Лиана Габдрахманова
Консультация «Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан.
Задачи.
Обучающие:
познакомить детей с новыми терминами;
показать детям отличительные особенности башкирского костюма;
Развивающие:
развивать эстетический и художественный вкус;
развивать творческую активность;
Воспитательные:
Публикация «Консультация „Знакомство детей дошкольного возраста с одеждой народов республики Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Консультации для родителей
- Одежда, как одевать ребенка. Консультации для родителей
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2021
воспитывать патриотические чувства;
воспитывать бережное отношение к культурному и историческому наследию и традициям национальной культуры Республики Башкортостан.
Оборудование:
- компьютер, музыкальный центр;
- альбом с иллюстрациями башкирской национальной одежды;
- кукла в башкирском национальном костюме;
- женский национальный башкирский костюм :
- аудиозапись башкирской музыки.
Ход.
1. Организационный момент.
На фоне башкирской мелодии педагог читает стихотворение Р. Б. Даутова
В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье
И щедрость народа, его доброта.
- Так в своих стихах воспевали родной край чудесные башкирские поэты, край, полный красот, созданных самой природой, и красот, созданных руками человека. Башкирский народ издавна славился своими мастерами, чьи изделия являлись памятниками народного творчества.
- Дети, сегодня мы с вами поговорим о национальной одежде башкир. Мы познакомимся с особенностями художественного оформления башкирской народной одежды, с дополнениями к башкирскому народному костюму.
2. Основная часть.
- Дети, обратите внимание на женский национальный костюм.
- Одежда башкирской девушки, женщины очень красива. Девушки носили длинное платье – кулдэк. Кулдэк украшали лентами, монетами, кораллами.
- Посмотрите, какие рукава у платья?
(рукава длинные, с воланами)
- Чем украшен подол?
(цветными нитками, лентами, юбка имеет несколько складок)
- На платье женщины надевали нагрудную повязку, расшитую монетами и бисером.
Поверх платья носили короткий безрукавный камзол или кафтан – кэзэки. На праздник надевали шелковые или бархатные халаты – елэн, бешметы. Зимой носили суконные чекмени (сэкмэн, шубы (тун, тулупы (толоп). Халаты и шубы включались в праздничный комплект. Халаты расшивались цветным узором, украшались нашивками из кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях.
Праздничную одежду шили из домашней ткани вышитой узорами.
- На ноги надевали кожаные башмаки или сапожки с суконными голенищами – сарык, кожаные калоши. Обувь изготавливали из кожи.
- Посмотрите, как их украшали. Женские башмаки вышивались цветной строчкой, шерстяными кисточками. На сапожках (сарык) вокруг задника нашивали разноцветное сукно на черном, желтом или зеленом фоне.
(Педагог показывает иллюстрации из альбома с башкирской национальной одеждой).
- Наряд дополнял головной убор. По головным уборам можно было узнать о возрасте, семейном положении женщины. Головные уборы были яркими с нашивками из монет, кораллов, блях.
Такыя был праздничным головным убором. Традиционным башкирским мужским и женским меховым головным убором был бурек. Бурек, отделанный по околышу мехом выдры или бобра, являлся праздничным головным убором.
- Дети, посмотрите, я принесла вам куклу в Башкирском костюме, который сшила сама. Вы можете подержать куклу в руках, внимательно рассмотреть платье, камзол и головной убор - БУРЕК.
- Башкирские женщины также заботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах.
- Красивый национальный костюм, не правда ли? Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Платочек - Яулык».
Проводится игра «Платочек - Яулык»
Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.
В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:
Спрячу, спрячу я платочек,
Под ракитовый кусточек.
Кто платочек найдет,
Тот со мной пойдет.
И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.
- Молодцы, дети, славно поиграли. А теперь рассмотрим одежду мальчиков, мужчин.
(Педагог показывает иллюстрации из альбома с башкирской национальной одеждой)
- Посмотрите, это – рубаха. Какая она?
(просторная, длинная, с широким отложным воротником, длинными рукавами)
- Посмотрите, поверх рубахи и нешироких штанов надевали верхнюю одежду – кафтан или камзол с поясом. Камзол украшали монетами, бисером, вышивкой.
Зимой мужчины носили шубы из овчины и тулупы.
Исключительно мужской деталью одежды были пояса. Носились праздничные традиционные широкие мужские пояса с ювелирной пряжкой – кэмэр. Для изготовления кэмэр использовали узорное сукно, бархат, шёлк. Пояса украшали вышивкой, позументом, посеребрёнными или позолоченными металлическими бляхами со вставками из агата, бирюзы, жемчуга, сердолика. Надевали такие пояса поверх еляна, камзола.
- Повседневным головным убором для мужчин была шапочка-тюбетейка (тубэтэй, у пожилых тёмная, у молодых – цветная (зеленая, красная, синяя, вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом.
- Летом носили и меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры лисы, волка, рыси и др. Края шапки окаймляли полоской из более дорогого меха бобра или лисицы. В степных районах республики зимой надевали малахаи – уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Малахаи делали из войлока, сукна, подбивали мехом. Носили и колпаки из войлока с разрезанными полями. Богатые башкиры носили фетровые фески (фэс) с кистью. Среди служителей мусульманского культа в качестве головного убора была распространена чалма. Мужчинам запрещалось ходить с непокрытой головой, поэтому головные уборы носили в любую погоду.
- Особенностью, присущей башкирам было ношение мелких кожаных калош с сапожками – ичигами. Сапожки использовали в торжественных случаях: в них ходили в мечеть, в гости. При этом, заходя в помещение, калоши оставляли у порога. Мужчины носили и чулки и портянки.
3. Заключительная часть.
Мальчики и девочки башкиры очень любили играть и, собравшись вместе, придумывали веселые игры с танцами. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется «Курай».
Проводится башкирская народная игра "Курай"
4. Подведение итогов, рефлексия.
(примерные вопросы)
- О чем мы говорили на занятии?
- Что узнали о национальной одежде башкир?
- Что понравилось вам сегодня на занятии?
- Что было самым интересным?
- Какие были трудности?
- Где сегодня можно увидеть национальную одежду башкир?
- Одели бы вы такую одежду?
- Вы внимательно слушали и активно участвовали в ходе занятия, поэтому правильно ответите на следующие вопросы:
- Как называется мужская повседневная шапочка?
- Как называется женское длинное платье, украшенное лентами, монетами, кораллами?
- Что такое кэмэр?
- Как называется женская облегающая шапочка из плотной красной ткани с круглым отверстием на макушке?
- Что такое сарык?
- Как называется мужской головной убор с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину?
- Спасибо, дети, за полные оветы. Вам понравилось занятие? (Да). Вы сегодня были очень внимательными и узнали много нового о национальной культуре нашей малой Родины - Республики Башкортостан.