Зита Кетоева
Проект «Чистые ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по здоровьесбережению
в младшей группе №3.
Тема: «Чистые ладошки».
Воспитатели: Кетоева З. Т.
Дзиова А. М.
Музыкальный руководитель: Бесолова З. С.
Паспорт проекта.
Вид проекта : среднесрочный (1ноября по 31 января)
Тип проекта : познавательно-оздоровительный.
Образовательная область: физическое развитие
Области интеграции: речевое, социально-коммуникативное, познавательное и художественно-эстетическое развитие
По количеству участников: групповой
Публикация «Проект „Чистые ладошки“» размещена в разделах
Участники проекта :
-дети младшего дошкольного возраста;
-воспитатели, музыкальный руководитель;
-родители.
Проблема:
С момента, как ребёнок входит в мир, он находится в постоянном процессе развития и созревания. Но то, как будет идти формирование его организма, тела и становление личности, во многом зависит от окружения ребёнка, от того, насколько взрослые окружающие ребёнка заботливы и внимательны. Дети вырастают здоровыми и жизнерадостными и остаются такими, если педагоги и родители в воспитании детей придерживаются определённых принципов, которые можно назвать программой охраны здоровья ребёнка, здоровья как физического, так и психического.
Цель проекта :
Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках, о полезных свойствах мыла. Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Задачи:
-Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
-Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
-Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
-Обогатить предметно-развивающую среду группы.
-Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей (формирование у детей гигиенических навыков)
Актуальность проекта :
Нет задачи важнее, чем вырастить здорового человека. Необходимо с
малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к
личной гигиене, формировать у малышей навыки охраны личного здоровья и
бережного отношения к здоровью окружающих.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к
тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них
естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно
совершенствовались.
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение
разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача – формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формы работы с детьми:
Беседы
Объяснение
Показ
Опыты
Непосредственно-образовательная деятельность
Самостоятельная деятельность детей
Совместная со взрослым деятельность
Дидактические игры
Различные виды музыкальной деятельности
Развлечение
Формы работы с родителями:
Консультирование
Наглядная информация
Беседы
Объяснение
Индивидуальные беседы
Совместная деятельность с детьми
Этапы осуществления проекта :
Организационно-подготовительный: 02.11.20-15.11.20
1. Определение уровня знаний в области культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через наблюдения, беседы.
2. Определение целей и задач проекта.
3. Составление плана работы.
4. Изучение методической литературы. (02.11.20г. – 13.11.20г.)
5. Приобретение и изготовление необходимого оборудования.
6. Разработка конспектов бесед, НОД.
7. Подбор музыкального материала, разработка конспекта развлечения, создание презентации для его сопровождения.
Основной: 16.11.20 – 31.01.21
1. Оформление уголка здоровья:
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»
Игры ситуации: «Купание куклы»
2. Беседа-наблюдение с детьми по теме: «Учимся умываться» «Зачем нам мыло»
3. Опытно-экспериментальная деятельность: опыты с водой и с мылом
проведение НОД: «Знакомство детей с мылом»
Знакомство с потешками, стихами, загадками.
Художественные произведения:
Народная сказка «Про грязные ручки»
«Оля и мыло» Булатова С. С. ,
А. Барто «Девочка чумазая», Могилёвский «Про Машеньку и зубную щётку», Г. Зайцев «Дружи с водой».
Разучивание музыкального материала.
Дидактические игры: «Чистоплотные дети», «Что нужно кукле!»,
«Что ты можешь о них сказать?», «Водичка, водичка», «Умывалочка»,
«Сделаем лодочки», «Мыльные перчатки».
Заключительный: 01.02.21 – 12.02.21
Итоговое развлечение «В гости к кукле».
Мультимедиа презентация по итогам проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
Для детей:
Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Для педагогов:
Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
Укрепление связи с родителями.
Список изученной литературы:
Бачурина, В. Н. Новые развивающие игры для дошколят: популярная литература. /В. Н. Бачурина–М. : ДОМ XXI век РИПОЛ классик, 200. –С. 114-118.
Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях: методическое пособие/Т. Л. Богина. –М. : Издательство «Мозаика-Синтез», 2006. – С. 94 -96
Доскин, В. А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры /В. А. Доскин, Л. Г. Голубева– М: «Просвещение», 2002. С. 52–55.
Расту культурным: Полиграф–Проект Москва 2011. С. 12-24.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Пузырь»
Цель. Научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.
Описание. Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Воспитатель произносит:
Раздувайся, пузырь, аздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся.
Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: "Лопнул пузырь!" Тогда они опускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: "Хлоп!" Можно также предложить детям после слов "лопнул пузырь" двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук "ш-ш-ш" — воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь — отходят назад, образуя большой круг.
«Мыльные пузыри»
Надуваем пузыри, (надувают)
Разноцветные они. (поднимают руки вверх, машут из стороны в сторону)
Лишь дотронешься рукой, (руки вытянуть вперёд)
Сразу лопнет, ой! (дети хлопают в ладоши и приседают)
«Мыльные пузыри»
Один из игроков (взрослый) надувает мыльные пузыри, а остальные игроки (дети) должны их поймать и «лопнуть».
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Моем руки» : ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
«Вытираем руки» : энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытираем ручки очень быстро.
«Зайка серый умывается»
Зайка серый умывается,
видно в гости собирается.
вымыл ротик, вымыл носик,
вымыл глазки, вымыл лобик,
вымыл ручки, вымыл ножки,
вымыл ухо, вытер сухо.
Консультация для родителей
"Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка".
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом — пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие — процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.
Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.
Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребё нка к человеку или персонажу: нравится - значит, хороший, не нравится - значит, плохой.
В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.
Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте — становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности — игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности — труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
НОД во второй младшей группе
«Знакомство детей с мылом».(07.12.20г. – 11.12.20г.)
Программное содержание:
познакомить детей со свойствами мыла; обучать элементарным способам исследовательской деятельности; закреплять навыки самообслуживания, формировать положительные привычки (умывание, мытье рук, воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Словарная работа:
активизация словаря (мыльница, мыло, мыльная).
Оборудование:
Чудо-коробка, игрушка кот Мурзик, «Мыльные пузыри», мыло, салфетки, тазики для детей.
Ход занятия:
Дети находятся в группе. Собираются гости.
Воспитатель приглашает всех детей встать вкруг:
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
( На столе стоит: чудо – коробка)
Воспитатель:
-ребята, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте с ними поздороваемся. Ой, ребята, кто это там мяукает за дверью? Пойду посмотрю. (Воспитатель вносит игрушку кота). Да это же кот Мурзик! Здравствуй, Мурзик, проходи! Ребята, поздоровайтесь с Мурзиком.
Воспитатель:
-ребята, смотрите, а Мурзик что-то с собой принес. посмотрим?
(Дети подходят к столу, садятся, воспитатель открывает и показывает чудо-коробку)
-Какая она большая, красивая, тяжелая, что же там лежит?
(Дети заглядывают в коробку, воспитатель вынимает из нее поднос, на котором лежат куски мыла).
-Что это? (мыло) Какого оно цвета? (белое)
- Попробуйте на него нажать, какое мыло? (твердое)
- А, если его погладить рукой, то, что можно про него сказать? (Оно гладкое)
- Давайте мыло понюхаем, оно пахнет? (Да) Что можно сказать, какое оно? (душистое, ароматное)
(Индивидуальные и хоровые ответы)
- Дети, скажите, а зачем людям нужно мыло? (мыть руки, умываться)
Чтобы быть чистыми, красивыми, хорошо пахнуть.
Правильно! А еще, чтобы не заболеть. У нас на теле скапливаются вредные микробы, мы их не видим. Поэтому надо мыться, ухаживать за собой, даже если ты не очень грязный. Купаться, умываться любят даже животные. Ребята, кто из вас видел, как они умываются? Кажется, Мурзик нас куда то зовет …Становитесь все в круг-Мурзик хочет научить нас умываться. А мурзик не простой кот, а волшебный он умеет колдовать, сейчас он произнесет заклинание и вы все превратитесь в котят -закрывайте скорей глазки.
Мурзик мяукает – дети превращаются в котят
Динамическая пауза:
(Дети имитируют движения согласно тексту)
Котик беленький проснулся,
Очень сладко потянулся.
Котик белый умывается,
Не торопится, старается.
Вымыл котик ротик,
Вымыл котик носик,
Вымыл щечки, вымыл шейку,
Вымыл ушки хорошенько.
Белый котик чистым стал,
По дорожке побежал.
Воспитатель: -Закрывайте глаза-сейчас Мурзик превратит вас обратно в детей.
- Мурзик показал нам, как он умывается, а мы ему покажем как умываются люди? (Да)
- Но разве при помощи одного мыло мы сможем это сделать? Что для этого еще нужно? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, вода.
- Садись, Мурзик, а мы с ребятами тебе все покажем.
