Анастасия Кудрявцева
Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья часто сталкиваются с проблемами личностного характера. Они наиболее склонны
распаду и конфликтным ситуациям, так как происходит деформация стиля внутрисемейного уклада семьи, меняется система отношений с внешним миром, также смена взглядов каждого из членов семьи и жизненных установок. Отцы детей с ограниченными возможностями здоровья, чаще всего не принимают ребенка с ОВЗ и отдаляются от семьи. Что касается матерей, в семьях с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, у них отмечается повышенная моральная и физическая нагрузка, обычно снижение уровня психического здоровья. Ими переживаются данные жизненные обстоятельства как чувство отсутствия реализации своих жизненных планов.
Публикация «Проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Существует несколько схем отношения родителя к ребенку с ограниченными возможностями здоровья :
- отрицание – родители не признают и не принимают никаких ограничений возможностей, более того, ожидают и настаивают на высокой успешности во всех видах деятельности;
- чрезмерная защита, опека, охрана – родители испытывают большое чувство жалости и сочувствуют своему ребенку, которые проявляют в гиперопеке, заботе, чрезмерной любви, защите. В данном случае родители готовы сделать для ребенка все возможное;
- отвержение или отречение от ребенка (открытое) – ребенок принимается с отвращением, родители чувствуют и осознают свои враждебные чувства по отношению к своему ребенку.
В рамках дошкольного образовательного учреждения создают оптимальную систему комплексной поддержки таких детей.
Объектами сопровождения выступают:
- всестороннее развитие ребенка, в соответствии с его имеющимися возможностями;
- коррекция психических и физических недостатков ребенка;
- включение в окружающую социальную среду;
- подготовка к обучению в школе.
Предложенная модель воспитания и обучения детей осуществляется с помощью личностно-ориентированного подхода к ребенку с использованием психолого-педагогической поддержки, адаптации, помощи, развивающей и коррекционной деятельности.
Алгоритм комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках дошкольного учреждения подразумевает следующие действия:
- сбор информации и составление базы данных о детях с ограниченными возможностями здоровья;
- выбор технологии по развитию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- повышение компетенции психолого-педагогической стороны у всех участников комплексного сопровождения, и родителей в том числе;
- психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, с последующим определением основных направлений коррекционно-развивающей работы, а также составление АООП и ИОМ;
- обязательное включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также информирование родителей о полученных результатах работы с детьми;
- анализ и оценка совместной деятельности сопровождения ребенка, в рамках данной модели;
- составление прогнозов развития ребенка.
Самым главным моментом является работа с родителями. Формы работы с родителями предполагают как групповой, так и индивидуальный характер работы.
Укажу эффективные методы работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья :
- самодиагностика отношения родителя к ребенку с ограниченными возможностями здоровья;
- консультирование родителей по запросу;
- знакомство родителя с программой развития ребенка;
- формирование и работа родительского клуба;
- обсуждение поведения детей и родителей, проблемных психологических ситуаций с которыми сталкиваются родители, приемов общения;
- информирование родителей о результатах обследований психолого-педагогического характера, а также о результатах коррекционно-развивающей работы.
Таким образом, подчеркну, что в работе комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья прослеживается тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в воспитательно-образовательном процессе, развитие компетентности всех участников данного процесса, а также обязательный обмен опытом о проделанной работе. При наличии всех составляющих взаимодействия, в комплексном сопровождении, ожидается развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья с положительной динамикой в его развитии, что и является основной целью.
Литература:
Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие. Автор: Левченко Ирина Юрьевна, Ткачева Виктория Валентиновна. Издательство: Просвещение, 2008 г.
Мамайчук, Смирнова: Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения. Учебное пособие для вузов. Издательство: Эко-Вектор, 2014 г.
Мудрик А. В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2008.