А А Кайшенова
Проблемы школьной адаптации учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение в школе на всех этапах является сложным периодом в жизни ребенка. Ключевая особенность социального положения ученика, школьника состоит в том, что его обучение является обязательной, социально значимой деятельностью. За результативность данного процесса ребенок несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Каждая из этих групп агентов социализации на каждом этапе школьного обучения по-разному проявляет свои качества и характеристики, необходимые для помощи детям, для их поддержки в новых условиях.
Публикация «Проблемы школьной адаптации учащихся» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Адаптация (от лат. аdaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Как указывается в энциклопедическом справочнике Б. Мещеряковой и В. Зинченко, адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект адаптации – общий для человека и животных – включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности т др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: заболеванию, потере какого-либо органа или ограничению его функции. Психологический аспект (частично перекрывается понятием социальной адаптации) – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.
Для правильной интерпретации понятия «адаптация» необходимо рассматривать две стороны данного процесса:
– индивид стремится воздействовать на среду, старается повлиять на события, происходящие в обществе, для того чтобы использовать нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые необходимы для него;
– индивид не стремится к новому воздействию, изменению и восприятию жизненной ситуации (конформное поведение).
Показателями дезадаптации являются признаки аномии и девиантного поведения у индивида, стремление и желание человека изменить ближний социум либо поиск новой социальной среды для более комфортного существования. Правильность и результативность процесса социальной адаптации во многом зависит от того, насколько правильно человек воспринимает себя и свои социальные связи и контакты.
Касаемо адаптации учащихся десятых классов речь часто идет о социальной адаптации детей. Понятие социальной адаптации в разных психолого-педагогических источниках трактуется по-разному. Это определяется сложностью и не однозначностью данного понятия.
Социальная адаптация (англ. social adaptation) – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенный биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.
В толковом словаре В. Даля социальная адаптация трактуется как активное приспособление человека к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
А. В. Мудрик выделяет, что по мнению Ж. Пиаже и Р. Мертона социальная адаптация – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением; согласование самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реалиями социальной среды [9].
Пристальное внимание к адаптации детей вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера
Затруднения социальной адаптации проявляются, выделяет М. А. Галагузова, у детей с нарушениями поведения, вредными привычками, невротическими и психосоматическими расстройствами. Риск затруднений увеличивается при отрыве от дома, разлуке с родителями и помещение в новые, незнакомые и непривычные условия [13].
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андрееева, В. К. Бальсевич, М. Р. Битянова, М. М. Врублевска, Л. Л. Головина, Ю. А. Копылов, Л. В. Корель, Л. И. Лубышева, Н. Ю. Синягина, Н. А. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития.