Людмила Лашева
Проект «Белая берёза»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 37 «Мальвинка»
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА
ТЕМА: «БЕРЁЗКА БЕЛАЯ МОЯ»
Группа «Ромашка»
Воспитатели группы :
Лашева Л. В.
Ковалёва Е. О.
г. Смоленск
Карта проекта Название проекта : «Берёзка белая моя»
Тип проекта : познавательный
Вид проекта : творческий, исследовательский, информационный.
Публикация «Проект „Белая берёза“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Направленность проекта : взаимосвязь экологического, творческого и нравственного воспитания.
Сроки реализации проекта : долгосрочный (сентябрь – февраль)
Возраст детей: старший дошкольный (5-6 лет).
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-
исследовательская деятельность, двигательная, изобразительная, восприятие художественной литературы.
Актуальность.
В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а его свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие
достижения технического прогресса, у ребенка накапливается негативный опыт отношения к природе. Он действует в природе необдуманно, совершает негативные поступки по отношению к живым существам, не реагирует на
замечания сверстников и взрослых людей. Интерес к изучению природы поверхностный, ребенок не проявляет желание ухаживать за растениями и животными и не умеет этого делать. Поэтому очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней и отображать увиденное в детском изобразительном творчестве.
Проблема.
Равнодушие детей к особенностям родного края, нежелание беседовать на эту тему;
Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
Несоблюдение детьми старшего дошкольного возраста правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
В неполной мере дошкольники могут выразить свои эмоции и чувства в рисунке, они пассивны в самостоятельном выборе изобразительных материалов.
Цель: закрепить и углубить представления детей о дереве бер зе в поэзии, музыке, искусстве и детском изобразительном творчестве; формировать умение анализировать, приобретать опыт общения с природой и умение передавать в разных видах деятельности характерные особенности этого дерева.
Задачи:
продолжить работу по нравственному воспитанию дошкольников; формировать эстетические представления;
развивать речь детей в процессе защиты проекта и его подготовки.
развивать у детей стремление к здоровому образу жизни, с помощью системы знаний о роли бер зы в жизни человека;
создать условия для творческой самореализации детей, участия в конкурсе детского конкурса;
привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей
Предполагаемые итоги реализации проекта : Дети:
Использовать в жизни полученные знания о бер зе. Развитие патриотических чувств у детей.
Умение организовывать творческие, народные игры. Чтение наизусть стихотворения С. Есенина.
Выставка детских работ: «Белая бер за под моим окном…» Литературно – творческий конкурс «Белая бер за»
Родители:
Привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности;
Раскрыть родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
Участие родителей в процессе художественно- эстетического развития своих детей и активизации его творческих потенциалов.
Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
Организация творческой выставки «Белая бер за под моим окном…» Литературно – творческий конкурс «Белая бер за».
Педагоги:
Раскрыть значение нетрадиционных при мов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного изображения предметов (применение ИКТ)
«Мастер класс для педагогов» - учить применять разные изобразительные средства для создания образа зимней бер зы.
Основное содержание и методы реализации проекта Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала.
Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
1 этап:
Выявление уровня способностей в художественном творчестве детей и знаний детей о бер зе, как символе России;
Создание развивающей среды (подобрали материалы, игрушки,
атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме);
Разработка консультаций с родителями в рамках проекта;
Организация и проведение городского методического объединения в форме мастерской педагогического опыта: «Повышение
профессиональной компетенции и педагогического мастерства в условиях обновления содержания образования»;
Практический семинар для педагогов: «Разнообразие аспектов изобразительной деятельности».
2 этап:
Совместная литературно - творческая деятельность детей и родителей при подготовке выставки и конкурса чтецов.
Подведение итогов работы - выставка работ семейного творчества
«Белая бер за под моим окном…», литературно – творческий конкурс
«Белая бер за»
Реализация проекта :
Игровая деятельность:
Цель: Учить детей самостоятельно организовывать игры. Активизировать у детей воображение, стимулировать творчество, развивать двигательную
активность.
