Елена Жирова
Проект «Что такое звук и откуда он берется»
Паспорт проекта
Название проекта Что такое звук и откуда он берется?
Авторы проекта Жирова Елена
Вид проекта Творческо – экспериментальный
Продолжительность проекта краткосрочный
Сроки реализации проекта
Актуальность проекта Люди живут в постоянном окружении различных звуков, через которые воспринимается окружающий мир, «Дитя хочет спонтанно выражать себя через звук и
шум и хочет открывать новые звучания. Это будит фантазию и инициативу» (В. Келлер)
Участники проекта Подготовительная группа
Цель Познакомить детей с принципами образования звуков
Задачи Развивать интерес к музыке и музыкальным инструментам; развивать наблюдательность;
развивать изобретательность при изготовлении музыкально - шумовых инструментов из различных материалов
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный Подбор материалов и информации по теме проекта.
2 этап - основной Беседа с детьми на тему «Что такое звук и какой он может быть» (или знакомство детей с различными музыкальными и шумовыми звуками)
3 этап – заключительный (итоговый) Изготовление различных муз. и шумовых инструментов из различных предметов. Эксперименты со звуком.
Форма проведения итогового мероприятия Занятие в стиле научного музыкального шоу.
Предполагаемый результат Повысить интерес к музыке, музыкальным инструментам; развить познавательные и творческие способности, творческое воображение и мышление
Критерии результативности проекта Дети успешно справлялись с поставленными задачами.
Работа с детьми Изготовление шумовых инструментов и проведение творческо - игрового занятия.
Работа с родителями
Работа со специалистами Подготовка материалов для пособий.
Зал разделен на несколько зон,
Мы живем в мире полном различных звуков, которые окружают нас постоянно: это шум деревьев, машин, хлопающих дверей, разговоров людей, и т. д. Мы их все слышим. Благодаря им, мы более ярче воспринимаем окружающее мир во круг нас.
Так, кто мне может рассказать, что такое звук? (ответы)
Звук — физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. Или проще Звук – это колебания волны, воспринимаемые человеческим ухом.
Все звуки во круг делятся на шумовые и музыкальные. Чем же отличается шумовой звук от музыкального? (ответы).
У шумовых звуков нет точной высоты – на слух звуковую высоту шума мы точно определить не сможем. Шум - он и есть шум. Воспроизвести в точности, как шумит дерево на ветру, ни голосом, ни с помощью музыкального инструмента невозможно.
В музыке, естественно, основное значение имеют музыкальные звуки, хотя нередко используются и шумовые – их создают многие ударные инструменты.
(1 зона, экран с проектором)
У музыкального звука имеется своя высота, которая и позволяет отличить один звук от другого, повторить услышанный звук голосом или на музыкальном инструменте – допустим, нажав на клавишу или тронув струну.
(просмотр видео «Карточки Дома – Звуки музыкальных инструментов, вспоминаем музыкальные инструменты и каким способом из них извлекается звук).
(2 зона)
Перед вами на столе разложены: деревянные палочки, стеклянные стаканы, ложка, карандаш, пластмассовая коробочка, связка ключей.
Выберите среди лежащих на столе предметов:
Деревянные:
• палочки, кубики,
• постучите ими,
• определите свойства звука (сухой, теплый,
• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать «деревянные» звуки.
Стеклянные:
• стеклянные стаканы,
• постучите ими друг о друга,
• постучите по ним ложкой,
• определите свойства звука (нежный, прозрачный, чистый, Тонкий,
• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать «стеклянные» звуки (окно, зеркало).
Металлические:
• связка ключей,
• позвените ими,
• определите свойства звука (яркий, призывный,
• найдите в зале предметы, мебель, которые могут издавать «металлические» звуки.
Шуршащие:
• лист бумаги,
• смять ее,
• порвать ее,
• найти в зале предметы, мебель, которые могут издавать «шуршащие» звуки (шторы, одежда, когда ее чистят Щеткой,
определите свойства звука (тихие, незаметные).
Игра «Угадай, какой звук»: на столе стоит ширма, за ней лежат различные предметы, которые издают разные шумовые звуки. Ребенок на слух не видя предмета определить, что это за шумовые звуки (деревянные, стеклянные, металлические, шуршащие).
(3 зона)
Как можно увидеть звук? (ответы)
Скажите, пожалуйста, вам приходилось когда – нибудь бросать камешки в воду? (Дети делятся воспоминаниями).
Значит, вам легко представить, что звуки – это такие же волны, только воздушные. К сожалению, их не видят наши глаза, зато их прекрасно слышат наши уши.
А теперь давайте тихонько коснемся стакана чайной ложечкой. Что сразу слышим?
Дети: Звук.
Откуда же он взялся? Оказывается, при соприкосновении ложечки со стаканом происходит вибрация, начинает дрожать воздух вокруг стакана, поэтому мы слышим звук. Мы не видим, как дрожит стакан, потому что стенки стакана очень тонкие.
Они так мелко и часто дрожат, что человеческий глаз этого заметить не может.
А если тронуть струну гитары, то мы без труда увидим колебание: она дрожит, будто раздваивается. Значит, если дрожит – то звучит.
Так же можно увидеть звук при помощи фольги, нужно поднести не большой кусочек фольги к работающей колонке и мы увидим, как она шевелиться за счет выходящих из нее звуковых волны.
(4 зона (корзина)
А теперь я предлагаю его почувствовать при помощи «поющего шара». Для этого нам понадобиться воздушный шарик и монетка. Кладём монетку в шарик, надуваем его, завязываем его и быстро вращаем. Очень хорошо слышно звук, и чем больше монета и тяжелее, тем ниже звук (и на оборот). (Шары приготовлены заранее).
(5 зона)
А сейчас я предлагаю вам немного побыть музыкальными мастерами, перед вами на столе лежат различные предметы. Вы сами придумать и сделать музыкальный или шумовой инструмент из предметов, которые находятся на столе (коробочки из под йогурта, пластиковые контейнеры из под «киндера», канцелярские резинки, бусины (горох, пластиковые банки и салафан). Должны получиться: барабан, погремушка, музыкальная коробочка. После изготовления инструментов, предложить детям сыграть на них под знакомую песню.
(6 зона)
Ребята, как вы думаете, что можно сделать с этим бокалом, что бы он начал петь и стал музыкальным? (ответы)
Музыкальный бокал необходимо наполнить водой, смочить палец водой и им водить по краю бокала, и тогда получается, что бокал поёт. Как и предыдущем опыте (в «поющем шаре», здесь тоже может меняться высота звука за счет воды находящейся в бокале (чем меньше воды тем выше звук и на оборот). При пении бокалов на поверхности можно заметить волны, как будто в воду бросили камешек. А если бокал наполнить до конца краев водой и водить пальцем по краю, то могут появиться брызги. А теперь можно вытереть края бокала, чтоб были сухими и положить сверху на бокал заранее приготовленный бумажный крестик (из тонких полосок бумаги, концы которых загнуты под прямым углом). Затем потрем смоченным пальцем между двух концов бумажного креста, то он начнет медленно вращаться. Если перестаем тереть пальцем, то и бумажный крест перестанет вращаться. А происходит это за счет волн, которые получаются при трении.
На последок попросить детей рассказать, что они запомнили о звуках и что им понравилось.