(дети подходят к тазам с налитой водой. На столе лежат мыльница с мылом и салфетка)
- Какая водичка в тазу? (Ответы детей)
- А, что надо сделать сначала, чтобы помыть руки? (Намочить. Дети берут мыло)
- Легко или тяжело удержать мыло в воде? Почему? (стало скользким)
- А дальше, что мы будем делать? Ответы детей. Давайте теперь хорошо-хорошо намылим наши руки-как рукавички.
Воспитатель проговаривает потешку:
Каждый день руки мою
Я под теплою водою.
И в ладонях поутру
Очень сильно мыло тру:
-Мойся, мыло, не ленись!
Не выскальзывай, не злись!
(Во время намыливания рук воспитатель обращает внимание детей, чтобы они хорошо намыливали все стороны рук, включая запястья)
- Посмотрите, что это у вас на руках? (Пена). Покажите Мурзику. Пена какая? (Ответы детей). Сколько на ней много пузырьков.
- Теперь давайте мыло с рук смоем, положим мыло в мыльницу. Что такое мыльница? (Ответы детей.)
Воспитатель: это специальная коробочка для мыла, вытрем руки салфеткой насухо.
- Посмотрите, дети, какая стала вода в тазах после того, как мы помыли руки? (Грязная, мыльная вода). А какие руки стали? (чистые).
- Вот, дети, Мурзик теперь знает, как мы моем руки. Что мы сначала делали? (Намочили мыло и руки)
- Потом? (намыливали руки, смывали мыло и вытирали их насухо)
- Правильно! Посмотрите, Мурзик приготовил нам еще какой-то сюрприз (Дети подходят к коробке и достают «мыльные пузыри»). Оказывается, с мыльной водой, а это и есть «Мыльные пузыри», можно поиграть.
(Воспитатель пускает пузыри, дети играют)
Беседа-наблюдение с детьми по теме:(18.01.21г. – 22.01.21г.)
«Учимся умываться»
Воспитатель показывает грязное полотенце и говорит: — Кто не моет руки с мылом от среды и до среды? На мохнатом полотенце отпечатаны следы.
Ну-ка, дети покажите свои руки, сейчас я узнаю, кто из вас такой грязнуля. Странно, его среди нас нет. Значит, кто-то к нам приходил. Ах, вот это кто… (появляется поросенок Хрюша). Ах, ты, Хрюша, ай-ай-ай, что же ты так полотенце запачкал.
Хрюшу мы ругать не будем,
То, что было, позабудем,
Позабудем то, что было,
А научим то, что было.
Дети, давайте Хрюшу научим умываться чисто, с мылом. Что нам для этого нужно? Что нужно сделать, прежде чем подойти к умывальнику? Теперь давайте расскажем и покажем Хрюше, как мыть руки. (Один ребенок выполняет действия, остальные дети по цепочке словесно обговаривают демонстрируемые действия). Сначала закатали рукава, открыли кран, водичка течет теплая. Смочили руки водой. Берем мыло, круглое, мыльное. Намыливаем руки душистым мылом до «белых перчаток». Затем кладем мыло в мыльницу, моем ладошки. Тщательно смываем мыло – сполоснули руки. Теперь возьмем в руки белое, мягкое полотенце, расправим его. Вытираем руки сухо – сухо. Хрюша, ты все запомнил? – Нет, ведь это так трудно!
- Придется, ребята, снова Хрюше рассказать. (Предлагаю нескольким детям распределиться, кто начнет, кто продолжит, кто закончит рассказ. Хрюша с остальными детьми слушает и оценивает рассказы детей.)
Беседа-наблюдение с детьми по теме:(16.11.20г. - 20.11.20г.)
«Зачем нам мыло»
В группу приходит Дождик.
- Здравствуйте, ребята. Я веселый Дождик! Если я топну ногой, сюда прилетят мои друзья, капельки. Они всех вас намочат, смоют с вас всю пыль и грязь. Есть ли среди вас грязнули не умытые, не причесанные ребята? (осматривает).
Я пришел для того, чтобы узнать дружите ли вы с водой? Умываетесь ли утром, вечером и после еды? А теперь отгадайте мои загадки.
1. Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я — … (Вода)
2. По утрам и вечерам
Чистит – чистит зубы нам,
А днем отдыхает,
В стаканчике скучает. (зубная щетка)
3. Вафельное и полосатое,
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою –
Что это такое? (Полотенце)
4. Гладко, душисто, моет чисто. (Мыло)
Правильно, ребята, и мыло, и вода помогают нам быть чистыми. А где чистота, там здоровье.