Ольга Викторовна Мухортова
Проект «Чудесное лукошко»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Чудесное лукошко»
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «Маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов «Почему?».
С. Маршак
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н. Н. Поддьяков также справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.
Публикация «Проект „Чудесное лукошко“» размещена в разделах
Наблюдая за детьми, мы увидели, что дети в недостаточной степени имеют полное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживают, чем они полезны.
Модель трё х вопросов:
Что мы знаем про это? Что мы хотим узнать? Как мы узнаем?
Овощ – это продукт. Миша.
Овощ – это помидоры и огурцы. Арина.
Овощ – это витамины. Тимур.
Овощ – это капуста и картошка. Андрей.
Овощ – это то, что мы едим. Даша.
Овощ – это что-то вкусное. Ксюша.
Овощ – это лук и чеснок. Лев.
Овощ – это урожай с огорода. Сережа.
Овощ – это что-то полезное для нас. Полина.
Овощ – это морковь и свёкла. Катя. Зачем нужно кушать овощи?
Что можно сварить из овощей?
Почему лук горький?
Зачем поливать овощи на грядке?
Чем полезна морковь?
Что можно приготовить из свёклы?
Как заготовить овощи на зиму?
Почему чеснок полезный?
Чем полезна капуста?
Какие овощи можно тушить? Спросим у воспитателя.
Спросим у бабушки.
Прочитаем в книге.
Спросим у врача.
Спросим у бабушки.
Прочитаем в газете.
Вывод: Дети недостаточно знают об овощах. Дети не знают о пользе овощей. У детей нет представления о свойствах овощей и их роли в жизни человека.
Именно поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать данный проект. Дети закрепят названия овощей и фруктов, где они растут, познакомятся с профессиями садовода и овощевода, узнают, что можно приготовить из овощей, фруктов.
Работа над проектом направлена :
- на систематизирование и расширение знаний детей об овощах и фруктах;
- ознакомление детей с витаминами, раскрытие их значение для здоровья человека;
- на закрепление знаний о гигиене питания и бережном отношении к своему здоровью;
- проект объединит воспитателей, родителей и детей в совместной творческой работе.
Цель: Расширение у детей представления о витаминах, их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Чудесное лукошко».
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей различать, называть и классифицировать овощи и фрукты, используя для распознавания различные анализаторы;
- учить описывать внешний вид овощей и фруктов, делать простые выводы о произрастании овощей и фруктов;
- формировать интерес к произведениям русского фольклора об овощах, фруктах (загадки, пословицы, поговорки);
- формировать у детей знания о пользе витаминов во фруктах и овощах, их значение для здоровья человека;
- формировать знания о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей.
Развивающие:
-развивать устойчивый интерес к окружающему миру;
- развивать у детей знания о фруктах, овощах, их способе произрастания (сад, огород);
- развивать сенсорные навыки детей;
- развивать творческие способности в процессе решения проблемных смоделированных ситуаций, в процессе поисковой деятельности.
-развивать речь, словарный запас;
-развивать познавательный интерес детей.
Воспитательные:
- формировать знания о гигиене питания и бережное отношение к своему здоровью;
- формировать умение проявить творческую инициативу, эмоциональную восприимчивость;
- формировать у детей бережное отношение к природе, уважение к труду взрослых.
- объединить в общей творческой деятельности: педагога, родителей и детей
Предполагаемый результат:
- Знать и называть овощи, их части;
- Владеть обобщающими понятиями;
- Определять овощи по вкусу, на ощупь, узнавать по описанию;
- Находить сходство и различия овощей по нескольким признакам;
- Знать где и как растут овощи, как за ними ухаживать, о полезных свойствах овощей, а так же время их сбора и способы приготовления и заготовок.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации проекта : 3 недели.
Виды работ:
- Сбор информации.
- Отбор художественной и познавательной литературы.
- Подбор иллюстративного материала.
- Совместная продуктивная деятельность взрослого и детей.
Подготовительный этап
Воспитатели:
1. Формулировка цели и разработка задач;
2. Составление плана основного этапа проекта;
3. Подбор литературы по выбранным темам;
4. Подбор дидактических игр, иллюстративного материала по теме.
5. Подбор аудиозаписей: осенний лес, детские песни про осень.
Дети:
1. Подбор книг для мини-библиотеки;
2. Рассматривание плакатов с изображением овощей и фруктов; муляжей овощей и фруктов; свежих овощей и фруктов; вареных овощей и фруктов для салата, кухонного инвентаря;
3. беседа о здоровье, о пользе овощей и фруктов.
4. беседа о правильном обращении с ножом, кухонным инвентарем в целях безопасности детей.
Родители:
1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости их участия в нем.
