Юлия Баженова
Исследовательский проект «Берегите природу»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа - детский сад»
(МАОУ «КСОШ-ДС»)
«Берегите воду!»
Автор проекта : Светлицкая Алиса, 6 лет
Руководители: Баженова Ю. В
г. Пыть-Ях 2017 год
Вид проекта : исследовательский
Тип проекта : краткосрочный (1 неделя) с 13.11.2017 г. -17.11.2017 г.
Публикация «Исследовательский проект „Берегите природу“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети 6 лет, родители, воспитатели.
Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, расширять представления детей об обитателях морей и океанов, воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
Задачи:
Закреплять и систематизировать знания детей о воде и ее свойствах;
Развивать познавательные способности детей, формировать умение проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов и экспериментов;
Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений и животных;
Уточнить представления о том, как вода влияет на жизнь и здоровье человека;
Воспитывать бережное отношение к воде, осознания необходимости беречь ее;
Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
Взаимодействие с родителями:
1. Анкетирование для родителей
2. Папка-передвижка для родителей «Как научить детей охранять природные ресурсы»
3. Консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
4. Электронная консультация для родителей «Закаливание водой»;
План реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Цель:
Создание предметно-развивающей среды в группе согласно теме проекта;
Подбор детской и методической литературы, иллюстраций для реализации проекта;
Подбор информации для оформления родительского уголка;
Пополнение «Центра экспериментирования» необходимыми материалами;
Обсуждение на родительском собрании о начале проекта, о целях и задачах проекта.
Консультация «Полезные свойства воды для человеческого организма»;
Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания детей 6 лет;
2 этап. Основной.
1 день:
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Мир воды», просмотр и обсуждение мультфильмов «Секреты воды», «Ручеек и заяц Коська»
Речевое развитие Чтение художественной литературы Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто живет в воде», Н. А. Рыжова «Волшебница вода» (экологическая сказка, С. Сахаров «Кто в море живет?
Физическое развитие П/и «Караси и щуки»; п/и «Рыбки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие НОД по экологическому воспитанию «Берегите воду», опыт-эксперимент «Свойства воды» (Приложение 1, д\и «Как мы используем воду»
Художественно-эстетическое развитие Конструирование из бумаги «Кораблик», свободное рисование на тему «Берегите воду»
2 день:
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из цикла «Смешарики» «Капля», «Круговорот воды в природе», просмотр энциклопедии «Морские обитатели»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: «Живая вода». Польская сказка, Г. Люшина «Капелька», Н. А. Рыжова «Жила-была река»(экологическая сказка)
Физическое развитие П/и «Рыбки», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Испарение», «Тонет не тонет», д\и «Круговорот воды в природе»
Художественно-эстетическое развитие НОД лепка сюжетная по представлению «На дне морском» (Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М. : «Карапуз-Дидактик», 2009 г. стр 130)
3 день:
Социально-коммуникативное развитие Просмотр и обсуждение мультфильмов из серии «Лунтик и его друзья» «Капельки дождя», «Растения пью воду», беседа «Мир воды»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели» (экологические сказки)
Физическое развитие П/и «Караси и щуки», п/и «Ходят капельки по кругу», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», дыхательная гимнастика «Снежинки»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Вода ползет вверх», опыт-эксперимент «Три состояния воды» (Приложение 2, познавательная викторина «Вода» (Приложение 3)
Художественно-эстетическое развитие НОД рисование декоративное с элементами аппликации и письма «Рыбки играют, рыбки сверкают» (Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М. : «Карапуз-Дидактик», 2009 г. стр 134)
4 день:
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Кому в природе нужна вода», сюжетно-ролевая игра «Рыбки в пруду»
Речевое развитие Отгадывание загадок про воду, природные явления, связанные с водой; заучивание пословиц о воде
Физическое развитие П/и «Мы водные животные», п/и «Море и берег», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек»
Познавательное развитие Опыт-эксперимент «Цветной лед», опыт-эксперимент «Поднимающаяся вода», рассматривание и обсуждение детской энциклопедии «Вода вокруг нас», д/и «Аквариум»
Художественно-эстетическое развитие Свободное рисование на тему «Обитатели дна морского», конструирование из бумаги «Лягушка»
5 день:
Социально-коммуникативное развитие Беседа «Зачем вода нужна человеку?», просмотр и обсуждение видеоурока «Как нужно беречь воду?», мультфильма «В порту»
Речевое развитие Чтение и обсуждение произведений Н. А. Рыжова «Чей дом лучше», «Травинка путешественница»
Физическое развитие П/и «Ходят капельки по кругу», п/и «Рыбки», дыхательная гимнастика «Снежинки», физкультминутка «Капелька», пальчиковая гимнастика «Ручеек», заучивание поговорок о воде
Познавательное развитие Итоговое мероприятие: НОД по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас» (Приложение 4)
Художественно-эстетическое развитие Оригами «Рыбки в аквариуме», раскрашивание картинок «Правила поведения на воде»
III этап. Итоговый.
Подведение итогов проектной деятельности;
Проведение итогового мероприятия – открытая непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию «Вода вокруг нас»
Создание альбома «Вода»;
Фотовыставка «Вода вокруг нас»;
Составление рекомендаций для родителей экологическому воспитанию детей 6 лет.
Фотоотчет о проведении экологического проекта «Сбережем природу»
Планируемые результаты:
В результате реализации данного проекта у воспитанников сформируется бережное и экономное отношение к водным ресурсам, овладеют несложными способами экспериментирования с водой. У детей появятся исследовательские умения, соответствующие возрасту (будут задавать вопросы природоведческого характера, устанавливать причинно-следственные связи, появится потребность получать ответы на вопросы экспериментальным путем). У детей будет сформированы знания о простейших свойствах воды и о том, как их можно применить в повседневной жизни, углубятся знания о морских обитателях. Повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Приложение№1
Свойства воды
Вода может растворять разные вещества. Если в пробирку насыпать измельченный мел, то вода станет мутной, так как мел растворился в воде. Именно поэтому невозможно встретить в природе "чистую" воду, то есть воду, в которой не растворены какие-либо вещества. Воду можно очистить с помощью фильтра. Если положить в воронку бумажную салфетку или вату и пропустить через нее воду, в которой растворен мел, то можно увидеть, что вода стала более чистой. Если сделать это еще несколько раз, вода станет совсем прозрачной. Но вода способна растворить не все вещества. Если влить в пробирку с водой растительное масло, оно не смешается с водой, а будет плавать на ее поверхности.
Приложение №2.
Три состояния воды
Вода – единственное вещество на Земле, которое существует сразу в разных состояниях: вода может быть жидкой, при охлаждении переходит в твердое состояние – лед, а при нагревании превращается из жидкости в пар.
Приложение№3
Познавательная викторина «Вода»
Цель: выявить уровень эрудиции учащихся в знании природы.
Задачи:
развитие экологического и эстетического воспитания;
формирование знаний о водном мире;
знакомство со свойствами воды;
формирование целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Ход игры - викторины:
Для проведения игры-викторины группа делится на 2 команды.
Дети придумывают название своей команды.
Конкурс 1. «Представление команд»
(по очереди идёт представление команд)
Конкурс 2. «Загадки. Загадки? Загадки!»
Воспитатель загадывает загадки о воде в ее разных состояниях, дети отгадывают.
Конкурс 3. «Свойства воды»
Командам предлагается по очереди назвать свойства воды.
Конкурс 4. «Правила бережного обращения к воде»
Команды обдумывают и составляют правила бережного отношения к воде.
Конкурс 5. «Конкурс рисунков».
Команды получают ватманы, тряпочки, губки и краски.
Задание: нарисовать коллективный рисунок на тему: «Что спрятано на дне морском?» Используется нетрадиционная техника рисования.
Приложение №4
Список использованной литературы
1. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Авторы-сост. Е. А. Мартынова, И. Н. Сучова, Волгоград: - Учитель, 2011 г.
2. Тугушева Г. А., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : «Детство-пресс», 2007 г.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИК», 2009 г.