Людмила Губанова
Проект «Что делать с мусором?» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческо-информационный
Продолжительность проекта: три месяцаУчастники проекта: дети подготовительной к школе группы 14мальчиков и 11девочек, воспитатель группы, родители воспитанников.
Пояснительная записка
Новизна
Публикация «Проект „Что делать с мусором?“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своими отходами. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло, бумагу, пластик. Новизна заключается в том, чтобы разработать механизмы выделения этих компонентов из отходов и использовать их вторично – когда отходы одного продукта используются в качестве сырья для другого.
Возникает необходимость сформировать поколение с новой культурой поведения, которое должно стать осознанным и мотивированным по отношению к окружающей среде. Использовать нетрадиционные игровые методы эколого-ориентированного характера для активизации обучения дошкольников, с целью развития у детей гуманного отношения к миру природы и заботливого отношения к своему здоровью.
Актуальность проекта
Все новые мусорные полигоны и стихийные свалки появляются с невероятной скоростью. К сожалению, в нашей стране проблема сортировки и переработки мусора стоит очень остро. Наша первостепенная задача как педагогов - формирование у подрастающего поколения экологического самосознания, активной позиции в вопросах охраны, сбережения природы.
Цель проекта:
Создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Задачи проекта:
• Привлечь внимание детей к проблеме загрязнения окружающей среды мусором.
• Учить соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе.
• Учить детей эффективно вторично использовать бытовые отходы.
• Развивать умения работать с различными материалами, знакомить с их свойствами, развивать трудовые навыки и умения.
• Познакомить с простейшими мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья.
Принципы, которые учитывались при отборе содержания проекта:
• Научность и доступность – дошкольники получают научно обоснованные современные знания из области основных направлений. Экологическое образование по данной теме осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его форме возрасту.
• Системность - реализуется в организации работы в дошкольном учреждении.
• Целостность – целостное восприятие дошкольниками окружающего мира учитывается в акцентировании внимания ребенка на его личную заботу о природных ресурсах родного края, рациональном использовании отходов.
• Регионализм – содержание работы с детьми конкретизируется с учетом региональных условий.
• Гумманистичность – содержание проекта направлено на формирование ребенка – дошкольника с новой системой ценностей, эмоционально положительного отношения к окружающей среде. В проекте данный принцип предполагает личностно-ориентированный подход.
• Деятельность - каждая образовательная и продуктивная деятельность включает систему знаний и умений, направленных на творческую реализацию данного принципа.
• Принцип переосмысления – под чутким руководством взрослого поведение детей должно стать осознанным, мотивированным в природе, соблюдаться правила поведения в природе и желание не засорять окружающую среду.
• Принцип переиспользования – научить старые, ненужные вещи использовать по новому (повторно, многократно).
• Принцип переработки – ненужные вещи станут кому-то полезны (сбор, утилизация, переработка отходов, разработка тем, связанных с “волшебным” превращением различных ненужных отходов.
В нашем проекте нашли отражения следующие области устойчивого развития:
• Рассматривание не только экологических проблем, но и некоторых социальных (отсутствие заинтересованности детей и взрослых в решении вопросов обращения с твердыми бытовыми отходами, решение проблем окружающей среды, совместно с семьей)
• Экономические проблемы – проблемы сбора и сортировки мусора, экономии сырья и материальных ресурсов за счет вторичного использования отходов.
• Соблюдение прав ребенка (в том числе и права на здоровую окружающую среду создание предпосылок для улучшения здоровья и работоспособности детей в будущем).
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
• Проблемы загрязнения окружающей среды мусором.
• Как рационально использовать и минимизировать накопление отходов.
• Как эффективно вторично использовать отходы.
• Иметь простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья.
Должны уметь:
• Соблюдать правила осознанного и мотивированного поведения в природе: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
• Работать с различными материалами, знакомиться с их свойствами, разнообразной структурой, приобретать трудовые навыки и умения мыслить.
• Создавать разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов.
Механизм реализации проекта:
1-й этап: Рождение проблемы (подготовительный):
В ходе беседы с детьми выяснилось, что многие дети не знают о проблемах загрязнения окружающей среды мусором и бытовыми отходами, которые ведут к нарушению экологического равновесия всей планеты, слабо развиты потребности принимать личное участие в сохранности окружающей среды, не сформированы понятия о разнообразии отходов человеческой деятельности и умения утилизировать бытовой мусор.
Изучив интересы детей, мы обогатили развивающую среду в группе различными книгами, энциклопедиями, фотографиями и иллюстрациями.
Проблема: Почему и как нужно убирать мусор?
Перспективная разработка проекта
№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 1. «Мусору нет»
Наблюдение за тем, как ежедневно выбрасывают мусор и куда он исчезает? январь Дети, родители Воспитатель
2. Беседа с детьми: «Откуда берется мусор?» Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
3. Сбор литературных источников, подбор литературы, предварительное чтение сказки, загадок, пословиц
Подбор наглядных материалов: фото и видеосюжеты, тематических иллюстраций, настольно-дидактических игр по теме, плакатов. В течении
проекта Дети, Воспитатель Воспитатель
4. Насыщение предметно-развивающей среды. Подбор фоно-видео-аудиотеки. В течении
проекта Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
2 1. Размещение информации в родительском уголке. В течении
проекта Дети, родители Воспитатель
2. Анкетирование детей и родителей январь Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
2-й этап: “Мероприятия и события”, практический (реализация намеченных планов):
Проблема: Как научиться давать бросовым вещам вторую жизнь.
Мероприятия Сроки Участники Ответственные
Беседа: Переработка и утилизация производственных и бытовых отходов январь Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Занятие»Сортируем мусор – спасаем планету» Февраль Дети, Воспитатель Воспитатель
Занятие «Волшебное превращение ненужных вещей» Февраль
Дети, Воспитатель Воспитатель
Изготовление знаков «Разрешающие и запрещающие знаки» Февраль Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Просмотр фильма «Куда уходит мусор»
Февраль Дети, Воспитатель Воспитатель
Детские рисунки
«Планета заболела»
Февраль Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Изготовление нетрадиционных пособий для физкультурного уголка. Февраль
Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Дидактическая игра»Сортируем мусор правильно» Февраль Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Чтение сказки про хранилище – страшилище.
Чтение А. Усачев «Мусорная фантазия» Март Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Подбор раскрасок
Март Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Опытно-экспериментальная деятельность:
»Рассортируем мусор»,
«Если закопать в землю мусор, что произойдет?» Март Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Изготовление плаката «Сколько это в земле лежать будет?»
Март Дети, Воспитатель Воспитатель
Акция «Садик за раздельный сбор отходов»
Март Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
3-й этап: (заключительный).
№ п/п Мероприятия Сроки Участники Ответственные
1 Развлечение «Мусор Земле не к лицу» Март Дети, родители, Воспитатель Воспитатель
Результативность проекта
Результаты проделанной работы показывают эффективность выбранного нами направления в работе по формированию представлений у дошкольников проблем загрязнения окружающей среды мусором.
Проект помог постепенно и последовательно решить дошкольникам новые задачи, показать знакомые представления под новым углом знаний, осознанно и мотивированно систематизировать и закрепить представления по данному направлению.
• дети знают, как рационально использовать и минимизировать накопление отходов;
• имеют представление, как эффективно вторично использовать отходы;
• имеют простейшие представления о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
• умеют работать с различными материалами, знают их свойства, структуру, приобрели трудовые навыки;
• создают разнообразные поделки с помощью бросового материала и инструментов