Любовь Марина
Проект «Сундук со сказками»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Сундук со сказками».
Актуальность:
В настоящее время перемен, эпоху компьютеризации, когда так быстротечно текут часы и годы, когда ребёнок ещё не научился ходить, а уже умеет включать телевизор и компьютер; когда дети и подростки почти не гуляют на свежем воздухе, а отдают предпочтение компьютерным развлечениям (где надо стрелять и убивать противника, а родители большую часть суток проводят на работе, во многих семьях перестали звучать сказки. Так обрываются традиции русского творчества. А ведь русская народная сказка - сокровище народной мудрости. Сказки – это бесценный опыт, приобретенный поколениями и переданный нам и нашим детям в простой и доступной, игровой форме.
Публикация «Проект „Сундук со сказками“» размещена в разделах
Тип проекта : познавательно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Срок реализации: с 14 января по 25 января.
Автор проекта : воспитатель: Марина Л. В.
Вид проекта : познавательно - речевой, творческий.
По характеру контактов: внутригрупповой.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников группы.
Возраст детей: дети от 3 до 4 лет.
Пояснительная записка:
«Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений».
В. А. Сухомлинский.
Сказка - удивительное средство воздействия на внутренний мир человека. Она помогает узнать мир, учит объективно воспринимать окружающее. Особенно велико значение сказки на психическое развитие детей. «Сказка - источник детского мышления, а мысль дошкольника неотделима от чувств и переживаний».
Сказку обязательно нужно использовать в воспитании ребёнка. Дети прекрасно понимают: где вымысел, волшебство, а где реальная жизнь. Что не может быть медведя с коробом за плечами или петуха с косой. Но именно выдумка в сказке привлекает детей своей несхожестью с реальными животными и птицами. Их больше всего занимает сюжет, история, будут ли спасены козлята и удастся ли Маше убежать из дома медведей. В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Самые элементарные представления о добре и зле, о подвиге и трусости, в сказках определяют для ребёнка нормы поведения в окружающем мире. Чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребёнка. Важно научить детей правильно оценивать поступки героев, определять и мотивировать своё отношение к ним. К. И. Чуковский писал, что роль сказочника «воспитать в ребёнке человечность - эту удивительную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться счастью другого, переживать за чужую судьбу».
В Программе дошкольного образования в образовательной области «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» по младшей группе речевому развитию отводится приоритетная роль. «Уникальность» речевого развития детей 3 - 4 лет состоит в том, что речь играет доминирующую роль в развитии высших психических функций ребенка, она напрямую связана с развитием и формированием таких процессов как мышление, память, восприятие, внимание, воображение. Речь тесно связана с развитием мыслительных процессов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, умозаключения, т. е. чем выше будет уровень развития речи, тем качественно выше будет интеллект ребенка.
Ребенок с удовольствием знакомится с элементарными средствами выразительности (цвет, звук, форма, движения, жесты, проявляется интерес к произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки, потешки и сказки).
Детям двадцать первого века нужно не только рассказать сказку, поговорить о сюжете и разрисовать картинки, но и учить осмысливать поведение героев в разных ситуациях, способы решения их проблем. Поэтому, используя разные формы и методы работы с детьми по теме «Сказки», я не только знакомила детей с сюжетом сказки, но учила их правильно оценивать действия персонажей сказок, создавала ситуации морального выбора поведения в конкретной обстановке.
Использование волшебного «Сундука сказок» в ООД, в играх вызывало у детей большой интерес и настрой на волшебство происходящего. В нём в зависимости от темы и содержания проведения ООД или игры на тему «Сказки» были спрятаны игрушки, герои кукольного театра, предметы, сюрпризные моменты, маски, дидактический и раздаточный материал. Различные картинки - модули, символы героев сказок, схемы, мнемотаблицы, дидактические игры, игры-загадки; средства ИКТ - способствовали развитию диалогической речи, мышления и творческому воображению детей. Использование «волшебной палочки», чтобы помочь герою, творили чудеса – ребёнок верил в свои силы, и ему хотелось сделать ещё что – то хорошее. Участие в инсценировке «Теремок» нашло эмоциональный отклик в душе каждого ребёнка.
Постановка проблемы:
Многие дети знают только те сказки, которые слышали в детском саду, и лишь некоторые из них могут назвать другие сказки, потому что не во всех семьях сохранилась традиция - читать дома книги. Закономерность – у большинства детей плохо развита речь…
Цель: создать условия, способствующие формированию интереса к сказкам и книгам для развития речевой и познавательной активности детей.
Задачи:
* Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев. * Развивать эмоциональную отзывчивость на литературные произведения и интерес к художественному слову. *Способствовать развитию связной, грамматически правильной диалогической речи.
* Активизировать словарь через диалоговую речь. * Развивать умения передавать образ сказочного героя речью, движениями.
* Прививать интерес к театрально - игровой деятельности.
* Воспитывать интерес и любовь к русскому народному творчеству.
Для родителей:
* Принимать участие в реализации проекта (по рекомендациям педагогов);
* Принимать участие в совместной деятельности с детьми и педагогами.
* Развивать творческие навыки, коммуникативные умения; способствующие поддержанию традиций семейного чтения.
Для педагогов:
* Составить план проекта, осуществить его реализацию.
* Пополнить предметно – пространственную развивающую среду в группе: книжный уголок сказками, подобрать демонстрационный материал, создать картотеку народных игр, изготовить маски, теневой театр. * Оформление и проведение выставки книг «Моя любимая сказка».
* Повысить уровень речевой активности детей через работу со сказками.
* Оказывать детям помощь в организации и проведении игр;
* Привлекать родителей к участию в проекте. * Обогатить родительский опыт взаимодействия с детьми.
Предполагаемый результат:
* Дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут узнавать их по иллюстрациям, запомнят героев.
* Дети приобретут умение передавать образ любимого героя в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах.
* У родителей возникнет желание участвовать в мероприятиях группы (конкурсы рисунков, поделок, пополнение развивающей среды, соревнования и т. д.
Игровая мотивация:
Во время ознакомления детей с художественной литературой использовались сюрпризные моменты - приход Бабушки – сказочницы, волшебный сундучок, игрушки персонажи, маски, театры, загадки, художественное слово и т. д.
Форма проведения итогового мероприятия проекта : Инсценировка сказки.
Итоговое мероприятие: Инсценировка сказки «Теремок».
Продукты проекта : Лепка «Репка»; Коллективная аппликация – лоскутное одеяло; Рисование «Украсим варежку».
Выставка книг: «Моя любимая сказка». Выставка рисунков родителей и детей «Моя любимая сказка». Маски сказочных персонажей; Теневой театр; Интегрированное ООД «Путешествие па поляну сказок». Фото по теме проекта.
Итог проекта : Инсценировка сказки «Теремок»; Презентация проекта.
Этапы работы над проектом :
1 этап: Подготовительный: 1. Выбор темы;
2. Постановка проблемы;
3. Изучение методической литературы;
4. Определение цели и задач;
5. Разработка плана мероприятий проекта.
2 этап: Основной:
Беседы. ООД. Рассказывание и чтение сказок, стихотворений, потешек. Отгадывание загадок. Выставка книг со сказками. Использование ИКТ: показ видеослайдов, прослушивание аудиосказок. Моделирование. Игровая деятельность: (дидактические игры, словесные, сюжетно-ролевые; игры-драматизации; настольно – печатные, подвижные, народные, пальчиковые, артикуляционные).
Проигрывание эпизодов сказки.
Музыкально – ритмические движения.
Игровые ситуации. Проблемные ситуации. Самостоятельная игровая деятельность детей; Самостоятельная продуктивная деятельность детей;
Взаимодействие с родителями:
Познакомить родителей с информацией о предстоящем проекте и пригласить к участию в нём. Консультация: «Советы родителям по развитию речи».
Консультация: «Роль сказки в воспитании дошкольников».
Подготовка и организация выставки книг: «Моя любимая сказка». Выставка рисунков родителей и детей «Моя любимая сказка». Предложить пополнить развивающую предметно – пространственную среду в группе: книжный уголок сказками, изготовить маски сказочных героев.
Заключительный этап:
Картотека народных игр.
Театр теней: «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Курочка Ряба». Рисунки «Моя любимая сказка». Сундучок для ряженья. Памятки, рекомендации для родителей.
Фотографии.
Презентация проекта для родителей.
Продукты проекта :
Наглядные пособия: игры, картотека народных игр.
Материал по работе с воспитанниками.
Консультации для родителей.
Аппликация (коллективная) «Лоскутное одеяло».
Рисунки «Украсим варежку». Театр теней: «Репка», «Теремок», «Три поросёнка», «Курочка Ряба». Рисунки «Моя любимая сказка». Сундучок для ряженья.
Фотографии.
Презентация проекта.
Итог проекта : Знакомство ребёнка со сказками оставляет неизгладимый след в его душе, обогащает речь, формирует доброжелательное отношение к окружающему миру. После проделанной работы у детей возросла познавательная активность к книгам, дети приобрели коммуникативные навыки и стали более общительными и дружными, по возможности старались помочь друг другу. Родители стали уделять больше времени для чтения книг и сказок дома.
Используемая литература:
1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2017. – 352 с. 2. Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. 3. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
4. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2007.
5. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. - М. : Мозаика - Синтез, 2012г Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет. Волгоград: Учитель, 2014.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова, А. И. Максаков, М. И. Попова и др. ;Под ред. Ф. А. Сохина. – 3-е изд. ,испр. и доп. – М. : Просвещение, 1984. -223 с.
7. Русские народные сказки. Сост., вступ. и прим. В. П. Аникина. –М. : Правда 1985г.
8. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
9. Фесюкова Л. Б. «Воспитание сказкой» : Для работы с детьми дошкольного возраста/ Ил. З. А. Курбатовой, Н. М. Стариковой, Ю. А. Модлинского, М. Ф. Шевченко. – М. :ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков:Фолио, 2000 - 464 с
10. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Интерактивный ресурс. Словарь Википедия.
Бабушка - сказочница.
Дружно зверушки в теремке живут.
Игра по сказке в подарок.
Красивое, уютное лоскутное одеяло.
Рукавичку украшали.
За героя сильно мы переживали. 1248857-1564476465.jpg[/IMG]
Как герою нам помочь?
Кто в теремочке живёт?
Домик для картинки найдём и сказку соберём.
Вот какое лоскутное одеяло.
Папы и мамы нам маски мастерили.
. Выставка "Моя любимая сказка"