Проблемно-игровые ситуации:
«Я пойду бер зку заломаю», «За бер зовым соком»
Сюжетно-ролевая игра:
«Семья», «У бабушки в гостях», «Путешествие в лес»
Дидактические игры:
«Угадай, с какого дерева лист»,«Что бер за дает»
Коммуникативная деятельность:
Цель: развитие коммуникативных способностей детей.
Знать знания о символе славянского культа России - березе.
Познакомить детей с приметами, пословицами и поговорками, связанными с березой.
Приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать любовь к Родине.
Способствовать развитию духовности.
Познавательно – исследовательская деятельность
Познание:
Цель: расширить знания учащихся о жизни березы; выяснить, что означает слово «береза»; выявить роль березы в подержании жизни на Земле.
наблюдение на прогулке «Встреча с русской красавицей» беседа «Почему березы белые?»
занятие «Береза - символ России»
интегрированное занятие «Символика нашей России»
занятие о лекарственных свойствах березы «Домашний доктор»
Экспериментирование:
Цель: Развивать умения детей взаимодействовать с исследуемыми объектами, как средствами познания окружающего мира.
Рассматривание бересты под лупой Вода в жизни растений
Жизненный цикл растений
Восприятие художественной литературы.
Цель: воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него.
Загадки, пословицы, поговорки о березе Л. И. Горошкина «Березка»
Н. И. Птухина «Ода березе» П. Воронько «Береза»
С. Есенин «Белая береза» А. Прокофьев «Березка»
Музыкальная деятельность
Цель: разностороннее развитие музыкальных способностей детей, объединить детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями.
Слушание Ах ты, бер за р. н. м. обработкам. Раухвергера.
Пение Песня о родине слова Е. Карас вой, музыка В. Елинек. Хоровод Аи, да бер зка музыка Т. Попатенко.
Пение без сопровождения р. н. м. Во поле бер зонька стояла
Изобразительная деятельность
Цель: воспитание интереса к созданию образа бер зы с помощью нетрадиционных средств изображения, развитие мелкой моторики рук и глазомера, формирование умения передавать в рисунке характерные особенности бер зы, выполненные в технике необычных способов.
Изготовление коллективной работы «Осенний ков р»; Изготовление бер зы с помощью:
- при ма пластилинографии «Бер зовая роща»;
- обрывная аппликация «Бер за осенью»;
- рисования свеч й «Бер за зимой»;
"Белая береза под моим окном…" - беседа и рисование нетрадиционными способами по стихотворению С. Есенина;
"Мо любимое дерево" - оформление альбома
Двигательная деятельность
Цель: давать выход запасам энергии ребенка, развивать координацию движений, повысить положительный настрой и укрепить психическое и эмоциональное здоровье.
Подвижные игры:
«Горелки», «Ручеек», «Плетень», «Раз, два, три – к берёзе беги!», «Найди своё дерево».
Труд в природе
Укрывание дерева первым слоем "одеяла" из опавших листьев Укрывание дерева вторым слоем "одеяла" из снега
Взаимодействие с родителями
Цель: привлекать родителей к различным формам совместной с детьми деятельности; раскрыть актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности; участие родителей в процессе художественно - эстетического развития своих детей и активизации его творческих потенциалов.
Подбор иллюстраций, открыток, фото, вырезок из газет и журналов, загадок, пословиц и поговорок о березе.
Рекомендации и консультации для родителей "Березкины слезки",
«Развитие мелкой моторики у детей», «Экологическое воспитание детей в семье»;
Организация творческой выставки «Белая бер за под моим окном…» Литературно – творческий конкурс «Белая бер за».
Изготовление кормушек, скворечников
Взаимодействие с педагогами.
Цель: расширение знаний о развитии детских творческих способностей, пополнение педагогической копилки, улучшение навыков оформительской деятельности, освещение результатов работы на сайте детского сада.
Раскрыть значение нетрадиционных при мов художественного творчества в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности (выступление на методическом объединении педагогов)
Ознакомить педагогов с многообразием техник нестандартного изображения предметов (применение ИКТ)
«Мастер класс для педагогов» - учить применять разные изобразительные средства для создания образа зимней бер зы.
Принципы реализации проекта :
Принцип развивающего обучения.
Принцип воспитывающего обучения. Принцип свободы выбора.
Принцип личностно – ориентированного обучения Принцип интеграции.
Принцип доступности.
Методы и приёмы реализации проекта :
Метод сенсорного насыщения
Метод эстетического выбора, направленный на формирование эстетического вкуса.
Метод разнообразной художественной практики. Метод сотворчества (родители и дети).
Метод игровых, творческих ситуаций.
Формы работы:
Деятельность педагога:
беседы;
познавательные рассказы воспитателя;
интегрированные занятия;
чтение художественной литературы;
использование иллюстративного материала
Деятельность детей:
экспериментирование;
речевые игры, описательные рассказы;
дидактические игры с предметными картинками; подвижные игры;
художественно-продуктивная деятельность; музыкальная деятельность.
Взаимодействие с родителями воспитанников:
консультации, рекомендации; индивидуальные беседы;
совместная творческая деятельность;
Ресурсы:
Интеллектуальные:
педагоги;
дети старшего дошкольного возраста; родители воспитанников.
Материальные:
библиотека методической и художественной литературы для детей и родителей;
плакаты и демонстрационный материал по данной теме; дидактические игры и упражнения;
оборудование для экспериментирования и труда;
материалы и инструменты для художественного творчества.
Система работы творческого проекта
Работа с педагогами Работа с родителями Совместная деятельность родителей и детей
Материалы для оформления папки- передвижки в группе. Темы:
1. «Рисование пластилином»
2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной деятельности».
Выступление на итоговом пед. совете
Темы:
Отч т кружковой работы с итоговым педагогическим мониторингом по теме проекта.
«Мастер класс для педагогов» -
по применению нетрадиционных техник рисования на тему: «Зимняя бер зовая роща»
Выступление на городском методическом объединении
«Значение нетрадиционных при мов художественного творчества в работе с
дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности»
Применение ИКТ:
Ознакомление педагогов с многообразием техник нестандартного изображения предметов Консультации:
Темы:
- «Экологическое воспитание детей в семье»;
- Развитие мелкой моторики у детей.
Рекомендация:
"Березкины слезки"
Папка – передвижка.
Тема: «Давайте займемся домашними делами вместе с детьми»
Индивидуальные беседы.
Изготовление кормушек, скворечников Выставка:
выставка работ семейного творчества «Белая бер за под моим окном…»;
Конкурс:
литературно – творческий конкурс «Белая бер за»
Продукт проекта :
Дети:
выставка детских рисунков, поделок, аппликаций;
конкурс на лучшего чтеца стихотворения С. Есенина «Бер за»; библиотека художественной литературы о березе;
дидактические игры, пособия; альбом "Мо любимое дерево";
изготовлены кормушки, скворечник;
Результаты творческого проекта :
Используют в жизни полученные знания о бер зе.
Умеют организовывать творческие и народные игры.
С большим удовольствием отображают свои впечатления о бер зе в продуктивных видах деятельности.
Воспитанники охотно участвуют в конкурсах и выставках детского творчества.
Родители:
Приобрели знания по экологическому воспитанию, по развитию детского творчества, получили информацию о способах развития мелкой моторики рук дошкольников.
Участие родителей в процессе художественно-эстетического развития ребенка и активизации его творческих потенциалов.
Научились организации худ. деятельности в семейном кругу.
Охотно участвуют в совместных конкурсах и выставках детского творчества.
Педагоги:
Расширение знаний о развитии детских творческих способностей Пополнение педагогических копилок.
Освещение результатов работы на сайте детского сада.
Подведение итогов:
проведены выставки работ: в группе для родителей, в детском саду; участие в конкурсе чтецов по теме проекта.
Оценка проекта :
Положительные отзывы родителей, педагогов, администрации ДОУ.
Работа над творческим проектом в будущем :
В следующем году продолжим:
формировать умение детей анализировать, приобретать опыт общения с природой и умение передавать в разных видах деятельности характерные особенности дерева России – бер зы;
продолжим работу по нравственному и художественно – эстетическому воспитанию дошкольников;