2. Список художественных произведений для совместного чтения, просмотра мультипликационных фильмов, обсуждения.
Создание развивающей среды:
• Внести в группу наглядный материал по темам «Фрукты», «Овощи».
• Пополнить уголок книги следующими произведениями: Ю. Тувима «Овощи», «Мешок яблок» В. Сутеева, «Сказка про фрукты» Е. Бацевой, «Вершки и корешки» русская народная сказка, «Пых».
• Внести дидактические и настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Четвертый лишний», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки» и др.
• Предоставить раскраски на темы «Овощи и фрукты», «Листья».
• Создание в уголке природы познавательной картины «Осень, ее признаки».
Основной этап:
• Беседы: «Что нам осень принесла?», «Что, где растет?», «Витамины с грядки», «Труд людей осенью», «Овощи и фрукты - самые полезные продукты», «Витамины».
• НОД по ознакомлению с окружающим: «Что нам осень принесла?», «Фрукты и овощи».
• Дидактические, игры: «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Чудесный мешочек», «Что сажают в огороде», «Угадай по описанию», «Сложи картинку», «Четвертый лишний», «Найди, что покажу», «Отгадай овощ или фрукт на вкус».
• Настольные игры: «Фрукт или овощ?», «Цвет, форма, размер», «Разрезные картинки», «Сад-огород», «Домино», пазлы: «Фрукт или овощ?».
• Подвижные игры: «Собери урожай», «У медведя во бору», «Огуречик- огуречик», «Урожай», «Картошка», «Солнышко и дождик», «Овощи или фрукты», «Вагончик овощей, вагончик фруктов», «Апельсин».
• Хороводные игры: «Урожай», «Зайка шел», «Огородный хоровод», «Мишка», «Горошина».
• Дыхательные игры: Упражнения: «Горячий суп», «Вкусный запах»
Игры: «Отгадай, что за овощ», «Отгадай, что за фрукт»
• Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники», В. Коркина «Что растет на нашей грядке?», Л. Н. Толстой «Косточка», М. Моравская «Апельсиновые корки», С. Черный «Загадка», «Картошка» Сказка Г. Х. Андерсена, Л. Толстой «Старик сажал яблони», Сухомлинский В. «Внучка старой вишни». Свинцов В. «Сказка про яблоньку».
• Чтение и обыгрывание: Сказка В. Сутеева «Яблоко». Русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки».
• Чтение и разучивание: - стихотворений об осени, об овощах и фруктах; стихотворение - считалка: Г. Сапгир «Садовник»; пословицы, поговорки, потешки.
• Загадывание загадок по темам: «Овощи», «Фрукты».
• Театрализованная игра: «Во саду ли, в огороде».
• Лепка овощей и фруктов с детьми для сюжетно-ролевых игр «Мама варит суп и компот» : «Яблоко и апельсин», «Магазин овощей и фруктов» : «Большие и маленькие морковки», «Огурец и свекла».
• Рисование: «Яблоко», «Тыква».
• Лепка: «фрукты».
• Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Компот», «Варим щи».
• Выставка поделок: «Осенняя кладовая».
Самостоятельная деятельность детей:
• Сюжетно-ролевые игры: «Семья, сюжеты: «Делаем салат», «Готовим с мамой обед», «Варим компот из фруктов»; «Магазин овощей», «Машины везут фрукты в магазин».
• Рассматривание картинок, плакатов, с изображением овощей, фруктов.
• Раскрашивание раскрасок: осенние листья, «На яблоне поспели яблоки».
Заключительный этап:
• Оформление памятки в родительский уголок «Здоровая пища»;
• Папка - передвижка «Вкусные загадки»;
• Рекомендации по теме: «Овощи, фрукты: развивающие игры»
Заключение:
Таким образом, в результате проведенной работы по теме «Овощи, фрукты - полезные продукты», которая дает возможность ребенку экспериментировать, систематизировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки, у детей повысился уровень познавательного развития по данной теме, у них улучшился аппетит, они охотнее стали кушать супы, овощи и фрукты. Большинство детей освоили правила приема пищи, у них сформированы основы культуры поведения за столом. Дети поняли, что овощи и фрукты – важные продукты на нашем столе. Ребята научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи по результатам своих экспериментов. Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей более сплотила наш детско-взрослый коллектив. Большинство родителей пришли к выводу, что работа над проектом «Чудесное лукошко» помогла им решить многие проблемы с организацией здорового питания.
Итог работы:
Познавательная ценность:
- Углубление и систематизация знаний об овощах;
-Формирование познавательных умений: наблюдать, сравнивать и анализировать, экспериментировать; использовать полученные знания в различных видах деятельности.
Воспитательная ценность:
- Формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности)