Покажите, как Белки перепрыгивают с ветки на ветку.
(Дети приседают на корточки и делают прыжок вперед.)
Покажите, как наклоняется под ветром Сосна.
(Наклоны в сторону.)
Покажите, как машет крыльями Лесная Птица.
(Дети машут руками.)
Воспитатель.
Молодцы! А теперь еще раз посмотрите на рисунки.
Мышонок встретил Зайцев утром. Какие слова он может выбрать для того, чтобы с ними поздороваться?
Дети. Доброе утро.
Воспитатель. Белочек мышонок встретил днем. Что он должен им сказать?
Дети. Добрый день.
Воспитатель. А до Лесной птицы он добрался только к вечеру.
Как ее приветствовать?
Дети. Добрый вечер.
Приложение 5
Викторина «Отгадай доброе слово»
Воспитатель. А теперь мы с вами поиграем в игру «Отгадай доброе слово». Кто правильно отгадает, получит солнышко (Желтые фишки)
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче… (здравствуй)
Когда нас бранят за шалости,
Мы говорим… (извините, пожалуйста)
Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну… (извините)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… (спасибо)
Ходит Мишка косолапый
Волку наступил на лапу.
Волк кричит: «Ай-ай-ай!»
Мишка: «Лапу убирай!» (извините)
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят
Всем, кого благодарят.. (спасибо)
Если сон смыкает очи
И тебя отправят спать,
Всем скажи:…. (спокойной ночи)
А потом иди в кровать.
А в минуту расставания
Всем скажите… (до свидания)
Воспитатель. Молодцы ребятки. Посмотрите как ваше солнышко радуется. Давайте мы тоже улыбнемся друг другу и всегда будем говорить только добрые слова.
Приложение 6
Конспект НОД по лепке во 2-ой младшей группе «Пирожки для Машеньки»
Цель занятия: Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать и сдавливать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.
Материал: Мягкий пластилин желтого цвета, вырезанная из картона русская печь на каждого ребёнка, доска для лепки.
Прием лепки: «Сплющивание», «сдавливание».
Предварительная работа: Чтение сказки «Руси-лебеди»
Ход занятия:
Стук в дверь, воспитатель выходит за дверь и вносит куклу Машу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Машенька. Давайте поздороваемся с ней. (Дети здороваются). По старым русским обычаям, принято гостей угощать чем – нибудь вкусным. Давайте и мы угостим нашу гостью.
Маша: Мне очень хочется еще раз попробовать пирожки, которыми нас с братцем угощала печка.
Воспитатель: Я предлагаю вам испечь пирожки. Но сначала мы немножко разомнем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика
Мы печем отличные
Пироги пшеничные.
Тесто в миске замесили,
Соль и сахар не забыли.
Тесто сказкой раскатали,
Раскатали – не устали
Взяли ложку с творогом!
Ну-ка, печка,
Дай пирожку местечко!
Воспитатель: Молодцы, а теперь садимся все за столы. Глазки на меня все поднимаем и смотрим, что я сейчас буду делать.
Практическая часть (показ воспитателя)
Пирожки мы будем лепить из пластилина. Сначала разомнем наш комочек пластилина, чтобы он стал мягким. (Выполняет данную операцию).
Вот теперь из него можно делать пирожок.
1. Нужно отщипывать небольшие кусочки. Положить между ладошками кусочек пластилина. Скатывать шарик круговыми движениями слева направо справа налево, надавливая на него ладошкой.
2. Готовый шарик положить на доску для лепки и слегка надавить на него, немного расплющить.
3. Расплющенный шарик взять в руки и двумя пальчиками, указательным и большим придавить его с тонкой стороны, т. е придать ему форму пирожка
4. Таким же образом сделать остальные пирожки, ритмично выкладывая их в нашу чудо печку.
Воспитатель: Вот какие пирожки получились у меня. Посмотрите! А теперь к работе приступайте вы, но помните, что работу нужно выполнять не спеша и аккуратно, только тогда у вас получатся вкусные, румяные пирожки.
Дети выполняют работу
Воспитатель: Ой, ребята, какие пирожки у вас получились! Давайте посмотрим друг у друга. Угощайся, Машенька!
Маша: Спасибо, ребята! Очень вкусные получились у вас пирожки. Я возьму их с собой и угощу своего братца. До свидания!