Светлана Кулакова
Проект «Цветы вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
«Цветы вокруг нас»
Проект "Цветы вокруг нас"
(из опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста)
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Длительность проекта: 1 неделя
Актуальность:
На прогулках дети заметили, что на территории нашего детского сада самые распространённые цветы – календула и космея. Даже при наступлении осени они продолжают цвести и радовать глаз своей красотой.
Публикация «Проект „Цветы вокруг нас“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Возник вопрос – почему? Одни дети сказали, что это сорняк. Другие – это садовые цветы, их посадили для красоты. А кто – то из детей сказал, что настоем календулы можно полоскать горло.
Мнения разделились, и мы решили исследовать эти цветы. Узнать, полезны ли они.
Цель проекта: изучить особенности строения цветов путём исследования и сравнения космеи и календулы.
Задачи:
Способствовать обогащению знаний детей о цветах.
Создать условия для сравнения растений опытом ведения исследовательской деятельности.
Стимулировать развитие познавательной активности, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Создать условия для формирования бережного отношения к цветам, желания ухаживать за цветами.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ:
1-Й ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
На подготовительном этапе работы мы:
-выявили проблему
-определили формы и методы исследования
-провели предварительную работу с родителями и детьми
-выбрали необходимые объекты исследования для сравнения
В ходе реализации проекта использовали следующие формы и методы работы:
-Самостоятельное наблюдение
-Коллективное наблюдение
-Экспериментирование
-Творческая деятельность (рисование, аппликация)
-Трудовая деятельность детей (сбор семян, уборка клумб от опавших листьев)
Предварительная работа с родителями: на родительском собрании проинформировали родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми предложили выполнить домашнее задание: найти информацию о пользе календулы и космеи; сочинить сказку об этих цветах.
Предварительная работа с детьми:
-Провели беседы на тему «Что мы знаем о цветах».
-Выбрали объект исследования.
-Подготовили личные папки детей «Наши цветки» для фиксации результатов исследований.
2-Й ЭТАП: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
На втором этапе проекта проводили работу на улице и в группе.
На улице наблюдали за цветами космеи и календулы, собирали семена, убирали опавшие листья с клумб.
В группе была проведена творческая деятельность:
-Разучивание стихов
-Раскрашивание цветов в раскрасках
-Слушание «Вальса цветов» П. Чайковского из балета «Щелкунчик»
Дидактические игры: «Угадай цветок по описанию» «Укрась цветами ковёр» «Придумай загадку о цветах»
-Подвижная игра «Цветы и ветер»
Провели с детьми исследования.
Ход исследования:
Исследование 1: Наблюдение за цветами календулы и космеи.
Вместе с детьми рассмотрели строение цветов. Для этого выкопали их из клумбы. Сравнили корни, стебель, листья и цветок. Дети отметили, чем они отличаются: у календулы больше корней, стебель толще, листья вытянутой овальной формы; у космеи меньше корешков, стебель тоньше, но длиннее, чем у календулы, листья похожи на листья укропа.
Нашли сходства: цветки похожи по форме.
Результаты наблюдения дети занесли в личные папки рисунками.
Исследование 2: Рассматривание листьев и лепестков через лупу.
В ходе рассматривания детьми было отмечено, что у календулы прожилки на листьях более глубокие, чем у космеи. А на лепестках, наоборот: у космеи прожилки более глубокие, чем у лепестков календулы.
В папку исследований зарисовали листья и лепестки.
Исследование 3: Рассматривание растений через микроскоп.
Дети взяли листья обоих растений и посмотрели на них в микроскоп.
У листьев космеи посередине проходит жёлтая полоса, а справа и слева от неё чёрные точки. Листок календулы похож на потрескавшуюся почву.
При исследовании лепестков космеи дети увидели пузырьки на малиновом фоне, а у календулы просто жёлтое пятно.
Все наблюдения зарисовали в папку исследований.
Исследование 4: Исследование семян.
При сборе семян календулы с клумбы дети подметили, что они похожи на ногти человека. И тогда поняли, почему в народе календулу называют «ноготками»
А семена космеи похожи на собственные листья.
Семена зарисовали в папки исследований.
Родители вместе с детьми нашли информацию о цветах, об их пользе в библиотеках, энциклопедиях, на интернет – сайтах.
Мы создали «Книгу бабушкиных рецептов», в которой занесены лечебные отвары, настои, примочки, использование календулы в кулинарии.
3-Й ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
На последнем этапе проекта мы пригласили к себе детей группы «Непоседы».
Дети показали папки исследований, познакомили с «Книгой бабушкиных рецептов».
Рассказали о пользе календулы и космеи: календула – лекарственное растение, применяется для лечения носоглотки, желудка, печени, ран. Оба цветка являются медоносами.
Были рассказаны детьми стихи и сказки, сочинённые совместно с родителями.
Закончилась встреча чаепитием. Гостей напоили чаем из календулы.
Результат проектной деятельности:
Для педагогов:
-Повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост
-Удовлетворённость работой
-Систематизация работы с детьми по развитию познавательных, художественно – творческих способностей через разные виды деятельности
Для детей:
-Развитие познавательных и экологических навыков детей
-Развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры
-Развитие «чувства инициативы»
-Умение работать в группе, сообща
-Умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы
-Способность осуществлять практическое экспериментирование
-Навыки коммуникативного общения
Для родителей:
-Осознанное отношение к познавательно – творческому процессу детей
-Бережное отношение к продуктам детского творчества
-Развитие партнёрских отношений родителей, детей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Заключение
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В результате реализации проекта у детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения. На основании исследования пришли к выводу: цветы нужны не только для красоты. Они несут пользу человеку и насекомым.
В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей, а с другой стороны – обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.