Валерия
Проектная работа «Проблемы социализации молодёжи в современных условиях»
▼ Скачать
Проектная работа
Предметом изучения в рамках этого проекта является молодёжь и её социализация, а также проблемы, с которыми она сталкивается в течение данного процесса. Объектом исследования являются те условия, институты и явления, которые приводят к проблемам социализации молодёжи в наши дни.
Публикация «Проектная работа „Проблемы социализации молодёжи в современных условиях“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2023
Цель данной проектной работы - анализ положения молодёжи как отдельной социальной общности в современном обществе, выявление тех проблем, которые мешают многим её представителям проходить процесс социализации или существенно этот процесс затрудняют.
Ниже представлены задачи данного проекта:
А) Определение основных понятий, необходимых для дальнейшего анализа;
Б) Исследование взаимодействия представителей молодежи внутри своей общности с собственным окружением;
В) Анализ системы образования, её роли в социализации молодых индивидов;
Г) Выработка решений имеющихся проблем у молодёжи во время социализации в рамках обозначенных выше сфер.
Во время работы мною было использовано несколько методов, соответствующих научным: анализ, абстрагирование, восхождение от абстрактного к конкретному.
Основные понятия.
Для грамотного изучения указанной в названии темы проектной работы следует определиться с основными понятиями, которые используются в ряде гуманитарных наук в качестве категорий тех явлений, что будут подвержены анализу в данном проекте.
Начать необходимо с определения молодёжи. Молодёжью в социологии называют социальную общность, объединенную рядом важных признаков, в числе которых единая возрастная группа (она варьируется в разных исследованиях, для простоты в качестве средних значений возьмём 14-28 лет, стремление вступить во взрослую жизнь и постепенная адаптация к этой жизни в период вхождения в неё. Во время нахождения человека в этой общности человек, как правило, переживает ряд достаточно важных жизненных событий – получает основное, среднее и высшее образование, начинает собственную профессиональную деятельность.
Все указанные выше события связаны с ещё одним понятием, не менее важным в контексте этой работы – социализацией, под которой подразумевается становление человека как личности, продолжающееся всю жизнь и связанное с непрерывным развитием тех или иных социальных качеств в нём. Важно при этом отметить, что именно на молодежный период человеческой жизни выпадает самый важный отрезок социализации, выражающийся в тех событиях, что были обозначены ранее. Индивид, получая образование и работу, учится правильно взаимодействовать со взрослыми окружающими, от отношений с которыми во многом зависит его дальнейшее благосостояние, равно как и жизнь в целом. В связи с этим очень важно, чтобы этот процесс произошёл максимально гладко. Тем не менее, явления в реальной жизни зачастую отличаются от представлений в проектных или курсовых работах, поэтому люди нередко сталкиваются с большим количеством проблем с социализацией в молодежный период своей жизни.
Считаю нужным здесь выделить два важных социальных явления, которые оказывают определяющее влияние на молодёжь: социальное окружение, состоящее преимущественно из таких же молодых людей, и социальный институт образования, сопровождающий молодёжь в течение её развития. Их и требуется рассмотреть в дальнейших частях проекта.
Окружение молодёжи и социализация.
Представители молодёжи находятся именно в том возрасте, чтобы посвящать большую часть своего досужего времени сверстникам, общению и различным совместным действиям с ними. Это достаточно просто объяснить: они ещё не обременены бытовыми или профессиональными обязанностями настолько, что не могут тратить много времени на отдых, в частности такого типа. С одной стороны, это нельзя назвать чем-либо плохим, ведь человек в любом возрасте не является машиной, строго и беспрекословно выполняющей поставленные задачи, ему нужно время для восстановления собственных сил, и порой чем больше такого времени, тем лучше для человека. С другой стороны, это может породить некоторые проблемы, тормозящие социализацию молодого человека. Предлагаю рассмотреть их ниже.
Во-первых, высока вероятность размытия определенных границ, которые должен поставить перед собой человек во время проведения досуга подобного рода. Большинству представителей молодёжи, особенно ранней, свойственно определённое непонимание чувства ответственности и расставления приоритетов в том, чем лучше заниматься. Это вызвано вполне себе объективной гормональной перестройкой организма, и это один из немногих случаев, когда биологические характеристики действительно влияют на развитие тех или иных социальных качеств в человеке. Если не купировать такую безответственность в подростке, это может вылиться в огромное количество проблем с работой или иной деятельностью.
Во-вторых, молодёжи свойственно бунтарское поведение, нередко переходящее во вступление в различные маргинальные группы, подражающие субкультурам прошлого и настоящего. Помимо практически бессмысленной траты времени, участие в подобных группах иногда сопровождается общественной опасностью совершаемых в них деяний, а это может привести к наступлению юридической ответственности, что для молодого человека будет негативным фактором при дальнейшем общении с другими людьми, а также при попытке трудоустройства и получения высшего образования.
В-третьих, молодые люди зачастую отдают приоритет встречам с другими представителями молодого поколения к времяпрепровождению с родителями и другими родственниками. Это может привести к межличностным конфликтам, которые в современном обществе именуются противоречиями «отцов и детей». Данное явление, безусловно, характерно для большинства семей, но все же желательно минимизировать его существование среди людей разных поколений.
Обозначенные проблемы можно решить только одним способом – постоянно работать над «вёрсткой» сознания молодёжи, при этом подобная работа так же не должна переходить определённые границы: не стоит прививать молодым людям излишнюю самоотверженность в учебе, нередко выливающуюся в страх совершить ту или иную ошибку. В психологии это именуется «синдромом отличника», и в молодых людях взращивать его категорически запрещено. Нужно учить молодёжь балансу между учёбой и отдыхом, обучать грамотному распределению времени. В этом принимать участие должны и образовательные учреждения, в частности школы. О влиянии таких образовательных институтов на молодёжь поговорим в следующей части проектной работы.
Роль системы образования в социализации молодёжи.
Ещё с советских времен, когда система образования стала общедоступной, школы и институты имели ряд достаточно серьёзных фундаментальных проблем, которые, по моему мнению, существуют и по сей день, мешая социализации молодёжи. Исследованием одной из таких проблем занялся известный советский мыслитель Эвальд Васильевич Ильенков в своей работе «Школа должна учить мыслить!». В ней он обозначил важнейший недостаток современной ему образовательной системы, который существует и по сей день: система школьного обучения заточена не на развитие аппарата мышления, рассудочного и разумного, а на механическое заучивание максимально большого количества информации.
Стародавняя поговорка «Многознание уму не научает» здесь как нельзя к месту. Безусловно, заучивание может быть эффективным, особенно для людей с плохой памятью, но оно порождает огромное множество проблем. Например, когда трудоустроенный человек попадает в ситуацию, которую не решишь с помощью заученных формул или правил, он банально впадает в осадок, и это сказывается на эффективности его работы. Или возьмем в качестве примера обучение в высшем учебном заведении, ведь там тоже требуется аналитическая или творческая работа за пределами заученных категорий. Такая колоссальная разница между тем, чему обучают в школе, и тем, что происходит в реальной жизни, видна уже сразу после получения основного или среднего общего образования, когда молодой человек переходит на качественно иной образовательный уровень. Стоит ли говорить, что такие школьные методики образования негативно сказываются на будущем молодёжи?
В качестве альтернативного решения данной проблемы осмелюсь предложить качественно новую методику обучения молодёжи в школах, основанное на привитии понимания, а не запоминания тех или иных знаний из учебной программы. Школе действительно следует развивать мышление молодых людей, особенно когда их мозг уже достаточно созрел для этого, вместо развития навыка заучивания. Таким образом, у учеников также будет появляться интерес к учёбе в связи с более конкретным и подробным объяснением учебного материала. Не стоит забывать и про смягчение качественной разницы между школами и высшими учебными заведениями, через которую современным молодым людям нередко приходится достаточно болезненно для себя проходить.
Как можно увидеть, смена характера преподавания для молодёжи может решить целый ряд проблем и тем самым значительно облегчить процесс социализации молодого поколения.
Заключение.
В данной проектной работе были проанализированы основные проблемы, негативно влияющие на социализацию молодёжи в современном обществе. Сделанные в результате анализа выводы, представляющие собой решения вышеуказанных проблем, могут принести практическую пользу как для нашей школы, так и для сети других многообразных образовательных учреждений. Мною не было проведено анкетирования, никакой другой статистический анализ не был приведен в данной работе, так как он здесь совершенно не имеет места. Во время изучения предложенного вопроса мною были изучены многочисленные социологические работы по поведению молодёжи, среди которых «Поведение современной молодёжи: между нормой и девиацией» Екатерины Игоревны Морозовой и «Модели социального поведения молодёжи в России» Лубского Анатолия Владимировича. Искренне надеюсь, что данная работа оправдала ожидания, а идеи, изложенные в ней, будут взяты на вооружение.