Виктория Тюкавкина
Проект «Этот день вы приближали, как могли»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Этот день вы приближали, как могли»
Направленность: познавательное развитие
Участники: дети и родители старшей группы № 10
Руководитель проекта : Тюкавкина Виктория Викторовна, воспитатель
Пояснительная записка.
Актуальность. Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная про-блема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, больше думаем и размышляем. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. В связи с этим проблема нравственного – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, это основа формирования будущего гражданина.
Публикация «Проект „Этот день вы приближали, как могли“» размещена в разделах
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в дошкольном учреждении. Только в результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Но в силу по-следних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Сейчас потеряны исторические корни, историю много раз переписывали, искажали. Поэтому в настоящее время необходимо все расставить по своим местам, показать, что без прошлого не будет и настоящего, необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. В преддверии празднования Дня Победы, мы провели анкетирование среди родителей и опросили детей с целью определения степени осведомлённости о войне 1941-1945 годов и участии в ней старшего поколения их семей. (Приложение № 1)
Анкета для родителей содержала вопросы:
• Есть ли (были) в Вашей семье участники Великой Отечественной войны (участники трудового фронта, бывшие узники концлагерей?
• Знаете ли Вы, где они воевали (трудились, пребывали в заключении?
• Есть ли у них награды?
Варианты ответов: да, нет, не знаю.
Результаты получили следующие, ответили: «да» – 2 %, «нет» – 16%, «не знаю» – 82 %.
Детям задали вопросы:
• Знаешь ли ты, что такое Великая отечественная война?
• Когда она была? (давно или недавно)
• Какие страны в ней участвовали?
• Кто одержал Победу?
• Кто-то из твоих родственников участвовал в этой войне?
• Какой праздник отмечается 9 мая?
Итоги опроса: знают – 15 %, не знают – 85 %.
В результате проведенной работы, выявили проблему:
Ограниченные знания родителей об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной Войне;
Отсутствие у детей представления о событиях войны 1941-45 г. и судьбах своих прадедов участвовавших в ней;
Эта проблема и побудила нас разработать проект «Этот день вы приближали, как могли».
Тип проекта :
-по методу - творческий
-по содержанию - включает ребенка и его семью, детский сад, общество и его нравственные и культурные ценности
-по количеству участников – групповой (для детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей)
- по продолжительности - долгосрочный.
Предметная область - познавательное развитие.
Вхождение в проект происходило через методику трех вопросов. Детям был задан вопрос: "Что вы знаете о Великой Отечественной войне?". Дети отвечали, что русские воевали с немцами, мы победили, 9 мая - День Победы. Второй вопрос: "Что бы вы хотели узнать о Великой Отечественной войне?" Ответы детей: Какие солдаты воевали? Живы ли еще люди, которые воевали? Как нам удалось победить? Третий вопрос: "Как мы можем это узнать?" Ответы детей: Книгу прочитать, бабушку с дедушкой спросить, в интернете найти ответ и др.
По результатам опроса детей был сделан набросок плана совместной работы, который постоянно дополнялся новыми идеями детей и родителей. Новизна проекта заключалась именно в том, что ребята сами выбирали направление работы по проекту, каждый его шаг был обоснован сиюминутным интересом детей, каждый день рождал новые вопросы, на которые нужно было находить пути решения. (Приложение № 2)
Практическая значимость проекта заключается в том, что все материалы, собранные при его реализации могут использоваться в практической деятельности воспитателями групп, специалистами и не только внутри ДОУ, но и педагогами других детских садов, так как, осуществляя проект, было переработано большое количество литературы, статей в журналах, сделаны определенные выводы и даны рекомендации.
Предмет данного проекта - методы, приёмы и способы, способствующие гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников.
Цель проекта : развитие у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений через систематизацию знаний о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг
Задачи проекта :
Обучающие
1. Уточнять и расширять знания детей о подвиге людей, защищавших нашу страну.
2. Раскрыть значение победы в Великой Отечественной войне.
3. Вызвать желание у детей петь песни, читать стихи о Великой Отечественной войне и наших защитниках.
4. Обучать детей речевым средствам общения.
Воспитывающие
1. Воспитывать патриотические чувства, эмоционально-положительное отноше-ние к воинам-защитникам, желание быть такими же смелыми, отважными и благородными;
2. Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны, с рассказами о подвигах русских солдат;
3. Подвести к восприятию художественных произведений о войне.
4. Уточнить знания детей о празднике Дне Победе, объяснить, почему он так и назван в этот день;
5. Учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.
6. Проведение праздника, посвященного Дню Победы, с приглашением ветера-нов.
Развивающие
1. Развивать познавательный интерес к истории своей страны.
2. Развивать продуктивную деятельность и творчество.
Гарантированный результат.
Дети старшего дошкольного возраста должны знать и уметь:
1. Иметь представление о легендарном прошлом нашей Родины.
2. Иметь представления о военных профессиях, о родах войск, военной технике.
3. Владеть расширенным словарным запасом.
4. Иметь представления о памятных местах родного города.
5. Испытывать уважение к защитникам Родины и чувства гордости за свой народ.
6. Интерес к новым знаниям, историческому прошлому страны через произведения живописи, прослушивание музыкальных произведений.
Кроме того, в процессе реализации проекта у детей должны развиваться психические процессы:
- интеллектуальное развитие (установлению причинно–следственных связей, осведомленность в различных сферах жизни)