МААМ-картинки

Проблемы развития детской активности и самостоятельности

Нина Митрофанова
Проблемы развития детской активности и самостоятельности
▼ Скачать

В условиях гуманизации воспитательно - образовательного процесса мотивы свободы, личностной независимости ребёнка в образовательном пространстве играют всё более значимую роль. В таких документах, как Декларация прав ребёнка, Конвенция о правах ребёнка, говорится о предоставлении детям прав и свобод, прежде всего, права на развитие своих интересов, сохранение своей индивидуальности, формирование собственных взглядов и убеждений, права на личную жизнь, отдых, досуг.

Публикация «Проблемы развития детской активности и самостоятельности» размещена в разделах

Права и свободы ребёнка провозглашаются в Законе Российской Федерации «Об образовании», программах воспитания и обучения детей в детском саду («Радуга», «Развитие» и др.) подчёркивается необходимость предоставления детям времени для самостоятельной, свободной, нерегламентированной деятельности, развития их самостоятельности, активности, творчества, самодеятельности.

Проблема развития детской активности и самостоятельности напрямую связана с предоставлением детям права на свободу выбора деятельности и отношений. Свобода - это возможность человека действовать в соответствии со своими потребностями, желаниями, интересами, делать выбор и проявлять свою волю, учитывая при этом законы развития природы и общества. Очень важно понять, что такое свобода, когда речь идёт о ребёнке.

Педагоги прошлого (К. Д. Ушинский, И. Д. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо) сходятся в одном: для того чтобы личность развивалась, ей нужна свобода. Сторонники теории свободного воспитания (К. Н. Вентцель, С. Т. Шацкий, JI.K. Шлегер) вкладывали в понятие «свобода» следующее содержание:

-свобода заключается в возможности делать всё то, что не наносит ущерба физическому и духовному развитию ребёнка и не вредит другим людям;

-свобода ребёнка обеспечивает ему наиболее богатую по своему содержанию жизнь, наиболее счастливую жизнь;

-недопустимо, чтобы слово «свобода» подменялось таким понятиями, как беспринципность, беспорядок, хаос. Свобода ограничена свободой других.

Таким образом, говоря о свободе ребёнка мы говорим о предоставлении ему свободы делать всё, что он хочет, кроме того, что вредно для развития или опасно для жизни его собственной или окружающих.

Проведя беседы с детьми о том, что есть свобода, кого они считают свободным человеком, свободны ли они сами, можно сделать некоторые выводы. Большинство детей старшего дошкольного возраста считают, что быть свободным - это, «делать то, что хочу», «ничего не делать», «валять дурака», «гулять, бегать, развлекаться». Дети уравнивают понятия «свобода» и «вседозволенность». Свобода должна быть не только внешней, но и внутренней, границы которой определяет для себя сам человек. Поэтому важно не подарить человеку внешнюю свободу, а помочь приобрести внутреннюю. В этом случае речь уже идёт не просто о свободе, а о свободе выбора.

Свобода - это внутреннее ощущение каждого человека, талант, который можно заглушить, но можно и развить. Родители в той или иной мере делают это уже на первом году жизни младенца: пеленают или нет, придерживаются строгого режима кормления или откликаются на голодные призывы ребёнка. Мерилом свободы в каждой из данных ситуаций необходимо считать ту активность ребёнка, которая не подавляется взрослым.

Желание быть независимым - одно из самых сильных желаний раннего детства, наиболее ярко проявляется в период «кризиса трёх лет». Ребёнок уже может часть заботы о самом себе взять на себя, Взрослые же не хотят поделиться с ребёнком своей заботой о нём. Возникает конфликт, выход из которого - подчинение взрослым или протест. Любые ситуации общения со взрослыми в этот период ребёнок осмысляет как ситуации проверки свободы выбора.

Вводя ограничения, взрослый ограничивает не свободу, а произвол личности, который может быть разрушительным и для общества, и для личности. Дошкольникам должна быть предоставлена разумная свобода. Она предполагает, прежде всего, заботу о здоровье и жизни детей и заключается не в том, чтобы убрать с дороги всё то, что бьётся, жжётся, колется, а в том, чтобы дать представление об этих объектах и научить взаимодействовать с ними, т. е. помочь овладеть ситуацией и способами обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Чтобы дети употребляли свободу с пользой для дела, а не с целью удовлетворения своих примитивных потребностей, ситуации свободного выбора должны развивать ребёнка. Они должны не просто находится в зоне его интересов и сиюминутных потребностей, а создать условия для расширения интересов и развития потребностей.

Свобода выбора - это умение выбирать лучшее для себя и других. В основе этого умения лежит овладение ребёнком различными видами деятельности и активное взаимодействие с окружающей средой. При этом рамки свободного выбора должны расширяться по мере овладения ребёнком различными видами деятельности. Представление личности свободы не означает снятие всяческих ограничений. Гораздо важнее дать ребёнку знание самого себя, окружающего мира и научить реализовывать себя в деятельности, т. е. внутреннюю свободу.

Взрослые должны осознавать необходимость предоставления детям свободы выбора и создавать условия для её реализации.

Условия для успешного протекания ситуаций свободного выбора:

-общение воспитателя и ребёнка на равных.

-учёт возрастных возможностей и интересов детей.

-создание в д/саду среды, охватывающей все сферы человеческой жизни.

-опора на жизненный опыт детей, расширение сферы деятельности и освоение новых способов действия.

-дифференцированная помощь детям в процессе принятия решения и его реализации.

-сознательная дисциплина, основанная на занятости каждого ребёнка интересным делом.

Перечисленные условия позволяют развивать ребёнка как самостоятельного человека, умеющего выбирать и нести ответственность за свой выбор, заполнять своё свободное время полезной и интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных детей.

Публикации по теме:

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура).

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Ледяные фигуры для развития двигательной активности дошкольниковЛедяные фигуры для развития двигательной активности дошкольников С приходом зимы, первыми снегопадами мы начинаем думать как будем украшать наши участки. Ведь украшенный участок побуждает детей к активным.

Развитие детской самостоятельности и познавательной активности в практическом применении дидактических модулей Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Игра пронизывает всю жизнь ребенка,.

Снежные постройки для развития двигательной активности дошкольниковСнежные постройки для развития двигательной активности дошкольников Чтобы зимние прогулки были в радость, каждый год на участке детского сада мы строим снежные постройки. Продумываем, для чего каждая скульптура.

Создание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельностиСоздание условий в группе для поддержки детской активности и самостоятельности В дошкольном возрасте движение является средством познания окружающего мира, поэтому необходимо уметь создавать условия для поддержки детской.

Стимулирование активности и самостоятельности детей подготовительной группыСтимулирование активности и самостоятельности детей подготовительной группы Приветствую вас, дорогие коллеги! Ни для кого не секрет, что самостоятельные, с активной жизненной позицией люди быстрее делают свой выбор,.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы развития детской активности и самостоятельности
Опубликовано: 28 января 2022 в 14:36
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы развития детской активности и самостоятельности» (включая файлы) размещена пользователем Нина Митрофанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД