Лариса Иванова
Авторская образовательная программа «Топотушки» (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская образовательная программа (часть II)
3. Организационно-педагогические основы обучения
3.1. Принципы реализации программы
В соответствии с ФГТ программа опирается на научные принципы ее построения:
Публикация «Авторская образовательная программа „Топотушки“ (часть II)» размещена в разделах
Принцип доступности. Учет возрастных особенностей и индивидуальных способностей – один из основополагающих педагогических принципов, который соблюдался при написании программы дополнительного образования хореографического кружка «Топотушки», модифицированой в соответствии с особенностями 5 - летнего возраста. Именно показатели развития двигательных навыков и физических качеств в этом возрасте выше, чем у их сверстников. Отмечаются более ранние изменения и некоторых функциональных показателей сердечно – сосудистой системы. К пяти годам размеры сердца у ребёнка увеличиваются в четыре раза, интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается на протяжении всего дошкольного детства. Поэтому рекомендуется начинать занятия как можно раньше, так как высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых упражнений, иногда даже сложных. У детей 5-7 лет наблюдается незавершённость строения стопы. И именно хореография обладает большим арсеналом движений, укрепляющих и формирующих стопу, её свод. Деятельность скелетной мускулатуры в этот период имеет жизненно важное значение. Ведь известно, что у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате хореографических упражнений происходит не трата, а приобретение энергии. Именно эти возрастные особенности и определили возраст пяти лет как наиболее оптимальный для начала занятий основами хореографии.
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
Принцип систематичности и последовательности в организации образовательного процесса – принцип предполагает систематическую работу по обучению и воспитанию художественно эстетической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы.
Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
принципы гумманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Принцип активности и сознательности
Принцип наглядности
3.2. Психологическое обеспечение реализации программы
- Создание доброжелательной атмосферы;
- Техника безопасности;
3.3. Методы и приемы, используемые в процессе реализации программы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов совместной деятельности.
Особое место в программе занимают следующие формы обучения: практическая работа, творческие задания в игровой форме, выступления на концертах.
Основные методы:
обучения – диалогический, показательный,
преподавания – объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстративный.
- Танцевальная группа укомплектована по принципу возрастных особенностей и танцевальных способностей.
- Учебный процесс в рамках одного занятия предполагает работу со всей группой вместе.
- На танцевальном кружке определенное время отвожу на разучивание того или иного танцевального элемента или на его повторение. Если это элементы русского народного танца, то подбираю разнообразные русские народные плясовые мелодии. Народные танцы отличаются неповторимостью и своеобразием движений, так как каждый народ имеет в танце свою «поступь и осанку».
Чтобы заинтересовать детей новым танцем, считаю необходимым дать его общую характеристику, отметить особенности. Провожу беседу об особенностях фольклорного творчества данного народа, смотрим иллюстрации, знакомящие с костюмами, по возможности знакомлю с видеоматериалом. Большое внимание уделяю слушанию и разбору музыки танца. Музыкальное сопровождение к танцу подбираю яркое, эмоциональное, выразительное.
Для достижения эффективности обучения необходима серьёзная подготовительная работа. Предварительно прорабатываю все танцевальные элементы, составляющие основу данного танца. Разучиваем сначала в более медленном темпе, обращая внимание на отдельные технические трудности, исполнительские нюансы.
Первостепенную роль играет правильный, отчётливый, выразительный показ движений педагогом. Важно, чтобы дети вникли в авторский замысел составителя данного танца, уловив все особенности танцевальных движений. Полезным оказывается показ воспитанников, грамотно и выразительно танцующих.
Разучив отдельные танцевальные элементы, составляющие основу данного танца, можно соединять их в небольшие танцевальные композиции, а затем уже работать последовательно над фигурами танца, которые войдут в дальнейшем в единую танцевальную композицию.
Стараюсь заранее анализировать, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, нахожу слова для объяснения отдельных деталей, продумываю образные сравнения. Свой показ движений сопровождаю словесными пояснениями, указаниями.
При заучивании танцевальных элементов дети могут стоять в свободном расположении, в шахматном порядке, по линии, в полукруге или в кругу. При этом все хорошо видят мой показ, а мне легче контролировать качество движений своих воспитанников. Работая со всей группой, наблюдаю за детьми в процессе занятия, отмечаю их успехи, помогаю преодолевать недостатки. С отстающими работаю дополнительно. Наиболее способных, чаще всего привлекаю к показу, используя в сольных танцах.
Приёмы, которые применяю в ходе образовательной работы :
- процесс изучения танцевальных элементов строится «от простого к сложному»;
- внимание, память, мышление активизируется в игровых ситуациях;
- формирование творческих способностей в импровизациях;
- самостоятельная работа способствует формированию контроля и самоконтроля;
- активизация переживаний, эмоций средствам музыки;
- во время исполнения движений своим показом помогаю детям;
- тихонько отзываю отстающих в сторону и предлагаю посмотреть, как делают другие;
- подбадриваю по ходу движения, отмечая малейшие успехи;
- оказываю помощь ребёнку действием, например, держу за руки, поправляя кисти, помогу поднять ногу, ниже согнуться;
- ставлю отстающих в пару с хорошо успевающим.
Воспитание активной творческой личности – одна из важнейших задач хореографического образования. Разнообразные творческие задания, связанные с танцами, внесение элементов импровизации, совершенно необходимы и, как правило, даются в конце занятия (Приложение1).
3.4. Формы контроля
Образовательная деятельность является двусторонней, то есть в ней участвую педагог и ребенок. В этой связи необходимо систематически получать обратную информацию о состоянии развития личности. Потому необходимо четко и грамотно разработать контрольно-оценочную деятельность. На каждом занятии отмечаю отличившихся воспитанников и даже отстающих детей за правильно выполненное движение, чтобы у них не пропала вера в свои силы.
Для контроля используются следующие формы педагогического контроля.
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- промежуточный – в течение года коллектив участвует во всех мероприятиях проводимых в детском саду, выступает на родительских собраниях, где исполняет некоторые танцевальные композиции, уже изученные, вынося их на суд зрителей.
- итоговый – участие в конкурсе танцевального мастерства, итоговое занятие.
Для качественного усвоения программы с каждым ребенком ведется индивидуальная работа. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к нему, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения движений с учетом следующих критериев:
- удовлетворительное качество исполнения и соответствие заданной идее;
- оригинальность исполнения и творческий подход в игровой деятельности.
3.5. Диагностика.
Составлены критерии диагностики по усвоению задач данной программы.
Средства диагностики: психолого-педагогическое наблюдение, упражнения, задания на занятиях. Диагностика проводится в начале и в конце реализации программы. (Приложение 2)
4. Условия реализации дополнительной образовательной программы
Для успешной реализации данной программы необходимо :
большое, светлое и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее оборудование, костюмы и обувь для занятий и танцевальных номеров для концертных выступлений; концертный зал для выступлений.
5. Формы подведения итогов.
- выступления на различных мероприятиях СП - Детский сад «Светлячок» (развлечения, родительские собрания, утренники);
- открытые занятия для родителей и педагогов;
- участие в районных и областных конкурсах, концертах, фестивалях;
- отчётный концерт.
6. Ожидаемые результаты.
К концу обучения воспитанник должен уметь показать некоторые танцевальные композиции, знать названия исходных положений рук и ног, названия шагов, притопов, поклонов, подскоков, поворотов, уметь их показать. Чувствовать себя уверенно при исполнении танцевальных композиций, уметь вести себя в паре (пригласить, проводить, подать руку, приветствие, поклон).