Тимошенкова
Проект «Арт-терапия как метод оздоровления» в подготовительной группе
Проект
«Арт-терапия как метод оздоровления»
Воспитатель:
С. А. Тимошенкова
Саратов 2020 г
Актуальность
Арт-терапию можно отнести к одному из самых необычных и интересных направлений, которые существуют в практической психотерапии и психологии на сегодняшний день. Богатая на методики, она способна снять и устранить симптомы различных недугов, успокоить душу и тело, а также достичь положительных изменений в личностном, эмоциональном, интеллектуальном и социальном развитии.
Публикация «Проект „Арт-терапия как метод оздоровления“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Не так давно данное направление стали практиковать в детских дошкольных учреждениях. Под арт-терапией понимают занятия с детьми, которые связаны с различными видами художественного творчества.
Арт-терапия, как здоровьесберегающая технология в ДОУ направлена на развитие внимания, воображения, речи, памяти, логики и мышления. С помощью сказок, рисования, танцев или музыки и т. д. можно помочь ребенку в самовыражении: гиперактивным переключиться на более спокойный вид занятий, а нерешительным и робким - избавиться от страха.
В проекте представлено несколько арттерапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия, тканетерапия).
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Данный проект будет реализован с воспитанниками МДОУ «Детский сад № 112».
Цель проекта
Гармонизация эмоционально-волевой сферы ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания, расширение возможностей социальной адаптации детей посредством методов арт-терапии.
Задачи
• Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.
• Развитие творческих и коммуникативных способностей.
• Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».
• Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.
• Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.
• Установить партнёрские отношения с родителями
• Сплочение детского коллектива.
Ожидаемый результат
• Стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций.
• Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
Участники проекта
• Дети подготовительной группы;
• Воспитатели группы;
• Родители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (с 06.03.20 по 13.03.20)
Тип проекта : Здоровьесберегающий, познавательно-творческий.
Этапы проекта
Подготовительный этап
• выявление проблемы, формирование цели и задач проекта;
• ознакомление с методами и приемами арт-терапии;
• анкетирование-привлечение родителей и педагогов к участию в проекте;
• планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания
предметно-развивающей среды;
• определение необходимого материала (дидактические пособия,
литература, игры, атрибуты и т. д.)
Методический этап
разработка проекта;
• разработка НОД;
• составление консультаций для родителей.
Практический этап
Непосредственная реализация проекта :
• организация деятельности с детьми;
• организация совместной с детьми, родителями и педагогами коллективной работы из ткани «Весенний марафон».
Заключительный этап
• подведение итогов реализации проекта (анализ результатов деятельности по
применению арт- терапии, выводы, рефлексия проводимых мероприятий,
направленных на здоровье детей);
• анкетирование для родителей.
Обеспечение
• подбор методической литературы;
• учебные пособия: конспекты НОД, картотеки дидактических игр;
• пакет рекомендаций для родителей и воспитателей;
• музыкальные диски.
План мероприятий
Понедельник
-Упражнение «Здороваемся ладошками».
Цель: Создание в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.
-Беседа «Дружба».
Цель: Учить доброжелательности.
-Выставка детских рисунков «Я и мои друзья из группы» (изотерапия). Рисовать можно чем угодно, будь то краски, карандаши, фломастеры или же мел, сыпучие пищевые продукты и песок.
Цель: Помочь сосредоточиться, расслабиться.
-Слушание музыки Вивальди (музыкотерапия).
-Семейная гостиная «Играем вместе».
Цель: Познакомить родителей с элементами арт-терапии.
Вторник
-Игра «Кто позвал?» (игротерапия).
Цель: Развивать слуховое внимание, ориентироваться в пространстве.
-Чтение сказки «Жаба, черепаха и Жук» (библиотерапия).
Цель: Позволить детям найти свое место в социуме, а также дать представление о путях выхода из сложных ситуаций по примеру полюбившихся героев.
-Свободный танец (танцетерапия).
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.
Среда
-«Разноцветный дождик» (цветотерапия).
Цель: Развивать световосприятие и цвета-ощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.
-Эмоционально-коммуникативная игра «Азбука настроений» (игротерапия).
Цель: Познакомить детей с основными человеческими эмоциями и способами их выражения, обучить правилам поведения и основам этикета.
-Свободный танец под рус. народ. плясовую муз. (танцетерапия)
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать движения в танце.
Четверг
-Упражнение «Здороваемся ладошками».
Цель: Создание психологической готовности к занятию, установление в группе атмосферы доверительности, доброжелательности.
- Развивающее занятие «Сказочные персонажи» (библиотерапия).
Цель: Учить детей определять эмоции по условным графическим изображениям. Закреплять образ «доброго» и «злого» героя в движениях. Закреплять умения находить позитивные решения в конфликтных ситуациях.
-Слушание музыку Моцарта (музыкотерапия).
Цель: Формировать благоприятный микроклимат в детском коллективе.
Пятница
-Выставка детских работ «Весенний марафон».
Цель: Формировать положительную эмоциональную атмосферу детей.
-Круглый стол.
Цель: Обобщить и распространить эффективные формы работы, которые использовались на Неделе арт-терапии.
Заключение
Не обязательно выбирать один метод, многие из них прекрасно сочетаются друг с другом: можно лепить под музыку, танцевать под музыку, рисовать и одновременно слушать лечебную мамину сказку. Как комбинировать занятия, решать только родителям.
Стоит отметить, что домашние занятия хороши для профилактики, для снятия ежедневного стресса, усталости.
Список использованных литературных источников
1. Арт-тарапия - новые горизонты /Под ред. А. И. Копытина. - М. :
Когито-Центр, 2006
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1 – М. : Издательство Скрипторий 2003; 2007 – 72 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2 – М. : Издательство Скрипторий 2003; 2007 – 72 с.
4. Аметова Л. А. "Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт". М., 2003.
5. Жучкова Г. Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М. : ГНОМ, 2011.
5. Чистякова М. И. Психогимнастика. -М. : Просвещение, Владос, 1995.
6. Интернет-ресурсы: infourok.ru;www.maam.ru.ped-kopilka.ru.